Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер уголовно-процессуального принуждения в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь. Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения,
2. Проанализировать их классификацию,
3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения
4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания,
5. Раскрыть меры процессуального принуждения.
6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения,
7. Исследовать судебную практику и выявить ошибки при совершении органами уголовно-процессуального преследования определенных мер принуждения или пресечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…. 3-5
ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ, В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА………………………………………
6-11
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1 Понятие и виды задержания……………………………...……..… 12-18
2.2 Понятие, значение и виды мер пресечения в уголовном процессе…………………………………………………………………
18-28
2.3. Иные меры процессуального принуждения……………………... 28-31
ГЛАВА 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………
32-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 37-38
Список используемых источников….……………………………...… 39
При задержании производится личный обыск у подозреваемого лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же пола.
Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 2 ст. 108 УПК Республики Беларусь). Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства[2,с. 81].
Уведомление может не производится с согласия прокурора при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания, за исключением случаев, когда подозреваемым является несовершеннолетним.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, если:
По истечении 72 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие решения об избрании меры пресечения на срок не более чем 72 часа. При отложении принятия решения по ходатайству стороны для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания .
Если
постановление судьи о
Если
имеется определение или
Задержание – это фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования , а также кратковременное содержание под стражей.
Путем задержания и совершение в последующем неотложных действий органы уголовной ответственности имеют возможность получить сведения относительно обстоятельств преступления, личности подозреваемого, соучастников и мотивов преступления.
В ходе задержания нередко выявляются свидетели (очевидцы) преступления, потерпевшие, обнаруживаются вещественные доказательства и иные документы имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.
Задержанный лишается возможности продолжать преступную деятельность.
Задержание применяется:
Основаниями для задержания являются:
Задержание по первому основанию может быть произведено до возбуждения уголовного дела.
Вопрос о возбуждении уголовного дела решается в течении 12 часов с момента фактического задержания.
В случае применения в отношении лица меры процессуального пресечения, обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента фактического задержания.
В отношении лиц указанных в части 4 статьи 108 обвинение должно быть предъявлено не позднее 20 суток с момента задержания.
Лицо, задержанное по непосредственно возникшему подозрению, немедленно доставляется в орган уголовного преследования и в отношении его составляется протокол задержания.
В
протоколе указываются
В протоколе указываются права и обязанности задержанного, что оглашается лицу. Протокол подписывается органом уголовного преследования и задержанным.
В течении 72 часов с момента доставления лица в орган уголовного преследования принимается решение о задержании.
О произведенном задержании в течении 24 часов уведомляется прокурор.
В случае если обвиняемый нарушил условия примененные к нему меры пресечения или данного им письменного обязательства, выносится постановление о его задержании и решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.
О задержании лица и месте его нахождения орган, ведущий уголовный процесс, уведомляет родственников или других лиц в течении 12 часов.
Задержанный подлежит освобождению, если не подтвердилось сообщение о совершенном им преступлении, отклонений оснований для содержания лица под стражей, если задержание было осуществлено с нарушением закона, истек срок задержания.
Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.
Вывод:
таким образом меры процессуального принуждения
достаточно урегулированы в Республике
Беларусь, тому подтверждение многочисленные
разработки законов, нормативно правовых
актов, кодексов и законов. Меры процессуального
принуждения являются средством предупреждения
и устранения попыток отдельных граждан
противодействовать обеспечению неотвратимости
ответственности за преступление неисполнением
процессуальных обязанностей. Их правильное
и своевременное применение способствует
решению задач уголовного процесса.
2.2 Понятие, значение мер пресечения в уголовном процессе.
Виды
мер пресечения
При расследовании и рассмотрении уголовных дел органы дознания, следствия, прокуратуры и суда вовлекают в процесс широкий круг лиц, каждое из которых выполняет в нем определенную роль (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и др.) и имеет соответствующие этой роли процессуальные права и обязанности.
Средством
предупреждения и устранения попыток
отдельных граждан
Меры процессуального принуждения – это установленные законом принудительные меры, которые путем более или менее значительного стеснения прав гражданина создают психологический мотив, удерживающий его от неисполнения процессуальных обязанностей, или лишают его возможности неисполнения процессуальных обязанностей.
В теории уголовного процесса существуют различные точки зрения по вопросу систематизации мер процессуального принуждения.
Бекешко С.П., Матвиенко Е.А. предлагают в зависимости от непосредственной целенаправленности меры процессуального принуждения разделить на следующие группы:
В соответствии с УПК Республики Беларусь все меры процессуального принуждения можно подразделить на две группы: 1) меры пресечения 2) иные меры процессуального принуждения.
К мерам пресечения относятся:
1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
2) личное поручительство;
3)
передача военнослужащего под
наблюдение командования
4)
отдача несовершеннолетнего
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.
Меры пресечения носят превентивный – упреждающий характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить в будущем неправомерную деятельность подозреваемого, обвиняемого. Меры пресечения существенно отличаются от мер уголовного наказания. Меры пресечения применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступления приговором суда. Эти меры лишены элементов кары. Их цели сводятся только к тому, чтобы обеспечить решение задач уголовного процесса, если этому могут помешать лица, подлежащие впоследствии привлечению к уголовной ответственности.