Древний Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

а) Перед вами макет Афинского акрополя, Парфенон. Что вы о нем знаете? Почему это сооружение получило большую известность? Расскажите о других памятниках греческой архитектуры.
б) Кем для греков была богиня Афина? Что символизирует статуя богини, созданная древнегреческим скульптором Фидием? Что означают четыре предмета, окружавших Афину? Какие другие работы Фидия вам известны?

Содержание

Задание № 5…………………………………………..……………………………3
№ 5. Культура Древнего Китая……………………..…………………………….9
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    БУДДИЗМ

    Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

    Буддизм начал распространяться в Китае  примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем - с VII в. - столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время. 

    ХАНЬ  ЮЙ - ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Первым  выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768-824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII-XIII вв. истории Китая.

    Хань  Юй считал, что «человеческое в человеке» - это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем. 

    ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА

    Поэзия  первой возвестила о новых веяниях  в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта - Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.

    Ли  Бо (701-762) - первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.

    Совсем  иным - и человеком, и поэтом - был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.

    Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ренессанса Ду Фу (712-770) - человеческие страдания и переживания. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова. 

    Художественная  культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. 

      КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

    Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности  живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

    В китайской картине каждый предмет  глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна - это символ долголетия, бам-бук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

    В пещерах сохранилась настенная  живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.

    Китайские художники охотно рисовали пейзажи  на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения художников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира - дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Определенное своеобразие придавали китайской живописи на шелке текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной китайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточками, специально предназначенными для каллиграфических надписей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое. Например, если мы взглянем на картину художника Ни Цзаня, где написано тонкое деревце с обнажёнными ветвями, выросшее  среди маленького острова, затерянного среди безбрежной глади воды, мы воспринимаем сначала лишь показанный художником печальный пейзаж. И только прочтя помещённую в верху картины красивую надпись, понимаем, что художник в этом лирическом и грустном пейзаже изображал не только природу, но хотел передать свои горестные чувства, вызванные завоеванием его родины монголами.

    Красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику. 

    ПРИКЛАДНОЕ  ИСКУССТВО

    К художественным промыслам Китая  того времени следует отнести  резьбу по камню (преимущественно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакированной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изделия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но такого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.

    Производство  орудий из камня и кости, а также  гончарство были также наиболее развитыми  отраслями ремесла у китайцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой. Гончарная посуда восхищает изяществом свих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки – от ярко-красного до оранжево-лимонных тонов. Но более  всего поражает сложный орнамент на гончарных изделиях.  

    АРХИТЕКТУРА

    Во  времена правлении династии  Цинь и Хань (III в. до н.э-II в. н.э) начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении использовали только камень. Толщина стены у основания достигала восьми метров, наверху - не менее пяти метров; высота стены большей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность - 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было завершено в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремонтными работами.

    Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи керамических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохранителей (ни один всадник не похож лицом на других).

    Дворцы  циньских и ханьских правителей, возведенные  на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей  многоцветностью и роскошью отделки. Для их строительства использовали породы ценного дерева. О конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья летящей птицы.

    Культура  Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.  
 

    Список  используемой литературы

    1. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись   М., 1996
    2. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А.  Искусство Древнего мира.
    3. М., 1996.
    4. Древние цивилизации.   Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.    М.,    1997
    5. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000 год.
    6. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. С.-Петербург, 1997.
    7. Культурология: Учебное пособие/  Малюга Ю. Я. – М.: ИНФРА – М, 2002.
    8. www.КМ.ru
    9. Сайт «Музеи России» www.museum.ru

Информация о работе Древний Китай