Художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Искусство, соединяя в себе реальность и вымысел, объективное  состояние мира и субъективный взгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздать целостную  картину мира. Но если для науки  получения знания является основной целью, то в искусстве, помимо самого знания, заключено, но еще и отношение  к нему. Только в искусстве мы сталкиваемся и с осмыслением  того, о чем идет речь в художественном произведении, и с отношением к  нему автора, и с действующей моделью  мира, как его понимает художник.

Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным  звеном которой является создание художественного  образа. Художественный образ –  специфическое явление, присущее исключительно  искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создаёт такого феномена. Начиная  с древнейших времён, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека.

Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к  фактам и действиям, которые легли  в основание произведения, но и  к внутреннему миру, личности и  гению автора, психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В  повседневной реальной жизни эта  сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным.4. Культурный человек: исторические модели.

Современное общество, охваченное радикальными переменами, пытается критически осмыслить ценности и события прошлого, связанные  с образованием и воспитанием  человека, и выбрать новые пути. При этом обсуждается значение русской  и мировой культуры в развитии всей системы отечественного образования. То есть, с одной стороны, уточняется культуросозидающая функция образования, с другой роль культуры в поиске новых ориентиров развивающейся системы образования и воспитания человека.  

Действительно, сегодня, как и прежде, связи культуры и  образования столь многогранны, что правомерен вопрос об их специфике  для России в данный исторический период на рубеже веков. Такая постановка вопроса вызвана обострением  кризиса отечественной культуры и российского образования, который  можно лучше понять в историческом контексте.

Культура и образование  по широте своего развития и значимости для человека и общества в целом  становятся в центре внимания всего  мирового сообщества, выступая важными  факторами прогресса общества и  развития человеческой цивилизации. Культура и образование являются не только социальными институтами, через  которые осуществляется трансляция и воплощение базовых культурных ценностей, но именно в культурно-образовательной  среде, прежде всего, формируются цепи развития общества. Поэтому столь  важно знать и уметь оценить  меру влияния культурно- образовательной  среды на развитие отдельного человека, социальных групп и всего общества в целом.

Часто культура и  образование рассматриваются как  глобальные проблемы современного мира. В свете такого подхода культура и образование являются механизмами  и проводниками развития современной  цивилизации и сотрудничества всех общественных систем. Не случайно в  мире идет процесс формирования общечеловеческих ценностей, мировой художественной культуры, поликультурного образования.

Другим направлением взаимосвязи образования и культуры остается отношение между традициями и новациями в способах передачи и трансляции ценностей от поколения  к поколению. Культурно-образовательные  учреждения являются теми традиционно  сложившимися системами, в которых  веками осуществляется процесс передачи знаний, опыта и элементов человеческой культуры. Однако, в последние годы все чаще именно культурологические идеи выступают ядром целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания. Они сегодня усиливают влияние на отбор специфики всех видов и типов образования человека, на организацию учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Наряду с традиционными в последние десятилетия появляются новые системы, выполняющие функции приобщения человека к ценностям культуры – это компьютеры, космическая связь, аудио-аппаратура и другие достижения цивилизации, которые становятся составной частью и элементом культуры человечества. Третье направление - поиск новых механизмов развития культуры в условиях образования и образования в недрах культуры. С этих позиций образование есть управление процессом становления человека как носителя духовной, технической, художественной и другой культуры. В результате сложились – профессиональная, педагогическая, бытовая, культовая и т. д. культура человека, культура его общения и поведения в обществе. По мере развития науки и сферы человеческой деятельности сформировались математическая культура, музыкальная культура, культура умственного труда, гигиеническая культура и другие. Этот процесс стал возможен благодаря тому, что образование выступает как часть культуры, активный ускоритель культурных перемен и преобразований в обществе и в отдельном человеке.

Духовное как венец человеческого самопроявляется в человеке благодаря его врастанию в ту культуру, в которую он, во-первых, погружается при рождении, в детстве, и которую, во-вторых, он присваивает в процессе воспитания и образования, самовоспитания и самообразования.  

Четвертое направление  связано с качеством освоения того или иного нового вида деятельности человека в обществе, обеспечивая  развитие социального опыта как  элемента человеческой культуры. Образование  это наиболее оптимальный способ вхождения в мир науки и  культуры. Образование концентрирует  высшие образцы социально-культурной деятельности человека. В связи с  этим образование - не только специфическая  отрасль массового духовного  производства культурно-развитого  человека, но и социально- культурный феномен. Так как образование - подсистема общества, отражающая его ценностные ориентации, историческое, этническое, религиозное и в целом культурное развитие конкретного социума, то именно через образование и воспитание человек свободно адаптируется в  социальных отношениях. Отражая состояние, тенденции и перспективы развития общества и его культуры, образование  укрепляет сложившиеся культурно-образовательные  традиции своего народа и формирует  в сознании подрастающего поколения  то или иное к нему отношение. Именно образование обеспечивает преемственность  культурных традиций. Жизнь человека - звено в цепи поколений. Этот значит, что человек живет в традиции, сохраняя самобытность народа, нации  его систему ценностей, обеспечивая  наряду с этим их интеграцию в систему  общечеловеческих ценностей как  элемента макросоциума. Традиция позволяет сохранить и передать посредством воспитания и образования культурные ценности от поколения к поколению.

Образ культурного  человека - это еще одна линия  взаимосвязи культуры и образования. Данное явление описано через  разные характеристики человека, его  типологию и является предметом  анализа и исследования разных наук. Являясь результатом не только образования  и воспитания, самообразования и  самовоспитания, но и воздействия  других факторов, в том числе и  культуры, образ культурного человека – явление историко-этническое. В разные эпохи у каждого народа в условиях той или иной цивилизации  существуют свои идеалы культурного  и образованного человека. Сегодня  прогнозируют образ человека 21 века. Каков он? Пока можно говорить лишь о постановке проблемы для наук системы  человековедения.

Образование позволяет  удовлетворять культурно-образовательные  потребности населения страны, формируя матрицу такого заказа. Выступая системой дифференциации культурно-образовательных  услуг, современное образование  не только возродило в качестве образовательных  дисциплин этику, эстетику, логику в  образовательных системах разного  уровня и типа, но и способствовало появлению культурологии как учебной дисциплины.

Безусловно, выделенные направления не ограничивают линий  связей культуры и образования, а  являются попыткой раскрыть смысл и  значение только части многомерного, многостороннего и постоянно  развивающегося их взаимодействия.

Информация о работе Художественная культура