Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
*222: {Базилика - в
Риме это гражданское здание сквозной
каркасной конструкции, обычно входящее
в ансамбль Форума.}
Наиболее яркое
воплощение новый тип сооружений
получил в храме св. Софии в
Константинополе, создателями которого
явились малоазийские зодчие Анфимий
из Тралл и Исидор из Милета. Храм
св. Софии был задуман как часть императорского
дворца, что выражало идею зависимости
церкви от императорской власти и вместе
с тем - мысль о могуществе христианства.
В интерьере
византийского храма нашли
*223: {Смальта
- кубики из окрашенных
В VII веке и в
более позднее время
Искусство Византии
IX—X11 веков отразило идеалы зрелого
Средневековья, которые подчинялись
строгим догматическим
*224: {Крестово-купольиая
композиция - прямоугольный объем,
расчлененный четырьмя
В настенных
росписях, мозаиках утверждается классический
торжественный стиль. Основной формой
станковой живописи становится иконопись.
Шедевр византийской живописи XI-XII веков
- икона так называемой Владимирской Богоматери,
которая относится к иконографическому
типу "Умиление".
Последний расцвет византийское искусство переживает в период правления династии Палеологов (XII-XIV вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 году изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.
ЗАПАДНАЯ И
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Своеобразие истории
Западной и Центральной Европы в
I тысячелетии определилось нашествием
варварских племен (вестготов, гуннов
и других). Это привело к сложному
процессу взаимопроникновения культур
античной и варварских народов, к преобладанию
с V века "варварских" элементов художественной
культуры.
Этапы развития
средневековой культуры Западной и
Центральной Европы:
I - дороманский
(середина V-X вв.)
II - романский
(X 1-ХII вв.)
III- готический (конец
XII-XIV вв.).
Дороманский этап - это время формирования основных принципов средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве империи Каролингов (VIII-IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (X в.), государства франков, что подготовило появление романского стиля.
Романское искусство
Романский стиль
сложился в XI-ХII веках и отразил
религиозное мировоззрение
Отличительные
черты романской архитектуры - суровость
и мощь - были обусловлены стремлением
к прочности, способностью к обороне
в периоды феодальных усобиц. Наиболее
характерные архитектурные сооружения
раннего Средневековья - замки духовных
и светских феодалов, церкви и монастыри.
Примеры подобных сооружений - башня феодального
замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене
(XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе
(XII-XIII вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль
во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно
в Италии (конец XII- начало XIII вв.) и другие.
Самое значительное
создание романской архитектуры - храм,
отличавшийся суровой благородной красотой.
Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую
базиликальную форму. В плане - это латинский
крест. Большое значение придавалось внутреннему
пространству храма. Арки, столбы, колонны,
массивные стены со щелевидными окнами
- все это воздействовало на человека,
создавая представление об обширности
пространства. Наружный вид романского
собора отличался суровостью, ясностью,
простотой. Центр его композиции - башня,
увенчанная шпилем. Наибольшего распространения
романские храмы достигли во Франции,
например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в
Пуатье (XI—XII вв.).
Романский храм
объединял все виды искусств. Его
внутренние стены покрывали фрески.
Новым явлением были витражи*225, заполнившие
оконные проемы. В витражах изображались
сюжеты и образы из Священного писания,
житий святых. Эпизоды библейской истории
стали сюжетами фресок, например, цикл
фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье
(конец XI - начало XII в.).
*225: {Витраж - вид
живописи из цветных кусочков
стекла, соединенных свинцовым каркасом
и заключенных в бронзовые, мраморные
или деревянные рамы.}
Во Франции достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в.). В центре - образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости.
Готическое искусство
Готическое искусство
- следующий этап в развитии средневековой
культуры. Продолжая традиции романского
стиля, готика в то же время явилась
более зрелым стилем, обращенным в большей
степени к жизни, природе и человеку.
Термин "готический
стиль" ведет происхождение от
названия германских племен - готов, первоначально
обитавших у берегов
Во Франции
романский стиль перешел в
готический. Если в период XI—XII веков
наиболее высоким уровнем развития
архитектуры отличались южные районы
Франции, то с середины XII века, когда ведущая
роль в экономической п политической жизни
страны переходит к северным провинциям,
значительные архитектурные сооружения
создаются в таких культурных центрах,
как Париж, Амьен, Реймс, Руан.
Общественная
жизнь города сосредоточивалась в соборе,
массивы стен и сводов которого были преобразованы
в своеобразный скелет, каркас; пластика
архитектурных форм - подчеркнутые вертикали
опор, стрельчатые арки, остроконечные
шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление
легкости, невесомости, ажурности. Формы
готического здания приобрели характерную
расчлененность, вертикальность, остроконечность,
насыщенность пластикой, легкость, динамичность.
Высота готических соборов вдвое больше,
чем романских. Это придает и внутреннему
пространству устремленность ввысь, а
интерьер приобретает величественный
характер. Простор дает ощущение свободы,
веру в человеческие возможности.
Первая значительная
постройка готического собора - это
Нотр-Дам де Пари (Собор парижской
Богоматери, заложен в 1163 г.). Другие соборы:
в Реймсе (начат около 1210 г., Франция), в
Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге
(Эльзас) и Кельме (Западная Германия).
Период расцвета
готики во Франции и Германии - XII-XIII
века. В XIV веке в связи со Столетней
войной строительство соборов было прервано.
В XV веке готический стиль преобразуется
в направлении украшательства, усложненного
рисунка деталей, стремления к большей
эффективности (эта поздняя разновидность
стиля получила название "пламенеющей
готики").
В средневековом
городе, кроме собора, было еще одно
здание, выделявшееся из общей массы
домов, - ратуша. Во Франции, Англии, Германии,
Бельгии XIII-ХV веков оформление ратуши
было подражанием формам готического
собора. Как и собор, ратуша являлась
символом города, его самоуправления,
стремления к независимости.
Готический стиль
распространился почти по всей Европе,
кроме Италии и стран восточного
христианства (Россия, Болгария, Сербия,
Греция). Однако за пределами Франции
и Западной Германии готика нашла воплощение
не как стиль архитектуры, а как стиль
архитектурного оформления, что не одно
и то же. Почти во всех странах Западной
Европы в XIV-XV веках при строительстве
культовых зданий стали использовать
оформление, создававшее впечатление
готики. Но это была лишь псевдоготика.
Особенного распространения она достигла
в Англии, хотя там есть несколько соборов,
которые можно назвать готическими и по
их конструкции.
Следует отметить
своеобразие зодчества
Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы художественные ценности, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.