Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 

Своеобразие исторического  развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий  художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая  культура в истории человечества. 

В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический  и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества. 

История греческой  культуры, соответственно истории Древней Греции, прошла следующие этапы развития: 

1. Гомеровский  период (XI - VIII вв. до и. э.). 

2. Архаика, период  образования рабовладельческих  городов- государств (VII—VI вв. до  и. э.). 

3. Классика: 

ранняя классика (490-450-е гг. до н. э.); 

высокая классика (450-410-е гг. до и. э.); 

поздняя классика (конец V - IV вв. до и. э.). 

4. Эллинистический  период (конец IV в. - I в. до н.  э.).

Гомеровский период 

Древнейший период греческой культуры носит название гомеровского по имени Гомера - легендарного автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея". Имению в этот период сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги. 

Мифы (от греч. mythos - повествование, басня, предание) - создания коллективной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными*204. 

*204: {См.: Литературный  энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 222.} 

Мифы - это определенное представление о мире, цельная  система взглядов, в соответствии с которыми воспринимается мир. Сложившись в первобытной культуре, мифология  впоследствии явилась основой формирования науки, политической идеологии и т. п. Происходит своеобразное переосмысление мифов при включении в новые структуры. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве, связанном с мифом прежде всего по типу отражения действительности. 

Греческая мифология имеет свою историю развития. 

Различаются следующие  этапы: 

- дофессалийская  или доолимпийская мифология,  порожденная еще периодом матриархата; 

- фессалийская  или олимпийская, связанная с  патриархатом и примитивными  формами раннего крито-микенского  рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественному развитому и строгому героизму. Этот этап получил название классической мифологии, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира. 

В этот период в  мифологии появляются герои, побеждающие чудовищ, ранее пугавших воображение человека. Вместо мелких божков и демонов является одни главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все. Боги живут на горе Олимп, где воцаряются отношения патриархальной общины. 

Мифология отразила и процесс роста самосознания человека. Мифологический герой в период так называемого "позднего героизма" вступает в спор, в состязание с богами, за что они нередко мстят. Символичен образ Прометея, который страдает за свою помощь людям: по приказу Зевса он прикован к скале, и ежедневно орел терзает его печень. 

На основе богатой  системы мифологических образов  и сюжетов, других жанров фольклора  возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим  источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", авторство которых приписывают Гомеру*205. 

*205: {См. подробнее  в кн.: Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.} 

Сюжеты обеих  поэм относятся к сказаниям о  Троянской войне, но реальная история  здесь переплетена с более ранними мифами. В "Илиаде" нашла воплощение героическая тематика, в "Одиссее" - бытовая и сказочная. 

События "Илиады" охватывают десятый год войны, незадолго  до падения Трои. Сюжетное время  поэмы - 51 день. По событиям этих дней дается максимально насыщенное изображение военной жизни того периода. Сюжетообразующее начало поэмы - гнев Ахилла, вызванный ссорой с предводителем войска Агамемноном, отобравшим у героя его пленницу Брисеиду. И первое слово гомеровского текста - "гнев": 

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына. 

Грозный, который  ахеянам тысячи бедствий соделал: 

Многие души могучие славных героев низринул 

В мрачный Лид  и самих распростер их в корысть  плотоядным 

Птицам окрестным  и псам (совершалася Зевсова воля), - 

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою 

Пастырь народов  Атрид и герой Ахиллес благородный. 

Дальнейшее развитие сюжета таково: оскорбленный Ахилл  покинул войско и вернулся лишь после  гибели Патрокла. Кульминация поэмы - поединок Ахилла с Гектором, виновником гибели Патрокла. Развязка - возвращение отцу убитого Гектора Приаму - тела его сына. 

Вторая поэма  Гомера рассказывала о странствиях  Одиссея, его возвращении домой, длившемся десять лет. Эти годы были полны приключений и невероятных  событий (эпизод с одноглазым циклопом Полифемом, пребывание в подземном мире, у нимфы Калипсо и т. д.). Заключительные главы повествуют о возвращении Одиссея в Итаку, где его ждет верная Пенелопа, о счастье, воцарившемся в его доме. 

В "Одиссее" Гомер использует своеобразный композиционный прием: рассказ в рассказе. Повествование о фантастических событиях ведется не от лица автора, а содержится в рассказах героя о его странствиях. Так автор как бы не участвует в мифологизации действительности. 

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - гуманизм, проявляющийся в прославлении жизни и человека. Гомер воспевает мужество человека, его доблесть, верность в дружбе, любовь к родине, уважение к старости, т. е. те свойства и качества, которые приобрели общечеловеческий характер. 

Так, Ахилл самолюбив, страшен в гневе, подвержен личным обидам, но ему присущи высокие нравственные понятия, которые и определяют его поступки: возвращение в войско, искупление вины героическими подвигами. Особенно знаменателен финал поэмы, где гнев Ахилла разрешается великодушием и милосердием: тронутый горем Приама (отца убитого Гектора), его мужеством (Приам явился безоружным в стан врага), Ахилл выдаст тело Гектора, которое, по обычаю, должно было быть предано поруганию. На время совершения погребальных обрядов прекращаются военные действия. Так поэма воспевает человечность героя. 

Размышляя о  жизни и смерти, герои Гомера стремятся  оставить о себе славную память. Ахилл говорит: 

Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу, 

Где суждено, но сияющей славы я прежде добуду! 

Многозначен образ  Одиссея. Он символизирует стремление к познанию, неуемную страсть первооткрывателя, путешественника. 

Знаменательно, что под именем Улисса он появляется в произведении XIV в. - поэме Данте "Божественная комедия". Улисс призывает своих товарищей отдать свою жизнь "постиженью новизны, чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!". Улисс отправляется в смелое плавание в неведомые места, доплывает до границ чистилища, стремясь познать то, что недоступно смертному. За свою дерзость он расплачивается жизнью, но Данте вслед за Гомером утверждает устами героя: 

Вы созданы  не для животной доли, 

Но к доблести и знанью рождены. 

В бессмертных  поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" раскрывается трагическая сущность войны, несущей страдания и смерть, осуждается "междоусобная брань, человекам ужасная", содержится призыв к миру: 

О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с  нею 

Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство  вводит! 

Поэмы Гомера органически  связаны с фольклором. Написаны они гекзаметром*206 - основным размером античной поэзии, придающим изложению приподнятое, торжественное звучание. 

*206: {Гекзаметр  или гексаметр - 6-стопный дактиль  (дактиль - трехсложная стопа с  ударением на первом слоге), после  3 стопы - цезура (пауза), рассекающая стих на 2 полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. В переводах на русский язык, где используется силлабо-тоническая система стихосложения, дактиль сочетается с хореем (хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге). См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 75} 

В России интерес  к Гомеру начал проявляться одновременно с усвоением византийской культуры. Усилился он в XVIII в., но первый полный перевод "Илиады" гекзаметром сделан уже  в XIX веке И. И. Гнедичем (1829), "Одиссеи" - В. А. Жуковским (1849). Эти переводы не утратили своего значения и в наши дни. 

Эпический жанр развивался в древнегреческой поэзии и впоследствии. К послегомеровскому  эпосу можно отнести творчество Гесиода (VIII - VII вв. до и. э.). До нас дошли  две поэмы Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония" ("Родословная богов"). 

Архитектура и  изобразительное искусство гомеровского периода не достигли высоты и совершенства эпической поэзии. В эту эпоху  зарождается монументальная архитектура, дошедшая до наших дней в развалинах. Она представляет собой переработку более раннего типа, развитого в эгейской культуре, - мегарона. 

Существовала  примитивная скульптура культового назначения: ксоаны - грубо обработанные идолы из дерева или камня. Более  поздние раскопки обнаружили статуэтки из глины, бронзы или кости, исполненные наивной радости, например, "Пахарь", "Герой и Кентавр" (VIII в. до н. э.). Развитие ремесел приводит к расцвету прикладного искусства (керамика, вазопись). Геометрический орнамент, тонкое чувство ритма, мастерство композиции в компоновке многофигурных сцен определяют художественное совершенство дипилонских ваз, имевших культовое значение (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). 

Таким образом, уже древнейший период развития греческого искусства дал миру произведения непреходящего значения по общечеловеческим ценностям, заключенным в их содержании, образной системе, совершенству художественного исполнения.

Архаика 

В архаический  период развития Древней Греции складывается рабовладельческое общество, формируются греческие города-государства. Борьба демоса (свободных членов общества) против родовой аристократии привела к установлению рабовладельческой аристократии. Все это создает условия для развития культуры: научного мышления, различных видов искусства (литературы, театра, архитектуры, скульптуры и другого), вступающего на путь своего первого расцвета. 

Особое развитие получает архитектура, что связано  с расширением городского строительства. Именно в этот период закладываются  основы античной архитектуры, формируется система архитектурных ордеров*207: дорический, ионический, позднее - коринфский. Создастся особый тип здания, воплотившего мир идей и чувств свободных граждан города-государства, - храм, ставший центром важнейших событий общественной жизии. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, и занимал господствующее положение. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) - прямоугольник в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. 

*207: {Ордср - порядок  соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия- антаблемента.} 

Архитекторы Древней  Греции обладали высоким эстетическим вкусом. Возводя храм, они находили гармоническое единство с окружающим пейзажем и с другими зданиями архитектурного ансамбля, что создавало впечатление художественной неповторимости их созданий. Таковы Базилика в Пестуме (середина VI в. до н. э.), храм Аполлона в Коринфе (около 540 г. до и. э.), храм Артемиды в Эфесе и другие. 

Информация о работе Античная художественная культура