Понятие и сущность уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мер уголовно-процессуального принуждения в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь. Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения,

2. Проанализировать их классификацию,

3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения

4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания,

5. Раскрыть меры процессуального принуждения.

6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения,

7. Исследовать судебную практику и выявить ошибки при совершении органами уголовно-процессуального преследования определенных мер принуждения или пресечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…. 3-5
ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ, В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА………………………………………


6-11
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

2.1 Понятие и виды задержания……………………………...……..… 12-18
2.2 Понятие, значение и виды мер пресечения в уголовном процессе…………………………………………………………………
18-28
2.3. Иные меры процессуального принуждения……………………... 28-31
ГЛАВА 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………

32-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 37-38
Список используемых источников….……………………………...… 39

Работа содержит 1 файл

курсовая Сорочук.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

      Важно обратить внимание на то обстоятельство, что согласно ст. 63 Конституции Республики Беларусь права и свобода личности могут быть приостановлены только в условиях чрезвычайного или военного положения в стране, но в любых условиях не могут ограничиваться права граждан, предусмотренные в ст. 24, ч. 3 ст. 25, ст.ст. 26, 31 Конституции.

      Из  данного положения Конституции  следует 4 правила, имеющие отношение  к определению пределов Уголовно-процессуального принуждения:

  1. Недопустимость ограничения прав и свобод личности, не вызываемой обстоятельствами дела и законом необходимостью.
  2. Недопустимость недооценки охраняемых законом интересов других лиц и связанного с уголовно-процессуальным принуждением путем ограничения прав и свобод подозреваемого (обвиняемого).
  3. Правило лежит в основе двух первых и связывающее их воедино – соблюдение баланса охраняемых законом интересов личности, общества и государства при применении мер Уголовно-процессуального принуждения.
  4. Ограничение конституционных и других прав и свобод личности допускается только высшим органом власти.

      Решение о применении мер пресечения должно быть законным и обоснованным. Они  могут применяться лишь при наличии  предусмотренных к тому достаточных оснований.

      Согласно  ст. 117 УПК, меры пресечения могут применяться  лишь в том случае, когда собранные  по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут:

    1. скрыться от органа уголовного преследования и суда;
    2. воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс;
    3. совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;
    4. противодействовать исполнению приговора.

      Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения. Поскольку обстоятельства, названные в ст. 117 УПК, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления указанных обстоятельств. Однако эти предположения должны базироваться на достаточно убедительных доказательствах.

      Так, основанием для вывода о том, что  обвиняемый скроется, могут служить  достоверно установленные путем  доказывания сведения об увольнении его с работы, выписка его с  места жительства, съём большой суммы денег или вообще отсутствие такового и т.п.

      Основанием  для предположения, что обвиняемый будет совершать предусмотренные  уголовным законом общественно  опасные деяния, могут служить  наличие у него преступных связей, отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т.п.

      Таким образом, основаниями избрания мер  пресечения являются указанные в  законе обстоятельства, подтвержденные такой совокупностью доказательств, которая дает возможность обоснованно  предположить, что без воздействия  меры пресечения лицо может совершить одно из указанных в законе действий. Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, перечисленных в части второй ст. 117 УПК.

      Так, при решении вопроса о применении меры пресечения необходимо учитывать характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, его возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства. В частности, в совокупности с другими данными состояние здоровья, преклонный возраст обвиняемого, наличие семьи, постоянного места жительства и работы может свидетельствовать о том, что нет основания опасаться уклонения от органов, ведущих уголовный процесс.

      Следует помнить и о том, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора того или иного решения, поскольку избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью органа, ведущего уголовный процесс.

      Эти органы, исходя из конкретных обстоятельств  дела и личности обвиняемого (подозреваемого), могут вообще не избирать меру пресечения, а взять у подозреваемого или обвиняемого письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

      Если  мера пресечения применяется в отношении  подозреваемого, то обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем в отношении его применена мера пресечения, – в тот же срок с момента фактического задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено; мера пресечения отменяется [2,с. 86].

      О применении меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или  судья выносят постановление, а  суд – определение.

      На  стадии предварительного расследования  такие меры пресечения, как:

  1. заключение под стражу,
  2. домашний арест;
  3. залог, могут применяться только с санкции прокурора, а в стадии судебного производства – судом.

      Орган, ведущий уголовный процесс, объявляет  подозреваемому или обвиняемому постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения, разъясняет им порядок его обжалования и вручает копию постановления (определения), что удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, избравшего меру пресечения.

      Мера  пресечения отменяется, когда в ней  отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более  мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения, избранной с санкции прокурора или по его указанию, допускается только с согласия прокурора или его заместителя.

      Исполнение  постановления (определения) о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста производится органами дознания.

      При отмене (изменении) меры пресечения, связанной с содержанием под стражей, копия соответствующего постановления (определения) направляется администрации места предварительного заключения для его немедленного исполнения и освобождения лица из-под стражи.

      Кроме перечисленных аргументов по рассматриваемому вопросу, необходимо учесть и следующие положения:

  1. Цель применения мер пресечения – предупреждение попыток подозреваемого, обвиняемого уклониться от участия в производстве по уголовному делу либо от мер обеспечения будущего приговора или воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжать преступную деятельность.
  2. Общими основаниями применения любой меры пресечения являются такие доказательства, которые указывают на необходимость ограничения свободы и личной неприкосновенности обвиняемого.
  3. Наряду с общими основаниями закон требует учитывать и частные (дополнительные) основания доказательства, характеризующие тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
  4. Учитывать и иные критерии – условия применения той или иной меры пресечения и т.д.

        Подписка о невыезде и надлежащем поведении, заключается в отобрании от подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к ним может быть применена более строгая мера пресечения, о чем должно быть объявлено при взятии подписки.

      Эта мера пресечения основана на психологическом  воздействии в отношении определенного  лица. В то же время подписка о невыезде и надлежащем поведении не запрещает подозреваемому или обвиняемому выходить из своего жилища в пределах того населенного пункта, в котором находится его место жительства.

      Подписка  о невыезде и надлежащем поведении  оформляется в виде письменного документа. Этот процессуальный акт подписывается подозреваемым или обвиняемым и приобщается к материалам уголовного дела.

      Подписку  о невыезде и надлежащем поведении  следует отличать от обязательства  о явке по вызовам органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда. Обязательство о явке мерой пресечения не является и не запрещает выезд подозреваемого, обвиняемого с места своего жительства.

      Личное  поручительство

      Личное  поручительство – заключается в  принятии на себя заслуживающими доверия  лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут, заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.

      Эта мера пресечения применяется лишь по письменному ходатайству поручителей  и с согласия лица, в отношении  которого дается поручительство.

      Поручителями  могут быть родственники подозреваемого, обвиняемого, его друзья или знакомые, которые заслуживают доверия в том.

      Поручитель  дает подписку о личном поручительстве, лиц разъясняется его ответственность  в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения. Если это случится, то на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин в порядке, предусмотренном ст. 121, 134 УПК Республики Беларусь.

      Передача  военнослужащего под наблюдение командования воинской части (ст. 122 УПК Республики Беларусь)

      Передача  военнослужащего под наблюдение командования воинской части – состоит  в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные сборы подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения (ст. 122 УПК).

      Наблюдение  командования воинской части состоит  в принятии к подозреваемым, обвиняемым из числа лиц, проходящих службу или  учебные сборы, мер, предусмотренных уставами Вооруженных. При избрании этой меры пресечения командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, вручается копия постановления о применении указанной меры пресечения.

      Военнослужащие, в отношении которых избирается данная мера пресечения, лишаются на время ее действия права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды. Такие лица не подлежат увольнению из расположения части в городской отпуск и не направляются в отпуск или в командировку.

      Отдача  несовершеннолетнего под присмотр

      (ст. 123 УПК Республики Беларусь)

      Отдача  несовершеннолетнего под присмотр – родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и его явку в орган уголовного преследования и суд. К лицам, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть приняты меры взыскания.

      Залог (ст.124 УПК Республики Беларусь)

      Залог – заключается во внесении подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом  в республиканский бюджет денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого  по вызову органа уголовного преследования и суда.

      Сумма залога определяется органом, ведущим  уголовный процесс и применяющим  эту меру пресечения, с учетом тяжести  преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения  залогодателя, но не менее пятисот минимальных заработных плат. При внесении залога залогодатель (если он не подозреваемый или обвиняемый) должен быть поставлен в известность о сущности подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Залогодателю вручается копия постановления (определения), по которому он вносит залог.

Информация о работе Понятие и сущность уголовного процесса