Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:55, реферат
Однако эта проблематика задается указанной дисциплине не имманентно, не изнутри ее самой, а трансцендентно, извне. Те или иные целевые установки и сопутствующие им задачи, если они теоретически строго определены и обоснованы, являются для методики преподавания руководящими, тогда как она сама имеет по отношению к ним подчиненное и инструментальное значение. Никакая методика, как бы она ни была совершенна и отработана технически, не приведет в преподавании к положительным результатам, если не ясны цели и задачи, которыми оно руководствуется.
Если
бы вещи, берущие свое начало
на чисто человеческом уровне
существования, не квалифицировались бы как традиционные,
то в таком случае никогда бы не появилось
никакой "философской" или "научной"
традиции, о которых так часто сейчас говорят
профаны, не имеющие никакого понятия
об истинном традиционализме. Разумеется,
что не было бы и "политической" традиции,
которая невозможна, по крайней мере, там,
где, как, например, на современном Западе,
отстутствует всякая традиционная социальная
организация. Вместе с тем, это лишь некоторые
выражения из тех, которые в наши дни используются
повсеместно в качестве тех или иных искажений
идеи традиции. В действительности случается
даже, что понятие "традиция" применяется
к вещам, которые по своему происхождению
настолько враждебны традиции, насколько
это вообще возможно. Так, часто говорят
о "гуманистической традиции", совсем
не подозревая, что "гуманизм" возникает
именно как отрицание всего сверхчеловеческого.
Между тем традиционные общества не знают
"гуманизма", но не потому, что не
доросли до него, как полагает большинство
европейцев, а потому что человек в традиции
не рассматривается как самодостаточная
категория. Можно уже не удивляться, если
мы слышим о "протестантской традиции",
о "революционной традиции", о "философско-
1. Понятие Традиции и истинного традиционализма
Наиболее фундаментальным понятием, на котором строит свою работу Православный научно-исследовательский институт, является христианская Традиция, а общей научной доктриной - христианский традиционализм. Что передается Традицией при нормальном положении вещей? Прежде всего сумма сверхчеловеческих знаний, полученных некогда через Божественное Откровение. Все остальное в традиционном обществе производно от них и является их приложением к какой-либо частной области общественной или индивидуальной жизни. Сама же Традиция имеет непростую внутреннюю структуру, в качестве ядра которой следует выделить метафизику, а как периферию - совокупность так называемых традиционных наук 7.
Структура традиционной христианской науки
Предмет чистой метафизики или апофатического и катафатического (мистико- аскетического) богословия
предмет догматического богословия |
Сверх- универсальное или Безконечное (то, что всегда существует из Самого Себя и в Самом Себе), Сущее, Божественное Существо, Божественная Природа, Божественная Сущность, Святая Троица
Божественные энергии Богоявление Теофания
|
Трансцендентное, Сверх-бытие, Сверх-существование, Высшая Реальность, Не-тварное, Не-созданное Не-познаваемое, Бытие Бога
Само-в-Себе- -и- -для- -Себя- -Бытие
Высший Трансцендентный Принцип Не-проявленного и Проявления, Не-познаваемого и Познаваемого
Принцип Универсального Бытия |
Состояния, познаваемые лишь с помощью Божественного Откровения, Священного Писания и Священного Предания, интеллектуальной (мистической) интуиции или "созерцательного богословия", ведущего дух к сверх-разумным трансцедентальным реальностям |
Принцип Сверх- формального Бытия |
Предмет онтологии (или абсолютной диалектики или абсолютной мифологии /по А.Лосеву/) |
Божественное Творение или Священная История
Всеобщее |
Универсальное Бытие
Всеобщий Принцип духовного и материального Бытия |
Сверх- формальное духовное или Сверх-индивидуальное Бытие, Не-вещественное Бытие
|
Сверх - индивидуальные, не-вещественные, духовные состояния
Принцип формального Бытия |
Предмет космологии (космогонии), антропологии, пневматологии психологии
|
Общее |
Индивидуальное Бытие
Формальное не-вещественное и вещественное Бытие
МАКРОКОСМ и МИКРОКОСМ
|
Индивидуальное духовное бытие
формальное не-вещественное Бытие
духовный космос |
Индивидуальные не-вещественные,тонкие состояния
формальное не-вещественное Бытие
Принцип телесного (вещественного) Бытия |
Ограниченная предметная область естественной и социальной истории, историософии, социологии, математики, физики, химии, биологии и т.д. |
Особенное, общепризнанное и Единичное |
Индивидуальное материальное бытие
Формальное вещественное Бытие
материальный космос
Тела, вещи, предметы и явления материального характера |
Единичные телесные, чувственные, грубые, материальные состояния |
Этимологически слово "традиция" 8 обозначает просто какую-то вещь, которая "передается" тем или иным способом. Вдобавок ко всему в содержание понятия традиции необходимо включать, хотя в качестве вторичных и производных элементов, но тем не менее очень важных для того, чтобы составить об этом понятии окончательное представление, и целый ряд разного рода институтов и организаций, принцип существования которых находится в том или ином традиционном учении.Традицию нельзя смешивать с цивилизацией. Цивилизация может включать в себя Традицию, но может обходиться и без нее 9. В любом случае необходимо принимать во внимание существенный интеллектуальный элемент, который может быть обнаружен во всякой цивилизации. Цивилизация есть продукт определенной ментальности, общей для более или менее широкой группы людей. Отождествление Традиции с цивилизацией в целом является совершенно обоснованным тогда, когда речь идет о Востоке, поскольку любая цивилизация Востока, взятая в целом, может, в сущности, рассматриваться как традиционная по своему характеру. Что же касается цивилизации Запада, то она, наоборот, утратила свою связь с Традицией, можно сказать, полностью, если не считать религиозного элемента, который лишь в самой незначительной степени эту связь еще сохраняет. Общественные институты, рассматриваемые в качестве традиционных, должны быть эффективно связаны самим принципом своего существования с определенными доктринами, которые сами также являются традиционными, вне зависимости от того, имеют ли они религиозный или какой-либо иной характер. Другими словами, те институты оказываются традиционными, которые оправдание своего существования видят в более или менее непосредственной, но всегда осознаваемой зависимости от доктрины, которая в свою очередь в том, что касается ее фундаментальной природы, всегда является доктриной интеллектуального порядка. Однако сама эта интеллектуальность может быть обнаружена как в чистом виде, когда речь идет о метафизических доктринах, так и смешанной с разнородными элементами, как в случае с философией или другими особыми формами, ассимилированными в состав традиционной доктрины.
Доктрина
национального образования
Национальные образовательные учреждения должны вести борьбу с искажением понятий "Традиция" и "традиционализм" 11, что весьма важно и актуально, ведь одной из самых примечательных черт нашего времени является фальсификация многих вещей, которая хотя сама по себе еще и не ведет к разрушению современного мира, но вполне может рассматриваться в качестве подготовительной фазы этого процесса. Возможно, лучше всего это выражается в фальсификации языка, то есть в таком неправильном использовании некоторых слов, при котором искажается их исходный смысл, причем искажается не случайно, а вполне целенаправленно, для того чтобы определенным образом изменить национальный образ мысли. Речь здесь идет о таком "искажении", когда слова применяются к вещам, не имеющим к ним никакого отношения и даже иногда противоположным нормальному значению слова. Это крайне необходимо некоторым силам, скрывающимся за всем процессом деградации этого мира. Такая мысль закономерно возникает, когда замечаешь, как совершенно независимо друг от друга возникают попытки неправомерного употребления понятия "традиция" людьми, стремящимися использовать его в собственных концепциях. Не появляются ли все эти на первый взгляд случайные отклонения благодаря определенного рода внушениям, господствующим в современном мире и направленным как раз на разрушение всего, что так или иначе связано с Традицией в подлинном смысле этого слова. Ментальность современного мира в целом в своих самых существенных характеристиках сформирована именно как результат обширного коллективного внушения, которое не прекращается уже много столетий и которое предопределяет собой весь ансамбль отличительных признаков сознания современного человека. Следует заметить, что, в силу действия неких "скрытых" законов, это совпадает с окончанием чисто негативной фазы деградации современного мира, для которой было характерно безраздельное господство материалистического мировоззрения. Именно здесь находится корень всех попыток фальсификации идеи "Традиции". Любое злоупотребление словом "Традиция" может так или иначе способствовать переходу современного мира в новую фазу деградации, и в первую очередь самое вульгарное искажение, при котором это слово рассматривается как синоним "обычая", или "привычки", или "научной либо философской школы" и смешивается тем самым с вещами, принадлежащими самому низкому уровню человеческого существования и потому лишенными какого-либо глубокого смысла.
Таким образом необходимо предельно уточнить концепцию Традиции, чтобы исключить даже самую незначительную возможность недоразумения в этом важнейшем вопросе. Здесь уже говорилось о том, что этимологически слово "традиция" не обозначает ничего иного, кроме идеи передачи, и такое значение вполне естественно и полностью соответствует пониманию Традиции. Недоразумение может заключаться вот в чем: если передавать можно вообще все, что угодно, и даже вещи совершенно профанические по своему характеру, то почему нельзя говорить о "традиции" по отношению ко всем передаваемым тем или иным образом вещам, какой бы природой они ни обладали, не ограничивая применение этого слова только той областью действительности, которую принято называть "сакральной"?
Если мы обратимся к