Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
Один из ведущих
жанров средневекового искусства - героические
эпосы.
Эпос (греч. epos-слово,
повествование, рассказ) - героическое
повествование, содержащее целостную
картину народной жизни, описание жизни
и подвигов героев-богатырей. Народный
героический эпос возник на основе традиций
мифологического эпоса
и богатырской
сказки, позднее - исторических преданий.
В архаических формах эпоса героика
выступает еще в сказочно-
Ирландский героический
эпос (III-VIII вв.) первоначально имел прозаическую
форму, поэтому его произведения
назывались сагами (сага - от древнескандинавского
segia - сказывать); впоследствии появились
поэтические фрагменты. Эти саги объединялись
вокруг имени короля Конхобара и его племянника
Кухулина - богатыря фантастической силы.
Особое развитие
героический эпос получил в Исландии.
Мифология здесь отразила жизнь
скандинавов "эпохи викингов" (IX-XI
вв.). Наиболее древний памятник - сборник
"Эдда", составленный в XIII веке из
народных эпических песен, создававшихся
в IX—XII веках. В героических песнях "Эдды"
содержатся элементы, восходящие к преданиям
древних германцев, но они переработаны
в соответствии со скандинавским бытом
и легендами. Таково, например, сказание
о подвигах Зигфрида (в "Эдде" - Сигурда),
добывающего клад Нибелунгов.
Древнеисландская
литература включает в себя более
позднюю поэзию скальдов (дружинных
певцов), представляющую начальный этап
развития авторства в поэзии. По это дописьменная
поэзия: древнейшие из дошедших до нас
скальдических стихов были сочинены в
первой половине IX века, т. с. за четыре
столетия до того, как они могли быть записаны.
Эгиль Скаллагримсон (сын Грима Лысого,
исландского первопоселенца) - выдающийся
из скальдов. Вот пример его поэтического
творчества:
Славу воспою
Смелому в бою,
Песней папою
Англию твою.
Наряду с поэзией
скальдов было множество прозаических
саг - родовых, исторических, фантастических
и героических, например, "Сага о Волсунгах"
(середина XIII в.), разрабатывающая сюжеты
героических песен "Эдды" о Сигурде.
Расцвет героического
эпоса в Западной Европе относится
к XI—XII векам. Создавался он в эпоху
феодальной раздробленности. Пафосом
героического эпоса явилось стремление
к национальному единству, прославлялся
подвиг во имя родины и короля, символизирующего
родину; выражался протест против феодального
эгоизма, анархии и национального предательства.
Французский героический
эпос - один из самых значительных в Европе.
Сохранилось до ста поэм XI-XIV веков, получивших
название "песен о деяниях". Эти поэмы
принято делить на три цикла:
• цикл короля Франции,
• цикл верного
вассала,
• баронский
цикл.
К первому циклу
относится замечательный памятник
средневекового эпоса - "Песнь о Роланде".
Сюжетное ядро песни - действительные
события VIII века: битва в Ронсевальском
ущелье между франками и басками. В "Жизнеописании
Карла Великого" упоминается в числе
погибших имя знатного франка Хроуланда,
ставшего прообразом Роланда в героической
поэме.
Частный эпизод
битвы франков с их единоверцами
басками подвергся в поэме
значительному переосмыслению: вместо
басков появились грозные арабы-
Образ императора
Карла имеет объединяющее значение.
Его отличают моральное и физическое
превосходство, любовь к родине, к
ближним. Он мстит за погибшего Роланда,
и его победы одержаны не без помощи Бога.
"Песня о
Роланде" выражает идею
Испанский героический
эпос отразил историческую обстановку
в Испании VII века, завоеванной арабами.
Вплоть до XV века испанский народ
вел борьбу за свое освобождение, получившую
название Реконкисты (отвоевания). Начиная
с X века, формируется испанский эпос на
основе преданий и песен, созданных ранее.
Центральный герой
испанского эпоса - Родриго Диас (Рой
Диаз де Бивар), прозванный за доблесть
Сидом (араб, sidi - господин). Самая крупная
из эпических поэм названа его именем
- "Песнь о моем Сиде". Он - воплощение
народного нравственно-героического идеала.
Это рыцарь, который всем обязан своей
доблести и храбрости. Он прост и щедр,
заботлив по отношению к дружине, пользуется
любовью простых людей. Сид противопоставлен
высокомерной и коварной феодальной знати.
В конце XIV - начале
XV веков в Испании зарождается
жанр романса, разрабатывающего отдельные
эпизоды древних эпических
Немецкий героический
эпос формируется в XII-XIII веках, в
период, когда идея национального
единства приобретает особое значение.
Крупнейшая поэма - "Песнь о Нибелунгах"
(нибелунги - мифические карлики, хранители
сокровищ). В поэме две части: первая повествует
о подвигах и смерти богатыря Зигфрида,
вторая - о мести его жены Кримхильды и
трагическом финале кровавой распри (отражение
исторических преданий об уничтожении
гуннами бургундского государства).
"Песнь о
Нибелунгах" стала источником
драматических и музыкальных
произведений немецкой
Южнославянский
эпос формируется в XIV веке: это народная
эпическая поэзия Югославии и
Болгарин. Среди произведений этого
плана выделяется Косовский цикл,
объединяющий песни о Косовской
битве сербов с турками в 1389 году.
Герои эпоса - исторические личности:
князь Лазарь, его воевода Милош Обилич,
полулегендарный богатырь Юг-Богдан с
девятью сыновьями.
В этот же период
создается цикл песен о королевиче
Марко, общем герое сербского
и болгарского эпосов. Это народный
мститель, борец против захватчиков;
описываются его подвиги и героическая
гибель (песня "Смерть Марка-юнака").
Более поздним
образцом средневековой народной поэзии
являются песни и баллады Англии
и Шотландии. Наиболее популярны
в течение многих столетий были баллады
о Робине Гуде, великодушном, щедром,
мужественном благородном разбойнике.
Рыцарская (куртуазная)*219
литература XII—XIII веков отразила формирование
института рыцарства - "христова
воинства", такие его ценностные
ориентации, как защита "гроба
Господня", религии, бедных, угнетенных,
служение сюзерену, рыцарскому ордену,
культ прекрасной дамы и другие. Рыцарская
литература развивалась в двух направлениях:
лирическом и эпическом. Своего классического
развития она достигла во Франции.
*219: {Куртуазный
(фр. courtois) - учтивый, вежливый.}
Рыцарская лирика
возникает в Провансе (XI- XII вв.), где
появляется поэзия трубадуров*220, поэтов
и композиторов, исполнителей собственных
произведений. Известные поэты - трубадуры:
Бертран де Бори, прославляющий героев-воинов;
Джуафре Рюдель, обратившийся к теме
"любви издалека"; Бертран Д'Аламано,
воспевающий в жанре "альба" чувство
индивидуальной любви, которое восстало
против подавляющих его феодальных законов
и обычаев. В Германии рыцарская лирика
была представлена поэзией миннезингеров*221
(австрийский рыцарь Рейнмар из рода Хагенау,
Вальтер фон дер Фогельвейде и другие).
*220: {Трубадур (прованс.
trobor) - изобретать, находить.}
*221: {Миннезингер
(нем. minnesinger) - певец любви.}
Рыцарский роман
- центральное явление
Классическим
образцом стал куртуазный (рыцарский)
роман на французском языке. Для
него характерно наличие сказочных,
фантастических элементов, обилие авантюр,
исключительных ситуаций. Герой проходит
через трудные испытания, укрепляя и доказывая
свою доблесть и мужество. По стилю и характеру
французский рыцарский роман делится
на циклы: античный ("Роман об Александре",
"Роман о Трое", "Роман об Энее"
и другие), бретонский (восходит к латинской
хронике "История королей Британии",
разрабатывает легенды о короле Артуре
и рыцарях "Круглого стола"). Крупнейший
мастер средневекового романа - Кретьен
де Труа, создатель романов "Ланселот,
или Рыцарь Телеги", "Персеваль, или
Повесть о Граале" и других. Романы о
святом Граале посвящены теме религиозного
служения: рыцарские подвиги совершаются
во имя священной реликвии - сосуда, названного
"святым Граалем", в котором, по преданию,
была собрана кровь Иисуса Христа. Идея
романа Кретьена - служение людям, отказ
от личного счастья во имя блага людей.
По мотивам этого романа немецкий композитор
Вагнер написал оперы "Парцифаль"
и "Лоэнгрин".
Культура рыцарства была для своего времени прогрессивным явлением. В рыцарском идеале воплощались элементы гуманизма: принципы защиты справедливости, уважения к женщине, культ большого человеческого чувства. Произведения рыцарской литературы отличают глубокий психологический анализ, богатство фантазии, совершенство поэтической формы.
Изобразительное
искусство, архитектура средних
веков
Культура Средневековья
богата и разнообразна; ее центры были
расположены в различных частях
мира, но находились они в тесном
взаимодействии. Именно в средние
века достигло высокого уровня развития
искусство многих государств Европы
и Азии (Древней Руси, Китая, Индии).
Например, в Китае расцвета достигают
такие жанры изобразительного искусства,
как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой
жанр: В искусстве Индии проявляется чувственное
восприятие мира, ощущение мощного, стихийного
начала природы. Развивается поэтическая
красочная восточная миниатюра.
Классических высот достигло развитие архитектуры, которая отличалась монументальностью, выражением воли и могущества человека. Это византийские храмы, романская и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая.
ВИЗАНТИЯ
Одним из центров
развития средневекового искусства
была Византия - государство, образовавшееся
на основе Восточной Римской империи
в 395 году и просуществовавшее до
1453 года. Своеобразие развития Византии,
которую варварские нашествия затронули
в меньшей степени, чем Западную Европу,
привело к тому, что здесь сохранились
черты античного быта, общественного устройства;
переход к средневековой культуре осуществлялся
на основе античных традиций. Такие города
Византии, как Константинополь, Александрия,
Антиохия, Эфес, сохранили эллинистический
облик; в них были сосредоточены многие
памятники древнегреческой культуры (античные
статуи, в списках-произведения Гомера,
Эсхила, Софокла и другие); до VII века существовал
античный театр. В центре произведений
искусства находился идеальный человек,
воплощенный в образе христианского Бога
и святых.
Па искусство
Византии оказала влияние художественная
традиция восточных провинций - Месопотамии,
Сирии, Палестины, Египта, Антиохии; свое
воздействие оказали и варвары, особенно
с IV—V веков.
Содержанием византийского
искусства стали религиозно-
Лучшие произведения
византийского искусства были созданы
константинопольской школой, сочетавшей
античную традицию с творческим опытом,
основанным на усвоении философских и
богословских идей средних веков. Расцвета
византийское искусство достигло при
императоре Юстиниане I (527-565). Главным
художественным центром стал Константинополь,
который современники называли "вторым
Римом". Ведущую роль приобрела архитектура
монастырских ансамблей и храмов, которые
отличались разнообразием типов. Особенно
характерны были храмы, архитектура которых
разрабатывала античные традиции продольных
базилик*222 и центрально-купольных храмов.
Например, базилика Сант-Аполлинаре Нуово
в Равенне, начало VI века, церковь Сан-Витале
в Равенне (532-548 гг.).