Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Своеобразие исторического
развития Древней Греции обусловило
гуманистическое содержание и высокий
художественный уровень ее искусства,
то место, которое. заняла древнегреческая
культура в истории человечества.
В период расцвета
греческой рабовладельческой
История греческой
культуры, соответственно истории Древней
Греции, прошла следующие этапы развития:
1. Гомеровский
период (XI - VIII вв. до и. э.).
2. Архаика, период
образования рабовладельческих
городов- государств (VII—VI вв. до
и. э.).
3. Классика:
ранняя классика
(490-450-е гг. до н. э.);
высокая классика
(450-410-е гг. до и. э.);
поздняя классика
(конец V - IV вв. до и. э.).
4. Эллинистический период (конец IV в. - I в. до н. э.).
Гомеровский период
Древнейший период
греческой культуры носит название
гомеровского по имени Гомера - легендарного
автора эпических поэм "Илиада" и
"Одиссея". Имению в этот период сложились
основы греческой мифологии и народной
эпической поэзии, отразившие жизнь народа,
его духовные стремления, героические
подвиги.
Мифы (от греч. mythos
- повествование, басня, предание) - создания
коллективной фантазии, обобщенно отражающие
действительность в виде чувственно-конкретных
персонификаций и одушевленных существ,
которые мыслятся первобытным сознанием
вполне реальными*204.
*204: {См.: Литературный
энциклопедический словарь. - М., 1987. - С.
222.}
Мифы - это определенное
представление о мире, цельная
система взглядов, в соответствии
с которыми воспринимается мир. Сложившись
в первобытной культуре, мифология
впоследствии явилась основой формирования
науки, политической идеологии и т. п. Происходит
своеобразное переосмысление мифов при
включении в новые структуры. Особый интерес
представляет их трансформация в литературном
творчестве, связанном с мифом прежде
всего по типу отражения действительности.
Греческая мифология
имеет свою историю развития.
Различаются следующие
этапы:
- дофессалийская
или доолимпийская мифология,
порожденная еще периодом
- фессалийская
или олимпийская, связанная с
патриархатом и примитивными
формами раннего крито-
В этот период в
мифологии появляются герои, побеждающие
чудовищ, ранее пугавших воображение человека.
Вместо мелких божков и демонов является
одни главный, верховный бог Зевс, которому
подчиняются все. Боги живут на горе Олимп,
где воцаряются отношения патриархальной
общины.
Мифология отразила
и процесс роста самосознания человека.
Мифологический герой в период так называемого
"позднего героизма" вступает в спор,
в состязание с богами, за что они нередко
мстят. Символичен образ Прометея, который
страдает за свою помощь людям: по приказу
Зевса он прикован к скале, и ежедневно
орел терзает его печень.
На основе богатой
системы мифологических образов
и сюжетов, других жанров фольклора
возникла литература Древней Греции.
Героический миф стал важнейшим
источником формирования героического
эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада"
и "Одиссея", авторство которых приписывают
Гомеру*205.
*205: {См. подробнее
в кн.: Лосев А. Ф. Гомер. - М.,
1960.}
Сюжеты обеих
поэм относятся к сказаниям о
Троянской войне, но реальная история
здесь переплетена с более ранними
мифами. В "Илиаде" нашла воплощение
героическая тематика, в "Одиссее"
- бытовая и сказочная.
События "Илиады"
охватывают десятый год войны, незадолго
до падения Трои. Сюжетное время
поэмы - 51 день. По событиям этих дней дается
максимально насыщенное изображение военной
жизни того периода. Сюжетообразующее
начало поэмы - гнев Ахилла, вызванный
ссорой с предводителем войска Агамемноном,
отобравшим у героя его пленницу Брисеиду.
И первое слово гомеровского текста - "гнев":
Гнев, богиня, воспой
Ахиллеса, Пелеева сына.
Грозный, который
ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души
могучие славных героев низринул
В мрачный Лид
и самих распростер их в корысть
плотоядным
Птицам окрестным
и псам (совершалася Зевсова воля),
-
С оного дня,
как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов
Атрид и герой Ахиллес
Дальнейшее развитие
сюжета таково: оскорбленный Ахилл
покинул войско и вернулся лишь после
гибели Патрокла. Кульминация поэмы
- поединок Ахилла с Гектором, виновником
гибели Патрокла. Развязка - возвращение
отцу убитого Гектора Приаму - тела его
сына.
Вторая поэма
Гомера рассказывала о странствиях
Одиссея, его возвращении домой,
длившемся десять лет. Эти годы были
полны приключений и
В "Одиссее"
Гомер использует своеобразный композиционный
прием: рассказ в рассказе. Повествование
о фантастических событиях ведется не
от лица автора, а содержится в рассказах
героя о его странствиях. Так автор как
бы не участвует в мифологизации действительности.
Одна из причин
бессмертия гомеровского эпоса - гуманизм,
проявляющийся в прославлении жизни и
человека. Гомер воспевает мужество человека,
его доблесть, верность в дружбе, любовь
к родине, уважение к старости, т. е. те
свойства и качества, которые приобрели
общечеловеческий характер.
Так, Ахилл самолюбив,
страшен в гневе, подвержен личным обидам,
но ему присущи высокие нравственные понятия,
которые и определяют его поступки: возвращение
в войско, искупление вины героическими
подвигами. Особенно знаменателен финал
поэмы, где гнев Ахилла разрешается великодушием
и милосердием: тронутый горем Приама
(отца убитого Гектора), его мужеством
(Приам явился безоружным в стан врага),
Ахилл выдаст тело Гектора, которое, по
обычаю, должно было быть предано поруганию.
На время совершения погребальных обрядов
прекращаются военные действия. Так поэма
воспевает человечность героя.
Размышляя о
жизни и смерти, герои Гомера стремятся
оставить о себе славную память.
Ахилл говорит:
Так же и я, коль
назначена доля мне равная, лягу,
Где суждено, но
сияющей славы я прежде добуду!
Многозначен образ
Одиссея. Он символизирует стремление
к познанию, неуемную страсть первооткрывателя,
путешественника.
Знаменательно,
что под именем Улисса он появляется
в произведении XIV в. - поэме Данте
"Божественная комедия". Улисс призывает
своих товарищей отдать свою жизнь "постиженью
новизны, чтоб, солнцу вслед, увидеть мир
безлюдный!". Улисс отправляется в смелое
плавание в неведомые места, доплывает
до границ чистилища, стремясь познать
то, что недоступно смертному. За свою
дерзость он расплачивается жизнью, но
Данте вслед за Гомером утверждает устами
героя:
Вы созданы
не для животной доли,
Но к доблести
и знанью рождены.
В бессмертных
поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея"
раскрывается трагическая сущность
войны, несущей страдания и смерть,
осуждается "междоусобная брань, человекам
ужасная", содержится призыв к миру:
О, да погибнет вражда
от богов и от смертных, и с
нею
Гнев ненавистный,
который и мудрых в неистовство
вводит!
Поэмы Гомера органически
связаны с фольклором. Написаны они
гекзаметром*206 - основным размером античной
поэзии, придающим изложению приподнятое,
торжественное звучание.
*206: {Гекзаметр
или гексаметр - 6-стопный дактиль
(дактиль - трехсложная стопа с
ударением на первом слоге), после
3 стопы - цезура (пауза), рассекающая
стих на 2 полустишия, с нисходящим и восходящим
ритмом. В переводах на русский язык, где
используется силлабо-тоническая система
стихосложения, дактиль сочетается с хореем
(хорей - двусложная стопа с ударением
на первом слоге). См.: Литературный энциклопедический
словарь. - С. 75}
В России интерес
к Гомеру начал проявляться одновременно
с усвоением византийской культуры.
Усилился он в XVIII в., но первый полный перевод
"Илиады" гекзаметром сделан уже
в XIX веке И. И. Гнедичем (1829), "Одиссеи"
- В. А. Жуковским (1849). Эти переводы не утратили
своего значения и в наши дни.
Эпический жанр
развивался в древнегреческой поэзии
и впоследствии. К послегомеровскому
эпосу можно отнести творчество
Гесиода (VIII - VII вв. до и. э.). До нас дошли
две поэмы Гесиода: "Труды и дни" и
"Теогония" ("Родословная богов").
Архитектура и
изобразительное искусство
Существовала
примитивная скульптура культового
назначения: ксоаны - грубо обработанные
идолы из дерева или камня. Более
поздние раскопки обнаружили статуэтки
из глины, бронзы или кости, исполненные
наивной радости, например, "Пахарь",
"Герой и Кентавр" (VIII в. до н. э.). Развитие
ремесел приводит к расцвету прикладного
искусства (керамика, вазопись). Геометрический
орнамент, тонкое чувство ритма, мастерство
композиции в компоновке многофигурных
сцен определяют художественное совершенство
дипилонских ваз, имевших культовое значение
(найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).
Таким образом, уже древнейший период развития греческого искусства дал миру произведения непреходящего значения по общечеловеческим ценностям, заключенным в их содержании, образной системе, совершенству художественного исполнения.
Архаика
В архаический
период развития Древней Греции складывается
рабовладельческое общество, формируются
греческие города-государства. Борьба
демоса (свободных членов общества) против
родовой аристократии привела к установлению
рабовладельческой аристократии. Все
это создает условия для развития культуры:
научного мышления, различных видов искусства
(литературы, театра, архитектуры, скульптуры
и другого), вступающего на путь своего
первого расцвета.
Особое развитие
получает архитектура, что связано
с расширением городского строительства.
Именно в этот период закладываются
основы античной архитектуры, формируется
система архитектурных ордеров*207: дорический,
ионический, позднее - коринфский. Создастся
особый тип здания, воплотившего мир идей
и чувств свободных граждан города-государства,
- храм, ставший центром важнейших событий
общественной жизии. Храм возводился в
центре городской площади или на акрополе,
и занимал господствующее положение. Классическим
типом греческого храма стал периптер
(оперенный) - прямоугольник в плане, окруженный
со всех сторон колоннадой.
*207: {Ордср - порядок
соотношения и расположения колонн
и лежащего на них перекрытия- антаблемента.}
Архитекторы Древней
Греции обладали высоким эстетическим
вкусом. Возводя храм, они находили
гармоническое единство с окружающим
пейзажем и с другими зданиями
архитектурного ансамбля, что создавало
впечатление художественной неповторимости
их созданий. Таковы Базилика в Пестуме
(середина VI в. до н. э.), храм Аполлона в
Коринфе (около 540 г. до и. э.), храм Артемиды
в Эфесе и другие.