Особенности художественной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Описание работы

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткое время – одну человеческую жизнь.

Содержание

Введение 3
Особенности художественной культуры 4
Заключение 10
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Художественная культура.docx

— 25.36 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ 
 

Реферат по дисциплине

«Культурология» 
 

Тема:  Особенности художественной культуры

                                    
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                  Выполнила: студентка группы ДЯК-2

                  Макаревич Елизавета

                  Проверил: Ширшов И.Е. 

Минск, 2011г

    Содержание

Введение                                       3

Особенности художественной культуры       4

Заключение                            10

Список  литературы                          11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Художественная  культура занимает особое место как  в системе культуры в целом, так  и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных  произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным  образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто  именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткое время –  одну человеческую жизнь.

    Происходит  это потому, что в художественной культуре проявляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы общественной и духовной жизни – на мораль, религию, науку, политику, философию  и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние.

    Но, что самое главное, художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится  в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается  к ней сознательно или, как  ему кажется, безразличен к ней.

    Художественная  культура активно участвует в  формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в  современной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности художественной культуры

    Обычно  понятие «художественная культура»  отождествляется с искусством. И  это не случайно: искусство –  центральный и системообразующий  элемент художественной культуры. Искусство  обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных  с ним форм деятельности – художественное творчество, художественное восприятие, художественную критику и т. д., образуя  вокруг себя «культурное поле».

    В научной литературе нет единого  мнения в определении составляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все  авторы в художественную культуру включают три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распространение  и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.

    Взаимодействие  этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторический характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависят возможность формирования творческой личности; востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом; соответствие системы  художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей  назначению искусства.

    Художественная  культура складывается исторически  по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает  в себя новые формы и виды творчества.

    Художественно-творческая деятельность, в результате которой  создаются произведения искусства, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление  их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностей, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для  творческой деятельности, собирания  и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления  художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства  и т. д.

    Таким образом, художественная культура стала  представлять совокупность процессов  и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или  материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

    Так, для создания произведений искусства  – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны  еще условия, при которых талант и способность к творчеству могут  реализоваться: это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного  образования; создание условий, при  которых обладающий способностью к  художественному творчеству человек  мог бы обеспечить своей деятельностью  свое существование, т. е. создание системы  приобретения художественных произведений, оплаты труда художника и т. д.

    Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зрителей. Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к  появлению разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок, салонов, концертов, постановке спектаклей и т. д. Вначале  эта деятельность была достаточно хаотична, но со временем обретала определенные формы. Появляются специальные выставочные  помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные  учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры. Художественные музеи –  это просветительские, научно-исследовательские  учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются произведения искусства. Библиотеки –  собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточием накопленной  человечеством информации. Именно поэтому  библиотеки – важнейший фактор культуры, а их состояние  – символ состояния  нации.

    Вполне  естественно, что как организация, так и функционирование всех этих учреждений зависят от политического  устройства общества, социально-экономических  отношений, которые сложились и  господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства, от личной культуры власть имущих.

    Важным  элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству  не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентации.

    Особенно  важны первые сведения, которые человек  получает об искусстве. В зависимости  от того, какое отношение к искусству  он встретит в начале своего жизненного пути – уважение и любовь или  пренебрежение, во многом зависит будущее  отношение к искусству: появится устойчивая потребность в нем  или сложится интерес только к  его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются  все последующие представления. Данное обстоятельство обусловливает  огромное значение организации системы  художественного и эстетического  воспитания, что должно стать одним  из направлений культурной политики государства.

    Приобщение  к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его  непреходящей ценности, осознание его  особенностей, своеобразия каждого  его вида.

    В процессе развития искусства возникает  потребность в глубоком осмыслении этого уникального феномена, что  и приводит к появлению науки  об искусстве – искусствознания.

    Искусствознание – совокупность наук, исследующих  искусство. Оно изучает происхождение  искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности его развития, природу художественного творчества, функции искусства, его место  и роль в духовной и общественной жизни.

    Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют науки, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение  и др. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве как об объекте.

    И искусствознание в целом, и частные  науки об искусстве включают в  себя три дисциплины: теорию искусства, историю искусства и художественную критику.

    Науки о конкретных видах искусства  влияют друг на друга. Каждая из них  опирается на опыт других искусств и различные области искусствознания. 

    Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю  сферу художественного творчества, так как каждый вид искусства  не только специфичен, но и несет  в себе универсальные характеристики всего искусства в целом.

    Соответственно  и науки, их изучающие, раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и искусства в целом. Теория одного вида искусства исследует  одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.

    В то же время необходимо отметить, что  искусствознание как общая теория искусства не может быть сведено  к сумме наук о конкретных видах  искусства. Его содержание значительно  глубже и шире.

    В настоящее время идет глубокое исследование искусствознания как общей теории искусства. При всем том, что изучение искусства началось очень давно, некоторые ученые вполне обоснованно  полагают, что теория искусства еще  не сформировалась и наука находится  только на подступах к ее созданию.

    Особое  место в структуре искусствознания  занимает художественная критика. Критика  – это вид литературного творчества, состоящий в истолковании, объяснении и оценке художественных произведений.

    Исследуя  и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу  наук о конкретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.

    Художественная  критика активно влияет как на творцов, так и на потребителей искусства. Тех и других, хотя и по-разному, она ориентирует в художественном процессе, помогая определить место  каждого нового художественного  произведения в нем, тенденции развития искусства, ценностные ориентации. Опираясь на теоретические основы философии  и эстетики, художественная критика  обладает возможностью глубокого осмысления не только искусства, но и самой жизни  и происходящих в ней процессов.

    Роль  художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды  неодинакова.

    В середине XIX века литературная критика  стала главным выразителем демократических  идей общества. Через взгляд на литературу литературные критики оценивали и рассматривали саму жизнь и предлагали возможные с их точки зрения пути решения социальных конфликтов.

    Такой же была литературно-художественная критика  в советское время. Лучшие ее представители  становились выразителями прогрессивных  идей своего времени.

Информация о работе Особенности художественной культуры