Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

*222: {Базилика - в  Риме это гражданское здание сквозной каркасной конструкции, обычно входящее в ансамбль Форума.} 

Наиболее яркое  воплощение новый тип сооружений получил в храме св. Софии в  Константинополе, создателями которого явились малоазийские зодчие Анфимий  из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем - мысль о могуществе христианства. 

В интерьере  византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели стенные и плафонные росписи. Содержанием этих росписей стали сюжеты, композиции, образы - иконография Священного писания. В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта*223, отличающаяся глубиной и звучностью топов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Наиболее яркий пример мозаик на сюжеты из жизни Христа - памятники Равенны, V век. ("Христос-Добрый пастырь" и другие), храм Сант-Аполлинаре Нуово, начало и середина VI века (цикл из жизни Христа). Образец светской византийской живописи - мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, VI век, изображающие императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с приближенными. Преобладающее значение духовного начала в портретах подчеркнуто большим размером широко раскрытых глаз с расширенным и зрачками, сверкающим взглядом, как бы обращенным внутрь души, в самосозерцание. Изображение императора и его окружения поражало восточной пышностью. 

*223: {Смальта  - кубики из окрашенных стеклянных  сплавай.} 

В VII веке и в  более позднее время наблюдается  свобода творческих исканий в  изобразительном искусстве и  архитектуре. Художники проявляют  стремление к возвышенному гармоническому идеалу (роспись церкви Успения в Никее, VII в., в памятниках Италии, VII—VIII вв.). 

Искусство Византии IX—X11 веков отразило идеалы зрелого  Средневековья, которые подчинялись  строгим догматическим правилам. В архитектуре с XII века самостоятельное место заняли монастыри - живописные ансамбли, обычно располагавшиеся на склонах гор или скалах, вписывающиеся в рельеф местности. В центре их находился крестово-купольный*224 храм, например, церковь св. Феодоры в Афинах, церковь Успения Божьей матери в монастыре Дафни (XI в.) и другие. 

*224: {Крестово-купольиая  композиция - прямоугольный объем,  расчлененный четырьмя столбами, на которых подвешен центральный  световой барабан.} 

В настенных  росписях, мозаиках утверждается классический торжественный стиль. Основной формой станковой живописи становится иконопись. Шедевр византийской живописи XI-XII веков - икона так называемой Владимирской Богоматери, которая относится к иконографическому типу "Умиление". 

Последний расцвет  византийское искусство переживает в период правления династии Палеологов (XII-XIV вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 году изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.

ЗАПАДНАЯ И  ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА 

Своеобразие истории  Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и других). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур  античной и варварских народов, к преобладанию с V века "варварских" элементов художественной культуры. 

Этапы развития средневековой культуры Западной и  Центральной Европы: 

I - дороманский  (середина V-X вв.) 

II - романский  (X 1-ХII вв.) 

III- готический (конец  XII-XIV вв.). 

Дороманский этап - это время формирования основных принципов средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве  империи Каролингов (VIII-IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (X в.), государства франков, что подготовило  появление романского стиля.

Романское искусство 

Романский стиль  сложился в XI-ХII веках и отразил  религиозное мировоззрение феодального  общества. Средоточием умственной жизни, образования, художественного творчества были монастыри. Ромайская архитектура  отличалась мощью, скульптура - мятущимся духом, что отразило влияние традиций варварского искусства, бурного характера эпохи. 

Отличительные черты романской архитектуры - суровость  и мощь - были обусловлены стремлением  к прочности, способностью к обороне  в периоды феодальных усобиц. Наиболее характерные архитектурные сооружения раннего Средневековья - замки духовных и светских феодалов, церкви и монастыри. Примеры подобных сооружений - башня феодального замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII- начало XIII вв.) и другие. 

Самое значительное создание романской архитектуры - храм, отличавшийся суровой благородной красотой. Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане - это латинский крест. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Арки, столбы, колонны, массивные стены со щелевидными окнами - все это воздействовало на человека, создавая представление об обширности пространства. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Центр его композиции - башня, увенчанная шпилем. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции, например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв.). 

Романский храм объединял все виды искусств. Его  внутренние стены покрывали фрески. Новым явлением были витражи*225, заполнившие  оконные проемы. В витражах изображались сюжеты и образы из Священного писания, житий святых. Эпизоды библейской истории стали сюжетами фресок, например, цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье (конец XI - начало XII в.). 

*225: {Витраж - вид  живописи из цветных кусочков  стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы.} 

Во Франции  достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская  скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в.). В центре - образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости.

Готическое искусство 

Готическое искусство - следующий этап в развитии средневековой  культуры. Продолжая традиции романского стиля, готика в то же время явилась  более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку. 

Термин "готический стиль" ведет происхождение от названия германских племен - готов, первоначально  обитавших у берегов Балтийского  моря. В представлении средневековых  итальянцев "готы" - это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим. 

Во Франции  романский стиль перешел в  готический. Если в период XI—XII веков  наиболее высоким уровнем развития архитектуры отличались южные районы Франции, то с середины XII века, когда ведущая роль в экономической п политической жизни страны переходит к северным провинциям, значительные архитектурные сооружения создаются в таких культурных центрах, как Париж, Амьен, Реймс, Руан. 

Общественная  жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас; пластика архитектурных форм - подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые арки, остроконечные шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление легкости, невесомости, ажурности. Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских. Это придает и внутреннему пространству устремленность ввысь, а интерьер приобретает величественный характер. Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности. 

Первая значительная постройка готического собора - это  Нотр-Дам де Пари (Собор парижской  Богоматери, заложен в 1163 г.). Другие соборы: в Реймсе (начат около 1210 г., Франция), в Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге (Эльзас) и Кельме (Западная Германия). 

Период расцвета готики во Франции и Германии - XII-XIII века. В XIV веке в связи со Столетней войной строительство соборов было прервано. В XV веке готический стиль преобразуется в направлении украшательства, усложненного рисунка деталей, стремления к большей эффективности (эта поздняя разновидность стиля получила название "пламенеющей готики"). 

В средневековом  городе, кроме собора, было еще одно здание, выделявшееся из общей массы  домов, - ратуша. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII-ХV веков оформление ратуши было подражанием формам готического  собора. Как и собор, ратуша являлась символом города, его самоуправления, стремления к независимости. 

Готический стиль  распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами Франции  и Западной Германии готика нашла воплощение не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления, что не одно и то же. Почти во всех странах Западной Европы в XIV-XV веках при строительстве культовых зданий стали использовать оформление, создававшее впечатление готики. Но это была лишь псевдоготика. Особенного распространения она достигла в Англии, хотя там есть несколько соборов, которые можно назвать готическими и по их конструкции. 

Следует отметить своеобразие зодчества средневековой  Италии в XIII—XIV веках. Здесь культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом, активно велось обширное светское строительство. Одним из выдающихся памятников этого периода является Дворец дожей в Венеции, неповторимое архитектурное сооружение. Композиция фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. В художественном образе Дворца дожей сочетается монументальность и гуманистичность, "человечность" архитектуры. Готика была принципиально новым стилем, представляла собой самостоятельную новаторскую систему образной выразительности архитектурного языка. 

Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы  художественные ценности, вошедшие в  золотой фонд мировой культуры.

Информация о работе Античная художественная культура