Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткое время – одну человеческую жизнь.
Введение 3
Особенности художественной культуры 4
Заключение 10
Список литературы 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Реферат по дисциплине
«Культурология»
Тема: Особенности художественной культуры
Выполнила: студентка группы ДЯК-2
Макаревич Елизавета
Проверил: Ширшов
И.Е.
Минск, 2011г
Содержание
Введение
Особенности художественной культуры 4
Заключение
Список
литературы
Введение
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткое время – одну человеческую жизнь.
Происходит это потому, что в художественной культуре проявляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы общественной и духовной жизни – на мораль, религию, науку, политику, философию и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние.
Но, что самое главное, художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, безразличен к ней.
Художественная
культура активно участвует в
формировании духовного мира личности.
Именно поэтому так важно понять
своеобразие художественной культуры,
особенности ее проявления, ее роль
в развитии общества и место в
современной жизни.
Особенности художественной культуры
Обычно
понятие «художественная
В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы в художественную культуру включают три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распространение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей – произведений искусства.
Взаимодействие
этих элементов художественной культуры
носит конкретно-исторический характер,
определяется особенностями развития
общества и многими другими причинами.
От соотношения и взаимодействия
составных элементов
Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.
Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностей, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собирания и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.
Таким образом, художественная культура стала представлять совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.
Так, для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых талант и способность к творчеству могут реализоваться: это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своей деятельностью свое существование, т. е. создание системы приобретения художественных произведений, оплаты труда художника и т. д.
Искусство
создается для людей –
Вполне естественно, что как организация, так и функционирование всех этих учреждений зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений, которые сложились и господствуют в нем. Художественная культура во многом зависит от культурной политики государства, от личной культуры власть имущих.
Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентации.
Особенно
важны первые сведения, которые человек
получает об искусстве. В зависимости
от того, какое отношение к искусству
он встретит в начале своего жизненного
пути – уважение и любовь или
пренебрежение, во многом зависит будущее
отношение к искусству: появится
устойчивая потребность в нем
или сложится интерес только к
его развлекательной функции. Первая
информация всегда создает определенную
установку, на которую, как на фон, накладываются
все последующие представления.
Данное обстоятельство обусловливает
огромное значение организации системы
художественного и
Приобщение
к искусству формирует
В процессе развития искусства возникает потребность в глубоком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве – искусствознания.
Искусствознание
– совокупность наук, исследующих
искусство. Оно изучает происхождение
искусства, его социальную и эстетическую
сущность, закономерности его развития,
природу художественного
Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют науки, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве как об объекте.
И
искусствознание в целом, и частные
науки об искусстве включают в
себя три дисциплины: теорию искусства,
историю искусства и
Науки
о конкретных видах искусства
влияют друг на друга. Каждая из них
опирается на опыт других искусств
и различные области
Очевидно,
что при всем различии конкретных
видов искусства они обладают
общей природой и каждое конкретное
искусство может представлять всю
сферу художественного
Соответственно и науки, их изучающие, раскрывают не только особенности данного вида искусства, но и искусства в целом. Теория одного вида искусства исследует одновременно и более общие закономерности искусства. Однако они не заменяют одна другую, а дополняют, изучая не только «особенное», но и «общее» в искусстве.
В
то же время необходимо отметить, что
искусствознание как общая
В
настоящее время идет глубокое исследование
искусствознания как общей
Особое
место в структуре
Исследуя и оценивая художественные произведения, критика входит составной частью в искусствознание и сферу наук о конкретных видах искусства. В то же время она сама является частью художественного процесса.
Художественная
критика активно влияет как на
творцов, так и на потребителей искусства.
Тех и других, хотя и по-разному,
она ориентирует в
Роль художественной критики в разных обществах, в разные исторические периоды неодинакова.
В
середине XIX века литературная критика
стала главным выразителем
Такой же была литературно-художественная критика в советское время. Лучшие ее представители становились выразителями прогрессивных идей своего времени.