Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:51, реферат
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
Введение 3
История Китая 4
Общество Древнего Китая 6
Древний Китай - культура и воспитание детей 12
Заключение 17
Список литературы 18
Реферат
Тема: Древний Китай
Предмет: Всемирная история
Содержание
Введение 3
История Китая 4
Общество Древнего Китая 6
Древний Китай - культура и воспитание детей 12
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.
Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы. [4]
История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан.
1400-1027 Государство и династия Инь (Шан) располагались на территории современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Завоёвано племенем Чжоу.
1027-771 Государство и династия Западное Чжоу. Чжоуские вожди переняли многие передовые формы управления государства Инь. Всю свою историю государство вело войны с кочевыми племенами (мань, жуны, ди и др.). Западное Чжоу было разгромлено племенами жунов.
771-256 до н. э. Государство и династия Восточное Чжоу. Подъём китайской культуры.
481-221 до н. э. Период «борющихся» царств. Борьба за гегемонию между семью «сильнейшими царствами». Царство Цинь стало ядром созданной империи.
221-207 до и. э. Правление династии Цинь. Создано первое централизованное государство - империя Цинь. Первый император Китая Цинь Ши-хуанди (221-210 до н. э.) строит Великую стену для защиты от кочевников, расширяет и реорганизует армию, вводит единое законодательство, осуществляет унификацию монеты, мер и весов, устанавливает систему государственного устройства, черты которой доживут до XX в. Династия завершается свержением с престола его сына.
202 до н. э. - 9 н. э. Правление Западной (Ранней, или Первой) династии Хань. Основатель - Лю Бан, один из руководителей восстания против династии Цинь, бывший староста небольшой деревеньки. Восстановлена система циньского государственного управления, однако многие законы были смягчены. Распространение конфуцианства.
140-87 до н. э. Правление императора У-ди. Ввёл систему государственных экзаменов на замещение административных постов. Более сорока лет вёл войны против соседних народов и государств, значительно расширившие границы империи. В течение его правления Ханьская империя пережила апогей своего политического и экономического могущества и вновь оказалась в состоянии глубокого внутреннего кризиса.
25-220 н. э. Правление Восточной (Поздней) династии Хань. Проникший из Индии буддизм обретает широкое влияние в Китае. II в. - страну охватил глубокий политический и экономический кризис.
184-205 Восстание «Жёлтых повязок» - грандиозное восстание крестьян и рабов, возглавленное даосским проповедником Чжан Цзио. Оно с огромным трудом было подавлено регулярной армией.
220-280 Эпоха Троецарствия в китайской истории. Тремя самостоятельными государствами на обломках некогда единой империи управляют династии Вэй.ШуиУ.
280 Вэйский полководец Сыма Янь на несколько десятилетий объединил весь древний Китай под своей властью.
581-618 Правление императорской династии Суй, основанной полководцем Ян Цзянем. Провела объединение Китая (589). Свергнута крупным феодалом Ли Юанем. [3]
Общество Древнего Китая
На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем - Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.
В Китае текут две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.
Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.
Тяжелая жизнь простых китайцев во время империи Цинь вызвала всеобщее недовольство. Вспыхнули восстания. Потом верховная власть перешла к династии Хань. Китай начал тяжелые и упорные войны с соседями. Далеко за пределы страны были изгнаны племена сюнну. Китайцы продвинули свое влияние далеко на запад, до Средней Азии. Необычные китайские товары стали попадать в Европу. Правда, непрерывные войны истощили страну. Крупные народные восстания потрясли Китай. Они привели к частичному улучшению жизни народа.
Общество Древнего Китая
Китайцы считали себя лучше своих соседей. Они их называли «варвары четырех сторон мира». Было распространено убеждение: «Варвары - это шакалы и волки, им нельзя идти на уступки. Только родственников нельзя оставлять в беде».
Считалось, что император имеет божественное происхождение, что он «Сын Неба». Его власть была безграничной. Императоры говорили: «Я - единственный среди людей». Они разделили общество на ранги с определенными правами и обязанностями. Ранг сохранялся по наследству. Его можно было повысить за заслуги перед государством и денежную плату. Разница в положении отдельных рангов защищалась религией.
Жизнь состоятельных китайцев
Вот что рассказал о жизни богатых древних китайцев древний писатель: «Домов у знатных людей сотни. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них насчитываются тысячи и десятки тысяч. Их огромные дома не вмещают сокровищ и дорогих товаров. Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров и свиней, для отар овец. В их роскошных залах полно гостей, певиц и музыкантов. А мяса коров, свиней и овец столько, что его не успевают съедать, и оно протухает. Столько густого чистого вина, что нет сил его выпить, и оно прокисает».
Жизнь крестьян
Жизнь простых людей в древнем Китае была тяжёлой. Беспрерывно велись войны, опустошавшие страну. По селениям ездили чиновники со стражниками и собирали налоги. Крестьян, которые не могли расплатиться, отдавали в рабство. А в голодные годы случалось, что крестьяне сами продавали в рабство своих детей. Крестьяне должны были возводить плотины вокруг полей, рыть каналы. Их заставляли строить Великую Китайскую стену.
Положение рабов
Но как ни тяжело было крестьянам, положение рабов было еще хуже. Много крестьян оказывалось в рабстве. Достаточно было не отдать долг, не заплатить налога. Государство делало рабами не только осужденных, но и их семьи. По всей стране возникали новые рынки рабов, где их содержали, как животных.
В древних китайских книгах записаны обязанности раба.
Раб должен выполнить сто служб. Подняться рано, подмести дом, помыть посуду, в доме делать всю работу: выдалбливать ступки, вязать веники, вырезать деревянные чаши, плести сандалии. Если в доме гости, раб должен готовить праздничный обед, носить воду, топить печь, а также рубить дрова, охотиться на оленей, ловить рыбу и черепах, стрелять диких гусей. Есть рабу можно только бобы, а пить только воду. Если ему захочется вина, он может лишь обмакнуть губы в чашу, но не глотать. «Переделав всю работу, пусть он для отдыха ещё истолчёт в ступе сто литров зерна. В полночь, когда вся работа уже сделана, пусть стирает бельё».
Раба можно было купить, продать и безнаказанно убить.
Хозяйство древних китайцев
Основная еда китайцев - рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов. Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.
Шелководство
Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.
Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса (теперь - Кадис) в Испании.
Выращивание чая
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек» (тцай-ие).
Изобретение фарфора
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.
Китайские деньги
Китайцы пользовались мелкими и крупными деньгами. Мелкие монеты были с дырочками посередине. Их нанизывали на бечёвки по тысяче штук и носили такие связки с собой. Крупными деньгами были слитки (бруски) серебра. Когда нужно было уплатить, от слитка отрубали кусок и взвешивали.
Быт китайцев
Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду.
Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими.
Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос - цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги. Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.
Имена
В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них - детское, или молочное - родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя.
У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом - имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань - «Ароматная орхидея», Цю Жун - «Осеннее лицо».
Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин - «Великий покой», Шао Син - «Продолжение расцвета».
Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.
Верования древних китайцев
Как и другие народы, в древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.
Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь…».
Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни.