Древний Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

а) Перед вами макет Афинского акрополя, Парфенон. Что вы о нем знаете? Почему это сооружение получило большую известность? Расскажите о других памятниках греческой архитектуры.
б) Кем для греков была богиня Афина? Что символизирует статуя богини, созданная древнегреческим скульптором Фидием? Что означают четыре предмета, окружавших Афину? Какие другие работы Фидия вам известны?

Содержание

Задание № 5…………………………………………..……………………………3
№ 5. Культура Древнего Китая……………………..…………………………….9
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    План

    Задание  № 5…………………………………………..……………………………3

    № 5. Культура Древнего Китая……………………..…………………………….9

    Список  используемой литературы……………………...……………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание  № 5.

    а) Перед вами макет Афинского акрополя, Парфенон. Что вы о нем знаете? Почему это сооружение получило большую известность? Расскажите о других памятниках греческой архитектуры.

    б) Кем для греков была богиня Афина? Что символизирует статуя богини, созданная древнегреческим скульптором  Фидием? Что означают четыре предмета, окружавших Афину? Какие другие работы Фидия вам известны? 

    Парфенон  — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где перед тем стоял не вполне достроенный храм той же богини, заложенный еще до нашествия персов, вероятно, при Пизистрате, и разрушенный во время опустошения города Ксерксом. По окончании персидских войн, в правление Перикла, приступили к сооружению, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма, при чем пущено в ход искусство лучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства. Строителями Парфенона называют Иктина и Калликрата; первому, по-видимому, принадлежал проект этого здания, а второй заведовал производством строительных работ. Великий скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. до Р. Хр. На прямоугольной платформе (в 68,4 м. длины и в 30,38 м. ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью каннелированными колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м., диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой, сам корпус храма был амфипростильный, т. е. имеющий с каждой короткой, восточной и западной, стороны по портику о шести колоннах меньшей величины: в восточном портике, составлявшем пропаос, находился вход в святилище; западный портик служил задними сенями, так называемым постикумом. Оба портика были загорожены железными вызолоченными решетками, устроенными между колоннами. Внутренность храма состояла из двух частей: из так называемой целлы, длиной в 100 фт. (отсюда — другое название Парфенона Гекатомпедон, т. е. стофутный храм) и из заднего, менее обширного помещения или описфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний, широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн, стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипферу над серединой главного нефа. В глубине этого последнего, под сенью горизонтального потолка, красовалась колоссальная статуя Афины, одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе, находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копье, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была вышиной в 26 локтей и исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, так что из последней были вырезаны тельные части, все же остальные части были золотые. Описфодом храма, лежавший позади целлы, представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей; большая дверь вела из него в задний наружный портик; потолок этого помещения поддерживали четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы. Великолепные скульптурные работы, исполненные Фидием и учениками этого мастера под его руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоих фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне — рождение Афины из головы Зевса, а на западном — спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой. На архитраве всего перистиля висели золотые щиты; метопы фриза, в числе 92, были заняты мраморными плитами с горельефными изображениями сцен борьбы кентавров с лапифами, гигантомазии, битв амазонок и эпизодов троянской войны. Внешние стены целлы и описфодома украшал барельефный фриз работы самого Фидия, изображавший торжественную — в присутствии богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в которой относился в акрополь драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, Парфенон представлял собой самое блестящее из произведений аттическодоричества зодчества. Его красоту и живописность возвышала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей. От всего великолепия Парфенона дошли до нас только жалкие, обезображенные остатки. Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения; потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было противно новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его от дальнейших несчастий. Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в Парфеноне мечет, и, наконец, осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата; венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв этого последнего, разорвала Парфенон по длине на две части и обратила его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести. Варварское отношение к Парфенону прекратилось только в текущем столетии, по образовании греческого королевства. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены на Запад Европы. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — в новоустроенном акропольском музее, в Афинах; остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу. Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III столетия до Р. Хр. тиран Лаxapий похитил часть ее драгоценных украшений, но она продолжала находиться в храме до конца IV в. нашей эры; последнее имеющееся известие о ней относится к 375 г.; вероятно, вскоре после того она была уничтожена, как бывший предмет языческого культа, гнусный для христиан.

    Существовало  много памятников греческой архитектуры, но, к сожалению, большинство из них  не сохранились до нашего времени. Описание некоторых памятников греческой архитектуры представлено ниже:

    Храм  Эрехтейон

    ЭРЕХТЕЙОН (Эрехфейон), памятник древнегреческой  архитектуры (421-406 до н. э.), храм Афины  и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах, отличается подчеркнуто  асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.

    Располагался  за статуей Афины-воительницы, отлитой  Фидием. Был построен на том месте, где боги поспорили за власть над  Аттикой. В Эрехтейоне находилась священная  древняя статуя Афины, по преданию, упавшая с неба, алтари Гефеста и древних афинских героев, могила полусказочного афинского царя Кекропа. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, и бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

    Храм  Ники Аптерос

      На выступе укрепленной скалы стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

    АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии  богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди наиболее известных изображений Афины — скульптурная группа «Афина и Марсий» (Мирон), колоссальные статуи «Афина Промахос» и «Афина Парфенос» на афинском Акрополе.

    ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий  скульптор периода высокой классики. Фидий прославился своими изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышенную в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит свое законченное воплощение в величественных произведениях Фидия – бесспорной вершине искусства высокой классики.

    Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса  Олимпийского. Зевс представлен сидящим на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой – символ власти – скипер. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

    Творчество  Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

    К его работам относятся:

  1. «Юноши с вазами». Северный фриз Парфенона. Деталь. Музей Акрополя, Афины.
  2. «Раненая амазонка». Римская мраморная копия с греческого оригинала Фидия. 440-430 до н. э. Капитолийский музей. Рим.
  3. «Афина Лемния». Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н. э. Скульптурное собрание. Дрезден.
  4. Круг Фидия. Посейдон, Аполлон и Артемида. Деталь восточного фриза Парфенона. 447-432 гг. до н.э.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    № 5. Культура Древнего Китая

    1.Три  главных направления в древнекитайской  культуре (даосизм, конфуциазмо,  буддизм).

    2.Наука  и литература Древнего Китая.

    3.Живопись, прикладное искусство и архитектура Древнего Китая. 

    Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в  своем развитии неоднократно опережала  культуру других стран: именно китайцы  подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали  порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

    Как и у других народов, у древних  китайцев было множество различных  богов и духов, олицетворяющих природные  стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

    Вообще, религиозная система позволила  создать своеобразную картину мира, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве - учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы. 

    УЧЕНИЕ  КОНФУЦИЯ

    Величайший  китайский философ Кун-цзы, известный  в европейской литературе под  именем Конфуция (551 -- 479 гг. до н. э.), в  качестве социального идеала выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

    Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба (Чжоуского правителя считали сыном Неба). Видный последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем тезис о праве народа выступать против недобродетельного правителя. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стал признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.

    Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

    Начиная с ханьской эпохи конфуцианский  императорский Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений. 

    ДАОСИЗМ

    Вторым  по степени влияния в Китае  было философское учение о Великом  Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао»  многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

    Согласно  концепции даосизма, нет абсолютного  добра и абсолютного зла, нет  абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно  выбранному небом закону, в котором  сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

    Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или  мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

    Идеалы  даосизма вдохновляли китайских  поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма. 

Информация о работе Древний Китай