Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Самое позднее  сочинение Эсхила - трилогия "Орестея", сюжет которой основан на мифе о судьбе рода аргосского царя Агамемнона. 

Великим современником  Эсхила был трагический поэт Софокл (496 - 406), творчество которого развернулось в эпоху расцвета афинской демократии. 

Из всего наследия Софокла до нас дошли 7 произведений, среди них особенно значительными  являются трагедии так называемого  фиванского цикла: "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона". В их основе - миф о "наследственном проклятии", лежащем на фиванских царях, и о последствиях этого проклятия, приведшего к тому, что царь Эдип, не знавший своих настоящих родителей, убил своего отца и женился на матери. 

Содержание трагедии "Царь Эдип" (428-425 гг. до н. э.), построенной  на ситуациях "трагической ошибки", "трагической вины" (Гегель)*215, раскрывает мысль об ответственности  человека, его нравственной требовательности к себе. Невольно совершив "двойное" преступление, Эдип постепенно распутывает сложный узел своей судьбы и, узнав истину, наказывает себя: он выкалывает себе глаза, чтобы в страданиях провести остаток жизни. 

*215: {См.: Гегель, Эстетика. В 4 т. - М.,1968. -Т. 3. - С. 578.} 

Демонстрируя  ограниченность возможностей человека перед лицом божественной воли, Софокл, как и Эсхил, считает, что разумный человек путем страдания придет к мудрости примирения. В итоге наступает катарсис - очищение через страдание. 

Герои Софокла  выполняют свой долг, твердо следуя своим нравственным принципам, даже вопреки грозным внешним обстоятельствам. Именно так ведет себя Антигона (трагедия "Антигона", 442 г. до н. э.), совершая погребальный обряд над телом брата, что было запрещено царем Креонтом. Она обречена на смерть, но нравственная победа на ее стороне. 

Развитие художественной культуры Афин в последней четверти V в. до н. э. связано с именем третьего великого драматурга Греции Еврипида (480-406). Известны 92 названия драм Еврипида, но до нас целиком дошли 18 (17 трагедий и 1 драма сатиров). Героям Еврипида присуща внутренняя раздвоенность. Их гибель - результат внутреннего противоречия, борьбы чувства и разума. Таковы Медея, Федра, Гекуба, Электра - героини трагедий Еврипида. 

Ломая традиционные рамки трагедии, изменяя сюжеты мифов, Еврипид опускает мифических героев до уровня земных людей, лишает их величия. 

Одна из самых  значительных трагедий Еврипида - "Медея". По мифу, Медея - злая чародейка, у Еврипида - это страстно любящая, но обманутая  и преданная мужем женщина. Ясон оказывается не героем, а мелким, расчетливым эгоистом: из корыстных целей он, отец двух детей, решает жениться на дочери царя Креонта. Не желая быть его рабой, Медея мстит за поруганную любовь. Изменяя содержание мифа, автор вводит мотив убийства Медеей своих детей. Видя страдания матери, боги забирают ее к себе. 

Еврипид прокладывал  путь к развитию бытовой драмы (расцвет - в III в. до н. э.), которую принято  называть новой аттической комедией. 

Крупнейшим представителем жанра комедии был Аристофан (около 445 - 385 гг.). Современник Пелопонесской войны, он ставил в своих произведениях проблемы войны и мира: "Ахарняне" (425г.), "Лисистрата" (411 г.), "Мир" (421 г.). Проблемы науки, культуры поднимает автор в комедиях "Птицы" (414 г.), "Облака" (423 г.) и "Лягушки" (405 г.). 

Так в классический период Древней Греции закладывались  основы развития европейского драматического искусства. Следует отметить и художественную прозу V-IV веков до и. э., которую принято  делить на три жанра: историографию  (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен), философскую прозу (Платон, Аристотель). 

Именно Аристотель, обобщивший все достижения греческой  мысли до середины IV века до н. э., замыкает классический период греческого искусства и открывает путь в новый период, называемый эллинизмом.

Эллинистический период 

Сам термин "эллинизм" связан с проникновением греческой  культуры на Восток, "эллинизацией" Востока (период военных походов  Александра Македонского, поклонника эллинско-греческой культуры). После смерти Александра Македонского были созданы эллинистические монархии. Это была эпоха наивысшего расцвета государств эллинского мира. Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Художественными центрами эллинистического мира становятся Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства этой эпохи характерна монументальность. 

Замечательными  памятниками скульптуры эллинистического периода являются "Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э.), воздвигнутая па острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя, и Афродита Мелосская (около 120 г. до и. э.), приписываемая Александру (или Агесандру), Глубоко патетический, жизнеутверждающий образ Ники и возвышенная красота Афродиты создавали представление о свободной гармонической личности. 

К эллинистическому этапу относится и созданная  в I в. до п. э. скульптурная группа Лаокоон (выполнена тремя родосскими ваятелями: Агесандром, Афанодором и Полидором). Остродинамический сюжет композиции заимствован из легенд троянского цикла. Преувеличенная патетика, использование авторами чисто внешних эффектов, не совсем удачное соблюдение пропорциональных отношений говорят об утрате гармонической простоты пластического искусства периода классики. 

Эпоха эллинизма  связана с бурным развитием градостроительства. Сооружаются дворцы, здания совета, театры, рынки и т. д. Архитектурная  пластика тяготеет к колоссальным масштабам, многофигурным композициям. Среди  архитектурных сооружений выделяется "Алтарь Зевса", возведенный на акрополе в Пергаме. Высокого уровня достигло искусство мозаики и настенной живописи (мозаичное изображение Диониса на Делосе, помпейская живопись и другие). 

Углубляется интерес  к человеку, что приводит к развитию жанра портрета (александрийские мастера). Создаются скульптуры бытового жанра: "Мальчик с гусем", "Мальчик-нубиец", "Старый рыбак" и другие. Изменяется сам дух искусства, мироощущение его героев. Человек погрузился в сферу личной, интимной жизни. Предметом изображения в литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью. Эти тенденции находят выражение и в философии. Возникает ряд философских систем, из которых особое значение приобретает материалистическая философия Эпикура и стоическая философия Зенона. С проповедью преодоления страстей выступили киники, ярчайшим представителем этой школы явился Диоген; скептики объявили всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Религия в этот период становится делом личной совести. 

Общение со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона обусловили в III веке до н. э. расцвет наук - точных (Эвклид, Архимед) и гуманитарных. Крупнейшим научным центром становится Александрия, где был основан "Музей" ("Храм муз"), была создана библиотека, где, по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека сильно пострадала от пожара при захвате Цезарем Александрии в I веке до н. э. 

Из литературных жанров в эллинистический период получает развитие новая аттическая комедия. 

Выдающимся автором "новой комедии" был Менандр (342- 292), написавший более ста комедий. Сохранилась целиком только одна драма "Угрюмец", более или менее  полно - трагедия "Третейский суд". Герои Менандра жизненны и человечны, автор достиг определенных высот в тщательной разработке персонажей. Мир личных чувств заменил общественные проблемы, стоявшие перед героями Эсхила и Софокла. 

В III в. до п. э. получает развитие так называемая александрийская  поэзия (поэты группируются вокруг александрийского Музея). Это Каллимах Киренский, его ученик Аполлоний Родосский и другие. 

С середины II века до н. э. Греция попадает под власть Рима, который становится политическим и культурным центром. Римские правители  покровительствовали архаистическим тенденциям в культурном развитии Греции, отразившимся и на литературе. К этому периоду относится творчество философа-моралиста и биографа Плутарха (46 г. н. э. - около 127 гг. и. э.). Среди его произведений - "Сравнительные жизнеописания" (параллельные биографии греческих и римских деятелей), имеющие большое историческое значение. Шекспир, Корнель, Расин заимствовали свои сюжеты из биографий Плутарха. Крупнейшее имя этого периода - Лукиан, который силой смеха, сарказма убивает античных богов, переводит миф в бытовую сферу. Он создает диалоги, памфлеты-пародии, высмеивает лженауку, софистическую декламацию ("Похвала мухе"), различные предрассудки. Творчество Лукиана оказало значительное влияние на просветительскую литературу Европы (Эразм Роттердамский, Рабле, Свифт). 

Самый поздний  жанр греческой литературы - роман. Произведения этого жанра писались прозой. Среди них - "Дафнис и Хлоя" Лонга (II или III в. н. э.). Сюжет греческого романа - это история влюбленных юноши и девушки, разлученных  обстоятельствами, но сохраняющих верность друг другу. В греческом романе отразилось новое отношение к человеку. 

Таков был итог развития великой культуры Древней  Греции. Впоследствии на каждом из этапов расцвета гуманизма художники всего  мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения древнегреческого искусства - не только памятники далекого прошлого, но и живые образы, которые до сих пор доставляют нам глубокую радость.

ДРЕВНИЙ РИМ 

С конца I века до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура. За более чем тысячелетнюю историю  она прошла большой и сложный  путь развития. Трудно назвать область культуры, в которой римляне не оказали бы влияния на последующие поколения. В медицине, географии, астрономии, архитектуре нашли применение открытия, сделанные римскими учеными. Дальнейшее развитие получили достижения в сельском хозяйстве. Само слово "культура" первоначально означало "возделывание почвы", "уход за землей". Основы военного искусства, разработанные римлянами в многочисленных войнах, не утратили своего значения для современности. Юристы всего мира изучают римское право. Система правовых отношений, зафиксированная в нем, точные юридические понятия до сих пор служат образцом для законодателей. Произведения римских писателей стали классическими, и само римское слово "классика" стало обозначать "первоклассные, образцовые" применительно к произведениям Вергилия, Горация, Овидия и других античных авторов. 

Своеобразие римской  культуры сказалось в трезвости  мышления, миропонимания, рационалистическом восприятии действительности, в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства. 

Хронологически  рамки развития культуры Древнего Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения в конце VI века до н. э. до конца V века п. э. Начальный этап относится  к периоду республики (конец V - конец I вв. до н. э.), расцвет - к периоду образования мировой рабовладельческой державы (конец I в. до н. э. - V в. н. э.). 

Римская культура сложилась на основе сложного взаимодействия культур местных италийских племен и других народов, в основном, этрусков, имевших, вероятно, малоазийское происхождение. 

Большой вклад  в формирование культуры Рима внесли греческие колонисты в Южной  Италии и Сицилии, в городах которых  активно функционировала научная  жизнь, развивалась античная художественная культура. Значительным было также влияние культуры пародов, постепенно вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов. 

Культура Древнего Рима решала задачи, поставленные последним  этапом развития античного общества.

Римская республика 

Римская культура периода республики (конец VI - конец I вв. до н. э.) отразила социальные процессы этого времени, связанные с усилением  политической активности различных  слоев населения этого огромного  государства (углубление классовых  противоречий, гражданские войны, многочисленные восстания рабов, в том числе, грандиозное восстание Спартака - I в. до н. э. и т. д.). 

Своеобразие римской  культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений - древних оборонительных стен Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуков*216. Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции. 

*216: {Акведук  - сооружение для пропуска водотока  над пониженным участком местности.} 

В связи с  тем, что Рим стал могущественным государством, в состав которого входил весь тогдашний культурный мир Европы и Ближнего Востока, в связи с  притоком богатств из завоеванных стран в общество проникли стремления к роскоши, утонченности. В Рим ввозятся знаменитые греческие статуи и картины. Римские храмы превращаются в своего рода музеи искусств. В архитектуре сказывается значительное влияние греческого стиля (обращение к ордерной системе). В эпоху республики храм - основной тип общественного здания (храм Сибиллы в Тиволи, I в. до н. э., храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н. э.). 

Своеобразие римской  архитектуры проявляется в создании нового типа частного дома богатых землевладельцев; в разработке системы высокохудожественных стенных росписей. Особый интерес представляют Помпейские росписи, которые знакомят с основными чертами античной фрески. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы. 

Информация о работе Античная художественная культура