Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:07, курсовая работа
Актуальность. На современном этапе развития, прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела претерпел существенные изменения, что связано как с реформированием судебной системы последних лет в целом, так и с изменением правового статуса прокурора на досудебных стадиях в частности. В настоящее время можно уже говорить о результатах реформы, выделяя как положительные, так и негативные стороны изменения процессуального статуса прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.
Введение
1. Роль и значение прокуратуры в обеспечении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
1.1. Прокуратура в системе государственных органов РФ и принципы организации ее деятельности
1.2. Значение прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
2. Проблемы нормативно – правового и правоприменительного характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Проблемы нормативно – правового характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.2. Актуальные проблемы правоприменительной практики в области прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3. Пути совершенствования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3.1. Пути оптимизации организационной деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
3.2. Совершенствование практического механизма надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Заключение
3
Оглавление
Введение
1. Роль и значение прокуратуры в обеспечении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
1.1. Прокуратура в системе государственных органов РФ и принципы организации ее деятельности
1.2. Значение прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
2. Проблемы нормативно – правового и правоприменительного характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Проблемы нормативно – правового характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
2.2. Актуальные проблемы правоприменительной практики в области прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3. Пути совершенствования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
3.1. Пути оптимизации организационной деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
3.2. Совершенствование практического механизма надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. На современном этапе развития, прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела претерпел существенные изменения, что связано как с реформированием судебной системы последних лет в целом, так и с изменением правового статуса прокурора на досудебных стадиях в частности. В настоящее время можно уже говорить о результатах реформы, выделяя как положительные, так и негативные стороны изменения процессуального статуса прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.
В рамках научных дискуссий последних лет, встают проблемы:
разграничения полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса,
повышения роли прокурора и прокурорского надзора в рамках обеспечения законных прав и интересов личности на досудебных стадиях;
высокого профессионализма и безупречности в деятельности прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела.
Значимость проблемы подчеркивается, также тем, что в настоящее время прокуратура - это многофункциональный орган в системе государственно - правовых институтов РФ, осуществляющий от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законодательства, а также координирующего деятельность правоохранительных и иных органов по борьбе с правонарушениями и преступностью. На современном этапе развития, выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорской деятельности с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом изучении проблемы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела и разработки рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора на досудебных стадиях.
Задачи дипломной работы:
определить роль и значение прокуратуры в обеспечении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
выявить проблемы нормативно – правового и правоприменительного характера в осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела;
разработать пути совершенствования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела.
Объектом дипломной работы является прокурорский надзор.
Предмет дипломной работы прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела.
Нормативно – правовой основой дипломной работы явились: Конституция РФ, Уголовно – процессуальный кодекс РФ (далее УПК РФ), Приказы Генерального прокурора, Концепция судебной реформы в РФ, материалы судебной практики.
Дипломная работа также основывается на анализе научной и учебной литературы по проблеме прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Теоретическая разработанность проблемы: Проблема прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела достаточно разработана и изучена. В советский период времени вклад внесли такие исследователи как И.Д.Перлов[1], В.З.Лукашевич[2], И.М.Гальперин[3], С.Ф.Шумилин[4].
Современные исследователи: Х.Аликперов, Г.Королев, Н.П.Кириллова, А.Тушев, все больше внимания обращают на последние изменения законодательства, некоторым образом изменившие правовой статус прокурора на досудебных стадиях.
По мнению исследователя Н.П.Кирилловой «реализация процессуальных функций профессиональных участников уголовного судопроизводства зависит от совершенства процессуального регулирования той или иной стадии уголовного процесса, от умения правильно применять процессуальный закон с учетом обобщения судебной практики по спорным вопросам применения права».[5]
Научно – практическая значимость и новизна данного исследования заключается в том, что проблема прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела в данной работе основана на анализе современных исследований, анализе законодательства с последними изменениями и дополнениями. Исследование также опирается на анализ современной судебной практики по данному вопросу, что позволяет объективно подойти к исследуемой проблеме и выявить основные проблемы правоприменительной практики в надзорной деятельности. Дипломная работа будет интересна в первую очередь профессиональным участникам уголовного процесса: прокурорам, должностным лицам предварительного расследования, начиная от следователей и дознавателей и заканчивая руководящим составом.
Методами исследования являются метод правового анализа, метод комплексного подхода изучения научной литературы и законодательства.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Определяя место прокуратуры в системе государственных органов РФ, следует подчеркивать как важный статус прокуратуры в целом, как органа надзора, так и статус прокуратуры по надзора за органами предварительного следствия.
В настоящее время место прокуратуры в системе обеспечения законности в России в целом, ее правовой статус являются относительно стабильными. Она стала неотъемлемым и необходимым элементом государственного механизма современной России. Правильное понимание места прокуратуры России в системе государственных органов РФ является необходимым условием ее эффективного и стабильного функционирования и выполнения функций по надзору на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Не подлежит сомнению, что прокуратура Российской Федерации представляет собой систему федеральных государственных органов. Федеральный уровень прокуратуры как государственного органа опирается, в том числе и на конституционную основу, так как вопросы организации прокуратуры находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции России[6]).
Прокуратура не является административным органом и не относится к органам исполнительной власти.
В статье 3 Закона о прокуратуре[7] установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией России, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 129 Конституции России прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному РФ, Статья 1 Закона о прокуратуре конкретизирует понятие прокуратуры, указывая, что прокуратура РФ единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением законодательства в сфере высшего профессионального образования.
Все нормативные акты, касающиеся организации и функционирования прокуратуры России (Конституция России, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», иные федеральные законы и другие нормативные акты), не содержат четкого указания на место прокуратуры среди иных государственных органов Российской Федерации, соотношение прокурорского надзора и государственной власти, которая в соответствии со статьей 10 Конституции России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна.
Самостоятельность каждой ветви государственной власти нельзя понимать как независимость каждой ветви от других. Законодательная, исполнительная и судебная власть взаимно влияют друг на друга, обусловливая существование «механизма сдержек и противовесов». Законодательная власть нормативно определяет правила функционирования судебной и исполнительной власти. Судебная власть, в свою очередь, определяет законность действий законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе по нормативному регулированию общественных отношений. Исполнительная власть инициирует принятие законодательной властью нормативных актов, обращается в суды различной компетенции и уровней с целью обеспечения исполнения решений законодательной власти и т.д. Отсюда следует вывод, что ветви государственной власти находятся в тесном взаимодействии и взаимовлияют друг на друга.
При этом тесная взаимосвязь прослеживается между каждой ветвью государственной власти и прокуратурой России. Такая взаимосвязь очевидна даже при анализе нормы, определяющей задачи прокуратуры.
Согласно пункту 2 ст. 1 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора, который осуществляется органами прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, является деятельность как органов исполнительной власти (федеральные министерства, службы, администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и т.д.), так и органов законодательной власти (представительные органы субъектов Российской Федерации).
Связь прокуратуры с законодательной властью проявляется также и в реализации прокуратурой обязанности участвовать в правотворческой деятельности.
Прокуратура и России не облечена какими-либо распорядительными функциями, не вмешивается и оперативно-хозяйственную деятельность высших образовательных учреждений. Поэтому существует мнение, что прокуратуру нельзя рассматривать как орган власти вообще, хотя она и наделена определенными властными полномочиями[8]. Существующее положение, когда российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни и одну из ветвей власти, позволяет данному органу выполнять функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов» в механизме разделения властей. Но, в то же время прокуратура, являясь государственным органом, реализуя важнейшее направление государственной деятельности в осуществлении надзора за исполнением законов высших профессиональных учреждениях, и том числе посредством применения отдельных мер принуждения, не может не являться органом государственной власти. И связи с ним существует резонное мнение, что прокуратуру было бы правильно рассматривать как четвертую ветвь государственной власти - надзорно-контрольную власть[9].
Систему прокуратуры РФ[10] составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Кроме того, в учреждения, входящих в систему органов прокуратуры, входят научные и образовательные учреждения.
В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Система органов прокуратуры построена по принципу:
1) административно-
2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений;
3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах.
Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.
В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-
Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ[12]. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.
Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе досудебного производства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.