Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:51, реферат
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Искусство, соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. Но если для науки получения знания является основной целью, то в искусстве, помимо самого знания, заключено, но еще и отношение к нему. Только в искусстве мы сталкиваемся и с осмыслением того, о чем идет речь в художественном произведении, и с отношением к нему автора, и с действующей моделью мира, как его понимает художник.
Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ – специфическое явление, присущее исключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создаёт такого феномена. Начиная с древнейших времён, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека.
Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным.4. Культурный человек: исторические модели.
Современное общество,
охваченное радикальными переменами,
пытается критически осмыслить ценности
и события прошлого, связанные
с образованием и воспитанием
человека, и выбрать новые пути.
При этом обсуждается значение русской
и мировой культуры в развитии
всей системы отечественного образования.
То есть, с одной стороны, уточняется
культуросозидающая функция образования,
с другой роль культуры в поиске новых
ориентиров развивающейся системы образования
и воспитания человека.
Действительно, сегодня, как и прежде, связи культуры и образования столь многогранны, что правомерен вопрос об их специфике для России в данный исторический период на рубеже веков. Такая постановка вопроса вызвана обострением кризиса отечественной культуры и российского образования, который можно лучше понять в историческом контексте.
Культура и образование по широте своего развития и значимости для человека и общества в целом становятся в центре внимания всего мирового сообщества, выступая важными факторами прогресса общества и развития человеческой цивилизации. Культура и образование являются не только социальными институтами, через которые осуществляется трансляция и воплощение базовых культурных ценностей, но именно в культурно-образовательной среде, прежде всего, формируются цепи развития общества. Поэтому столь важно знать и уметь оценить меру влияния культурно- образовательной среды на развитие отдельного человека, социальных групп и всего общества в целом.
Часто культура и
образование рассматриваются
Другим направлением
взаимосвязи образования и
Духовное как венец
человеческого самопроявляется в человеке
благодаря его врастанию в ту культуру,
в которую он, во-первых, погружается при
рождении, в детстве, и которую, во-вторых,
он присваивает в процессе воспитания
и образования, самовоспитания и самообразования.
Четвертое направление
связано с качеством освоения
того или иного нового вида деятельности
человека в обществе, обеспечивая
развитие социального опыта как
элемента человеческой культуры. Образование
это наиболее оптимальный способ
вхождения в мир науки и
культуры. Образование концентрирует
высшие образцы социально-культурной
деятельности человека. В связи с
этим образование - не только специфическая
отрасль массового духовного
производства культурно-развитого
человека, но и социально- культурный
феномен. Так как образование - подсистема
общества, отражающая его ценностные
ориентации, историческое, этническое,
религиозное и в целом
Образ культурного человека - это еще одна линия взаимосвязи культуры и образования. Данное явление описано через разные характеристики человека, его типологию и является предметом анализа и исследования разных наук. Являясь результатом не только образования и воспитания, самообразования и самовоспитания, но и воздействия других факторов, в том числе и культуры, образ культурного человека – явление историко-этническое. В разные эпохи у каждого народа в условиях той или иной цивилизации существуют свои идеалы культурного и образованного человека. Сегодня прогнозируют образ человека 21 века. Каков он? Пока можно говорить лишь о постановке проблемы для наук системы человековедения.
Образование позволяет
удовлетворять культурно-
Безусловно, выделенные направления не ограничивают линий связей культуры и образования, а являются попыткой раскрыть смысл и значение только части многомерного, многостороннего и постоянно развивающегося их взаимодействия.