Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
Стремясь создать
общенациональный эпос, Вергилий обратился
к поэмам Гомера, располагая материал
по гомеровской схеме (I часть - бегство
Энея из гибнущей Трои и его приключения
до прибытия в Лациум; II часть - подготовка
к сражениям, бои Энея и его союзников
с противником, подвиги Энея и его победа
над Турном). I часть перекликается с "Одиссеей",
а II - с "Илиадой".
Героическая поэма
"Энеида", прославлявшая историческую
миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего
весь мир, явилась образцом для национальных
эпопей новоевропейской поэзии: Т. Тассо,
Л. Камоэнса, Ф. Вольтера, М. М. Хераскова
и других.
Квинт Гораций
Флакк (65-8 гг. до н. э.) писал "Эподы",
"Сатиры", "Оды" и "Послания".
"Эподы" - сборник стихотворений,
написанных ямбическим размером, в которых
раскрываются современные для поэта темы.
В них звучат мотивы разоблачения отдельных
моментов действительности. С особой силой
осуждаются гражданские войны, расшатывающие
былое могущество Рима.
"Сатиры" Горация
представляют собой
"Оды" - наиболее
известные произведения
Теме дружбы
посвящено стихотворение "К Помпею
Вару", переведенное Пушкиным. Многие
оды Горация посвящены
Наряду с официальным
направлением в римской поэзии развивается
оппозиционное, культивировавшее жанр
римской любовной элегии. Наиболее ярким
представителем этого направления явился
Публий Овидий Назон (43 г. до и. э. - 18 г. и.
э.). Любовная тематика в шутливом плане
раскрыта в его дидактической поэме "Наука
любви". Позже к ней дописано шутливое
стихотворение "Лекарство от любви".
Наиболее значительными
произведениями явились поэмы "Метаморфозы"
("Превращения") и "Фасты" ("Календарь").
В "Метаморфозах" Овидий обращается
к богатому мифологическому материалу
(пересказано около 250 различных
мифов), оформленному композиционно в
стройное произведение. Начинается поэма
с мифа о сотворении мира, а заканчивается
превращением Юлия Цезаря после его смерти
в звезду. Наряду с богами и героями в поэме
действуют простые люди. Таковы старики
Филемон и Бавкида - благочестивая супружеская
чета из Фригии, вознагражденная Зевсом
за доброту и гостеприимство долголетием.
Таковы и юные влюбленные Пирам и Фисба,
погибшие из-за невозможности жить и любить
друг друга; их кровью окрасились плоды
тутового дерева, с той поры сохраняющие
красный цвет. В "Метаморфозах" Овидия
находим мифы о самовлюбленном Нарциссе,
превращенном в цветок, о скульпторе Пигмалионе,
который изваял из слоновой кости статую,
и полюбил ее, а боги ее оживили.
Все эти мифы
о превращениях имеют у Овидия
свое философское обоснование: поэт опирается
на теорию Лукреция ("изменяется все,
но не погибнет ничто") и на учение Пифагора
о переселении душ.
Одним из известнейших
римских поэтов был Децим Юний
Ювенал (около 60-140) - писатель-сатирик,
имя которого вошло в историю мировой
культуры. Им написаны 16 сатир, где резко
критикуются пороки высшего римского
общества, политическое и социальное неравенство,
жестокость императоров, льстивое угодничество
приближенных. Он возмущается мифологическими
темами в искусстве, требует, чтобы предметом
поэзии была жизнь людей, их поступки,
их заботы. Ювенал - создатель подлинно
обличительной сатиры.
Выдающим историком
и писателем Рима был Публий Корнелий
Тацит (55 - около 120). Его литературное
творчество представлено различными по
жанру произведениями: "Диалог об ораторах",
"Жизнеописание Юлия Агриколы", "Германия"
("О происхождении, положении, нравах
и народах Германии") и двумя крупными
историческими сочинениями - "Истории"
и "Анналы" ("Летопись"), в которых
автор с замечательной художественной
силой и глубиной аналитического проникновения
в конфликты действительности описывает
кровавую борьбу за власть, правление
римских императоров (Тиберия, Нерона
и др.), их взаимоотношения с сенатом, обществом
и т. п. Резко критикуя деспотизм императоров,
утверждая "доблести", культивировавшиеся
в республиканском Риме, Тацит в то же
время признавал историческую неизбежность
римского принципата.
Из поздних
римских писателей следует
Роман интересен
и вставными эпизодами, имеющими
фольклорную основу. Такова известная
сказка об Амуре и Психее, символизирующая
странствия человеческой души, жаждущей
слиться с любовью. Роман имеет значительную
культурно-историческую и художественную
ценность, содержит правдивые и яркие
зарисовки жизни провинции, описания религиозных
культов, наблюдения над театральным искусством.
Языковые, стилистические и композиционные
особенности произведения придают роману
художественное своеобразие и обусловливают
его место в истории культуры.
Историческое
значение античной культуры состоит
в основополагающем влиянии, которое
она оказала на развитие культуры
других европейских народов. Писатели
и художники эпох Возрождения и классицизма
использовали античные темы и образы,
своим произведениям стремились придать
сходство с античными, в которых видели
эталон прекрасного. К светлому источнику
античного искусства обращались и художники
последующих эпох. В "Евгении Онегине"
А. С. Пушкина мы встречаемся с многими
славными античными именами: Гомером,
Феокритом, Вергилием, Ювеналом, Овидием
и другими. Все они воспитали не только
героя пушкинского романа, по оказали
влияние па самого великого русского поэта.
Вся европейская поэзия формировалась
под влиянием античной традиции; поэтические
размеры и ныне носят греческие наименования:
ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий.
Живопись, архитектура, скульптура, прикладное
искусство античности - это фундамент,
на котором было выстроено здание европейской
художественной культуры.
Дух человечности и свободолюбия, вечные, общечеловеческие этические и эстетические принципы античной культуры и сегодня не застывшие в неподвижности слепки, а полные жизненной силы идеи и образы, способные активно участвовать в культурном процессе нашей эпохи.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Художественная
культура Средневековья хронологически
следует непосредственно за античной
и занимает исключительное место
в общемировом развитии культуры.
Когда возникает
мысль о средних веках, мы представляем
себе рыцарские замки и готические
соборы, крестовые походы и феодальные
усобицы, костры инквизиции и рыцарские
турниры... "Средневековье" нередко
становится синонимом всего мрачного
и реакционного, оно как бы поглощено
густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны,
античностью, с другой, - Возрождением.
Но именно в средние века зародились европейские
нации и сформировались современные государства,
сложились основы современных языков.
И именно к эпохе Средневековья восходят
многие из культурных ценностей, которые
легли в основу мировой цивилизации.
Начало развития
средневекового этапа художественной
культуры относится к концу V века
и. э., ознаменованного падением последнего
в Европе античного рабовладельческого
государства - Западной Римской империи
(476 г.). Завершение эпохи средних веков
связано с падением Константинополя -
центра Восточной Римской империи, Византии
(1453 г.), что означало наступление эпохи
Возрождения.
Прежде всего
следует охарактеризовать те ценностные
ориентации и критерии, этические и эстетические
принципы, которые легли в основу жизни
и мироощущения человека средних веков,
определили направленность развития искусства
этого времени, отразились в содержании
и форме произведений художественного
творчества.
В отличие от
античности с ее культом языческих
богов, когда боги очеловечивались,
а люди считали себя настолько
сильными и мудрыми, что могли
спорить с обитателями Олимпа,
мыслители Средневековья были ориентированы
на постижение Бога-творца видимого мира,
который существует не сам по себе, а лишь
как средство постижения божественного
разума. И ход истории осмысливался только
как осуществление Божьего замысла. В
связи с этим средневековые мастера, художники
и писатели, обращали свои взоры не столько
к окружающему их зримому миру, сколько
к миру потустороннему, а содержание таких
этических категорий, как справедливость,
добро и т. д., рассматривалось в плане
их соответствия конечной цели - спасению
души.
Наиболее распространенный
жанр литературных произведений этого
периода - жития святых, типичный образец
архитектуры - собор, в живописи - икона,
в скульптуре - персонажи Священного писания.
В этих произведениях средневекового
искусства человек существовал как венец
творения, созданный по образу и подобию
Божьему, все прочие творения были ради
него. Но в теории средневекового христианства
человек не приобретал самостоятельного
значения: своим существованием он прославлял
Бога. Так складывалось понятие личности,
находившейся в противоречивой ситуации.
С одной стороны, человек провозглашался
подобным Богу, своему творцу. С другой
стороны, человек - раб Божий; служение
Богу, возвышающее человека, в то же время
требует смирения, подавления личных склонностей,
противоречащих идеалам христианства.
Поскольку искупление возможно лишь в
ином мире, то свободное развитие личности
исключено. И хотя теологи подчеркивали,
что личность человека представляет собой
единство души и тела, основное внимание
должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит
вечности.
Эстетический
мир Средневековья был
Библия (греч. biblia
- книги) - собрание древних текстов,
утвержденное религиозной традицией в
качестве Священного писания ("боговдохновенной"
книги) иудаистов и христиан. В Библии
- две части: более древняя по времени создания
и большая по объему, признаваемая и теми
и другими, получила название Ветхий Завет.
Другая часть, созданная уже во времена
христианства и признаваемая только христианами,
называется Новым Заветом. "Завет"
в христианской терминологии - мистический
договор или союз, заключенный Богом в
древние времена с одним народом (евреями)
на основе исполнения закона, - это Ветхий
Завет. Благодаря явлению Христа он был
сменен Новым Заветом, заключенным уже
со всеми народами на условиях служения
"в духе и истине".
Новый Завет
состоит из памятников раннехристианской
литературы второй половины I века - начала
II века. В состав Нового Завета входят
4 Евангелия (т. е. "благовестия" о
жизни и учении Христа), примыкающие к
ним "Деяния апостолов" (о жизни иерусалимской
общины и путешествиях апостола Павла),
21 послание (поучения в эпистолярной форме),
"Откровение Иоанна Богослова", или
Апокалипсис, - предсказания о последней
борьбе добра п зла в конце мира.
Библия является
не только источником религиозной догматики,
используемым для культовых целей.
Библейские образы и сюжеты оказали
воздействие на развитие мировой
культуры и христианского мира и стран
мусульманского Востока. Особенно велико
это влияние было в средние века н в эпоху
Возрождения.
Библия и сегодня
доносит до нас этические, нравственные
принципы, основанные на глубоком понимании
духовности: провозглашает добро, милосердие,
кротость, миролюбие, нравственную чистоту;
осуждает зло, клятвоотступничество, измену
в дружбе и любви, предательство,
лицемерие и т. и.
В эпоху Средневековья
христианская тематика нашла воплощение
в клерикальной (церковной) литературе,
существовавшей в различных жанрах:
житиях святых, легендах, "видениях"
загробного мира и т. д.
"Жития" - рассказы
о жизни, благочестивых подвигах
или страданиях людей, канонизированных
христианской церковью. Это один из основных
литературных жанров Средневековья. Жития
сложились на основе сказаний о христианских
мучениках в Римской империи (мартирологи),
деяний апостолов (Библия) и других памятников
ранней христианской литературы ("Житие
Антония Великого", "Житие святого
Алексия" и другие). Некоторые повествовали
о воинских подвигах ("Житие Георгия
Победоносца"). Наиболее полный сборник
житий на латинском языке - "Золотая
легенда" - собран итальянским монахом
XIII века Иаковом де Борагине. К XIII—XV векам
в Европе сложились многочисленные сводные
сборники христианских легенд, послуживших
источником сюжетов для средневекового
эпоса (в том числе, рыцарского романа),
драмы, лирики и иконографии.