Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Один из ведущих  жанров средневекового искусства - героические  эпосы. 

Эпос (греч. epos-слово, повествование, рассказ) - героическое  повествование, содержащее целостную  картину народной жизни, описание жизни  и подвигов героев-богатырей. Народный героический эпос возник на основе традиций мифологического эпоса 

и богатырской  сказки, позднее - исторических преданий. В архаических формах эпоса героика  выступает еще в сказочно-мифологической оболочке, главные темы - борьба с  чудовищами, сватовство к суженой, родовая месть. В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины противостоят захватчикам, иноземным и иноверным угнетателям. В северных и северо-западных областях Европы, занятых скандинавами и кельтами, где черты родового строя сохранялись особенно долго, существовала почва для возникновения народных героических эпосов. 

Ирландский героический  эпос (III-VIII вв.) первоначально имел прозаическую форму, поэтому его произведения назывались сагами (сага - от древнескандинавского segia - сказывать); впоследствии появились поэтические фрагменты. Эти саги объединялись вокруг имени короля Конхобара и его племянника Кухулина - богатыря фантастической силы. 

Особое развитие героический эпос получил в Исландии. Мифология здесь отразила жизнь  скандинавов "эпохи викингов" (IX-XI вв.). Наиболее древний памятник - сборник "Эдда", составленный в XIII веке из народных эпических песен, создававшихся в IX—XII веках. В героических песнях "Эдды" содержатся элементы, восходящие к преданиям древних германцев, но они переработаны в соответствии со скандинавским бытом и легендами. Таково, например, сказание о подвигах Зигфрида (в "Эдде" - Сигурда), добывающего клад Нибелунгов. 

Древнеисландская  литература включает в себя более  позднюю поэзию скальдов (дружинных  певцов), представляющую начальный этап развития авторства в поэзии. По это дописьменная поэзия: древнейшие из дошедших до нас скальдических стихов были сочинены в первой половине IX века, т. с. за четыре столетия до того, как они могли быть записаны. Эгиль Скаллагримсон (сын Грима Лысого, исландского первопоселенца) - выдающийся из скальдов. Вот пример его поэтического творчества: 

Славу воспою 

Смелому в бою, 

Песней папою 

Англию твою. 

Наряду с поэзией  скальдов было множество прозаических саг - родовых, исторических, фантастических и героических, например, "Сага о Волсунгах" (середина XIII в.), разрабатывающая сюжеты героических песен "Эдды" о Сигурде. 

Расцвет героического эпоса в Западной Европе относится  к XI—XII векам. Создавался он в эпоху  феодальной раздробленности. Пафосом героического эпоса явилось стремление к национальному единству, прославлялся подвиг во имя родины и короля, символизирующего родину; выражался протест против феодального эгоизма, анархии и национального предательства. 

Французский героический эпос - один из самых значительных в Европе. Сохранилось до ста поэм XI-XIV веков, получивших название "песен о деяниях". Эти поэмы принято делить на три цикла: 

• цикл короля Франции, 

• цикл верного  вассала, 

• баронский  цикл. 

К первому циклу  относится замечательный памятник средневекового эпоса - "Песнь о Роланде". Сюжетное ядро песни - действительные события VIII века: битва в Ронсевальском ущелье между франками и басками. В "Жизнеописании Карла Великого" упоминается в числе погибших имя знатного франка Хроуланда, ставшего прообразом Роланда в героической поэме. 

Частный эпизод битвы франков с их единоверцами басками подвергся в поэме  значительному переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане; Роланд стал главным героем произведения. Он погибает в жестоком бою. Последние мысли Роланда - "о родине, о Франции-красе", "о Карле-властелине...". 

Образ императора Карла имеет объединяющее значение. Его отличают моральное и физическое превосходство, любовь к родине, к  ближним. Он мстит за погибшего Роланда, и его победы одержаны не без помощи Бога. 

"Песня о  Роланде" выражает идею единства  родины, возмущение моральным падением  предателя. Поэма имела значение  и как воплощение символической  идеи - борьбы христиан с мусульманским  миром, что было связано с подготовкой к крестовым походам. 

Испанский героический  эпос отразил историческую обстановку в Испании VII века, завоеванной арабами. Вплоть до XV века испанский народ  вел борьбу за свое освобождение, получившую название Реконкисты (отвоевания). Начиная с X века, формируется испанский эпос на основе преданий и песен, созданных ранее. 

Центральный герой  испанского эпоса - Родриго Диас (Рой  Диаз де Бивар), прозванный за доблесть Сидом (араб, sidi - господин). Самая крупная  из эпических поэм названа его именем - "Песнь о моем Сиде". Он - воплощение народного нравственно-героического идеала. Это рыцарь, который всем обязан своей доблести и храбрости. Он прост и щедр, заботлив по отношению к дружине, пользуется любовью простых людей. Сид противопоставлен высокомерной и коварной феодальной знати. 

В конце XIV - начале XV веков в Испании зарождается  жанр романса, разрабатывающего отдельные  эпизоды древних эпических поэм. Таков цикл романсов о Бернардо дель Карпио. Исторические романсы называют испанской "Илиадой", в то время как новеллистические и лирические - испанской "Одиссеей". 

Немецкий героический  эпос формируется в XII-XIII веках, в  период, когда идея национального  единства приобретает особое значение. Крупнейшая поэма - "Песнь о Нибелунгах" (нибелунги - мифические карлики, хранители сокровищ). В поэме две части: первая повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, вторая - о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри (отражение исторических преданий об уничтожении гуннами бургундского государства). 

"Песнь о  Нибелунгах" стала источником  драматических и музыкальных  произведений немецкой художественной  культуры. Композитор Вагнер в  40-е - 50-е годы XIX века создал  оперную тетралогию: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов". 

Южнославянский  эпос формируется в XIV веке: это народная эпическая поэзия Югославии и  Болгарин. Среди произведений этого  плана выделяется Косовский цикл, объединяющий песни о Косовской  битве сербов с турками в 1389 году. Герои эпоса - исторические личности: князь Лазарь, его воевода Милош Обилич, полулегендарный богатырь Юг-Богдан с девятью сыновьями. 

В этот же период создается цикл песен о королевиче Марко, общем герое сербского  и болгарского эпосов. Это народный мститель, борец против захватчиков; описываются его подвиги и героическая гибель (песня "Смерть Марка-юнака"). 

Более поздним  образцом средневековой народной поэзии являются песни и баллады Англии и Шотландии. Наиболее популярны  в течение многих столетий были баллады  о Робине Гуде, великодушном, щедром, мужественном благородном разбойнике. 

Рыцарская (куртуазная)*219 литература XII—XIII веков отразила формирование института рыцарства - "христова воинства", такие его ценностные ориентации, как защита "гроба  Господня", религии, бедных, угнетенных, служение сюзерену, рыцарскому ордену, культ прекрасной дамы и другие. Рыцарская литература развивалась в двух направлениях: лирическом и эпическом. Своего классического развития она достигла во Франции. 

*219: {Куртуазный (фр. courtois) - учтивый, вежливый.} 

Рыцарская лирика возникает в Провансе (XI- XII вв.), где  появляется поэзия трубадуров*220, поэтов и композиторов, исполнителей собственных  произведений. Известные поэты - трубадуры: Бертран де Бори, прославляющий героев-воинов; Джуафре Рюдель, обратившийся к теме "любви издалека"; Бертран Д'Аламано, воспевающий в жанре "альба" чувство индивидуальной любви, которое восстало против подавляющих его феодальных законов и обычаев. В Германии рыцарская лирика была представлена поэзией миннезингеров*221 (австрийский рыцарь Рейнмар из рода Хагенау, Вальтер фон дер Фогельвейде и другие). 

*220: {Трубадур (прованс. trobor) - изобретать, находить.} 

*221: {Миннезингер  (нем. minnesinger) - певец любви.} 

Рыцарский роман - центральное явление средневековой  светской литературы, где ставились и разрешались важнейшие проблемы человеческой личности и ее отношений с миром. Являясь эпическим произведением, рыцарский роман в то же время отличается от средневекового эпоса. Здесь на первом плане не общенациональные события, а личная судьба героя, его любовь, во имя которой и совершаются подвиги. Средневековый роман представлен в Византии (XII в.), на романо-германском западе (XII - начало ХШ вв. стихотворные формы, затем преобладает проза), на Ближнем и Среднем Востоке (XI—XII вв.), на Дальнем Востоке (Япония, X-XI вв.). 

Классическим  образцом стал куртуазный (рыцарский) роман на французском языке. Для  него характерно наличие сказочных, фантастических элементов, обилие авантюр, исключительных ситуаций. Герой проходит через трудные испытания, укрепляя и доказывая свою доблесть и мужество. По стилю и характеру французский рыцарский роман делится на циклы: античный ("Роман об Александре", "Роман о Трое", "Роман об Энее" и другие), бретонский (восходит к латинской хронике "История королей Британии", разрабатывает легенды о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола"). Крупнейший мастер средневекового романа - Кретьен де Труа, создатель романов "Ланселот, или Рыцарь Телеги", "Персеваль, или Повесть о Граале" и других. Романы о святом Граале посвящены теме религиозного служения: рыцарские подвиги совершаются во имя священной реликвии - сосуда, названного "святым Граалем", в котором, по преданию, была собрана кровь Иисуса Христа. Идея романа Кретьена - служение людям, отказ от личного счастья во имя блага людей. По мотивам этого романа немецкий композитор Вагнер написал оперы "Парцифаль" и "Лоэнгрин". 

Культура рыцарства  была для своего времени прогрессивным  явлением. В рыцарском идеале воплощались  элементы гуманизма: принципы защиты справедливости, уважения к женщине, культ большого человеческого чувства. Произведения рыцарской литературы отличают глубокий психологический анализ, богатство фантазии, совершенство поэтической формы.

Изобразительное искусство, архитектура средних  веков 

Культура Средневековья  богата и разнообразна; ее центры были расположены в различных частях мира, но находились они в тесном взаимодействии. Именно в средние  века достигло высокого уровня развития искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии). Например, в Китае расцвета достигают такие жанры изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр: В искусстве Индии проявляется чувственное восприятие мира, ощущение мощного, стихийного начала природы. Развивается поэтическая красочная восточная миниатюра. 

Классических  высот достигло развитие архитектуры, которая отличалась монументальностью, выражением воли и могущества человека. Это византийские храмы, романская  и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая.

ВИЗАНТИЯ 

Одним из центров  развития средневекового искусства  была Византия - государство, образовавшееся на основе Восточной Римской империи  в 395 году и просуществовавшее до 1453 года. Своеобразие развития Византии, которую варварские нашествия затронули в меньшей степени, чем Западную Европу, привело к тому, что здесь сохранились черты античного быта, общественного устройства; переход к средневековой культуре осуществлялся на основе античных традиций. Такие города Византии, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, сохранили эллинистический облик; в них были сосредоточены многие памятники древнегреческой культуры (античные статуи, в списках-произведения Гомера, Эсхила, Софокла и другие); до VII века существовал античный театр. В центре произведений искусства находился идеальный человек, воплощенный в образе христианского Бога и святых. 

Па искусство  Византии оказала влияние художественная традиция восточных провинций - Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Антиохии; свое воздействие оказали и варвары, особенно с IV—V веков. 

Содержанием византийского  искусства стали религиозно-философские  воззрения формировавшегося средневекового общества. На смену античному искусству, наивно обоготворявшему человека, пришло искусство, которое было направлено на возвышение его чувств, нравственных и эстетических сил. Духовность находила воплощение не только в бесплотной сущности творца, но и в образе Христа, сохранявшего облик человека, с его этическими и эстетическими принципами. 

Лучшие произведения византийского искусства были созданы константинопольской школой, сочетавшей античную традицию с творческим опытом, основанным на усвоении философских и богословских идей средних веков. Расцвета византийское искусство достигло при императоре Юстиниане I (527-565). Главным художественным центром стал Константинополь, который современники называли "вторым Римом". Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, которые отличались разнообразием типов. Особенно характерны были храмы, архитектура которых разрабатывала античные традиции продольных базилик*222 и центрально-купольных храмов. Например, базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, начало VI века, церковь Сан-Витале в Равенне (532-548 гг.). 

Информация о работе Античная художественная культура