Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер уголовно-процессуального принуждения в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь. Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения,
2. Проанализировать их классификацию,
3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения
4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания,
5. Раскрыть меры процессуального принуждения.
6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения,
7. Исследовать судебную практику и выявить ошибки при совершении органами уголовно-процессуального преследования определенных мер принуждения или пресечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…. 3-5
ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ, В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА………………………………………
6-11
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1 Понятие и виды задержания……………………………...……..… 12-18
2.2 Понятие, значение и виды мер пресечения в уголовном процессе…………………………………………………………………
18-28
2.3. Иные меры процессуального принуждения……………………... 28-31
ГЛАВА 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………
32-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 37-38
Список используемых источников….……………………………...… 39
В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению. При прекращении дела залог возвращается залогодателю. Залог не может быть предметом конфискации.
Следовательно, в наше сложное время, в период мирового экономического и финансового кризиса, привлечение свободных денежных средств в экономику страны, должна играть все большую роль.
Домашний арест (ст.125 УПК Республики Беларусь)
Домашний
арест – состоит в изоляции
подозреваемого или обвиняемого
от общества без содержания его под
стражей, но с применением
Такими мерами являются:
Заключение под стражу
(ст.126 УПК Республики Беларусь)
Заключение
под стражу – в качестве меры
пресечения состоит во временном
лишении свободы
Это самая строгая мера пресечения, которая ограничивает конституционные права и свободы человека. Согласно ст. 25 Конституции, государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. В ст. 126 УПК закреплено, что данная мера пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Исключение составляют если лицом совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, и если это лицо не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, не установлена его личность либо оно скрылось от органов уголовного преследования.
Следователь самостоятельно не может заключить лицо под стражу. Эта мера пресечения применяется только с санкции прокурора, а в стадии судебного производства – судом. Давать санкцию на заключение под стражу предоставлено право Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, городов, районов и их заместителям.
Если у заключенного под стражу остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, престарелые родители или другие иждивенцы, следователь обязан принять меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо к помещению их в детское или социальное учреждение.
Содержание
под стражей при
Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до передачи дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы, а также время принудительного пребывания в психиатрическом или ином лечебном учреждении с санкции прокурора или по решению суда.
В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе не позднее пяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела.
Такое ходатайство Генерального прокурора рассматривается судьей Верховного Суда единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его защитник, законный представитель обвиняемого.
При возвращении суду для нового рассмотрения уголовного дела после отмены приговора, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится дело, в вышеизложенном порядке.
Если прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца, о чем прокурор выносит постановление.
В соответствии со ст. 143 УПК жалобы на применение меры пресечения в виде заключения под стражу или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей или находящимся под домашним арестом, его защитником или законным представителем через орган, ведущий уголовный процесс.
Получив такую жалобу, администрация места содержания лица под стражей обязана в течение 24 часов с момента ее получения передать жалобу органу, ведущему производство по делу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу, и прокурор. Следователь обязан в отношении заключенного под стражу в течение 72 часов с момента получения жалобы передать ее в суд с материалами, подтверждающими обоснованность и законность заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста.
Судья единолично обязан рассмотреть жалобу в срок не более 72 часов с момента поступления ее в суд. Рассмотрение жалобы производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника (если он участвует в деле), законного представителя несовершеннолетнего, содержащегося под стражей, и потерпевшего. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В результате судебной проверки судья выносит одно из постановлений:
Данное постановление судьи вступает в законную силу по истечении 24 часов с момента его вынесения. В этот срок это постановление может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. Принесение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи.
Если принято решение об отмене домашнего ареста, заключения под стражу или об освобождении лица из-под стражи, судья обязан избрать другую меру пресечения. Постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и их представителями в течение 24 часов.
Протесты и жалобы на постановление судьи рассматриваются вышестоящим судом в течение трех суток с участием прокурора. После вступления постановления судьи в законную силу его копия направляется прокурору и заявителю, а также администрации места содержания лица в случаях отмены заключения под стражу или освобождения лица из-под стражи либо органу внутренних дел в случаях отмены домашнего ареста для исполнения.
Повторное обжалование не допускается.
Вывод:
таким образом, органы ведущие уголовный
процесс при расследовании и разрешении
уголовных дел имеют право применить меры
пресечения. Однако применить их они могут
только при наличии определенных оснований
в строгом процессуальном порядке, определенном
УПК. Виды мер пресечения нашли свое правовое
регулирование в ст. 116 УПК: подписка о
невыезде и надлежащем поведении; личное
поручительство; передача военнослужащего
под наблюдение командования военной
части; отдача несовершеннолетнего под
присмотр; залог; домашний арест; заключение
под стражу.
2.3
Иные меры процессуального
принуждения
Кроме
мер пресечения в ходе предварительного
расследования и судебного
В соответствии со ст. 128 УПК к обвиняемому и подозреваемому могут применяться следующие иные меры процессуального принуждения:
Дополнительно к перечисленным иным мерам процессуального принуждения следует отнести:
Эти действия способствуют к собиранию доказательств.
В соответствии со ст. 129 УПК данная мера процессуального принуждения применяется при наличии достаточных оснований, что подозреваемый и обвиняемый могут уклониться от участия в следующих действиях или в судебном разбирательстве, либо от явки без уважительной причины.
Без
рассмотренных оснований у
Привод (ст. 130 УПК)
Законодатель, в случае не явки по вызову без уважительных причин, в соответствии со ст. 130 УПК, могут быть по мотивированному постановлению органа дознания (следователя, прокурора, судьи или определению суда), подвергнуты – приводу.
Постановление (определение) о приводе, в отношении которого оно вынесено, перед его исполнением удостоверится его подписью на постановлении (определение).
Временное отстранение от должности (ст. 131 УПК)
Согласно ч. 2., ст. 131 УПК отстранение от должности, заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится постановление (определение). Обычно, основанием для отстранения от должности являются достаточные данные о том, что подозреваемый или обвиняемый, оставаясь на работе:
Данную меру вправе применять: