Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер уголовно-процессуального принуждения в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь. Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения,
2. Проанализировать их классификацию,
3. Охарактеризовать меры уголовно-процессуального принуждения
4. Исследовать основания, порядок и сроки задержания,
5. Раскрыть меры процессуального принуждения.
6. Раскрыть иные меры процессуального принуждения,
7. Исследовать судебную практику и выявить ошибки при совершении органами уголовно-процессуального преследования определенных мер принуждения или пресечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…. 3-5
ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ, В СИСТЕМЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА………………………………………
6-11
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1 Понятие и виды задержания……………………………...……..… 12-18
2.2 Понятие, значение и виды мер пресечения в уголовном процессе…………………………………………………………………
18-28
2.3. Иные меры процессуального принуждения……………………... 28-31
ГЛАВА 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………
32-36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 37-38
Список используемых источников….……………………………...… 39
Либерализм царствования Александра I сказался и на уголовно-процессуальном принуждении. Своим Указом Александр I отменил пытку, указав, «чтобы самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной».
Итак, нами обнаружены многочисленные проявления уголовно-процессуального принуждения, однако до XIX века нет ни системы уголовно-процессуального принуждения, ни конкретных указаний к его применению. Только с введением в действие Свода законов 1832 г. можно говорить об уголовно-процессуальном принуждении, которое среди прочих видов имело меры пресечения. Система мер пресечения, предусмотренных Сводом законов (1832 и 1857 гг.), включала следующие меры: содержание в тюрьме и при полиции; домашний арест; полицейский надзор; отдача на поруки. Избрание той или иной меры пресечения зависело от тяжести обвинения, силы улик и звания обвиняемого, т.е. учитывалась классовая принадлежность обвиняемого. Однако необходимо заметить, что основной мерой пресечения и в этот период было содержание под стражей. Полицейский надзор не применялся, хотя был назван в законе. Домашний арест, при котором в доме арестованного должен был находиться полицейский или жандарм, применялся крайне редко. Из мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, имело место, по-прежнему, лишь поручительство или отдача на поруки. Оно не было связано с материальной ответственностью, но появились поручители – «профессионалы», зарабатывающие поручительством.
Ученые признают, что неофициальным источником Свода законов 1832 года явился немецкий инквизиционный процесс начала XIX века. Поэтому следствие по аналогии с немецким правом делилось на предварительное следствие формальное следствие. Я.И. Баршев определяет формальное следствие как стадию, на которой применялось уголовно-процессуальное принуждение «… формальное следствие есть объем всех действий следователя, которые направляются против известного лица…»[7,с. 61]. Закон запрещал применять пристрастные допросы, истязания и мучения, но в то же время предписывал «стараться побуждать истину через тщательный расспрос и внимательное наблюдение и соображение слов и действий подсудимого». Допросы могли проводиться по несколько раз. Однако в литературе того периода встречаются описания о злоупотреблениях полицейских. А.Ф. Кони при характеристике формального следствия говорит, что происходит безотчетный произвол, легкомысленное лишение свободы, напрасное производство обысков, а также бывали случаи добывания признания обвиняемого его истязаниями и приемами замаскированной пытки[8], т.к. собственное признание «есть лучшее свидетельство всего света» ст. 316 Свода законов. Среди следственных действий, которые применяются на формальном следствии, Свод законов закрепляет: личный осмотр (ст. 327); свидетельство сведущих людей, т.е. заключение эксперта (ст. 328); повальный обыск (ст. 339); допрос.
Устав уголовного судопроизводства 1864 г. окончательно отделил судебную власть от исполнительной. Система мер пресечения, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г., пополнилась двумя мерами пресечения, не связанными с заключением под стражу – отобранием вида на жительство и залогом. Итак, система мер пресечения по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. выглядела следующим образом:
-отобрание
вида на жительство или
-отдача под особый надзор полиции (п.2 ст.416 УУС);
-отдача на поруки (п.3 ст.416, ст. 422, ст. 424, ст. 425, ст. 426 УУС);
-взятие залога (п.4 ст.416, ст. 423, ст. 424, ст. 425, ст. 426, ст. 427 УУС);
-домашний арест (п.6 ст. 416, ст. 428 УУС);
-взятие под стражу (п.6 ст. 416, ст.417, ст. 418, ст. 419, ст. 430 УУС).
Процессуалисты того времени систематизировали меры пресечения по различным основаниям. Одной из таких систем явилась трехступенчатая система мер пресечения С.И. Викторского, в основу классификации которой автором закладывается степень лишения разного рода прав при реализации уголовного наказания[9,с. 56].
Более
системный анализ мер уголовно-процессуального
принуждения, с указанием на то, что
в их систему входят и меры пресечения,
мы находим в книге, написанной в
конце XIX века известным русским
юристом, сенатором, профессором Санкт-
И.Я. Фойницкий писал, что «Существо этих мер состоит в том, что для достижения целей правосудия суду предоставляется налагать на частных лиц различные ограничения, доходящие в некоторых случаях до степени, близкой к наказанию». Мы находим также, что меры принуждения это своего рода необходимость для потребностей правосудия и по цели или назначению их, меры принуждения «распадаются на 1) меры получения доказательств, 2) меры обеспечения явки подсудимого, 3) допрос подсудимого и 4) меры обеспечения судебного разбора»[12,с. 93].
XX
век не менее изобилует
Процессуальному принуждению в разное время процессуалисты посвящали свои исследования.
Однако
заметим, что по вопросам правовой природы,
сущности уголовно-процессуального
принуждения, классификации уголовно-
Вывод: таким образом, регулирование пределов процессуального принуждения имеет давнюю историю. Уже в Русской Правде имеются первые упоминания о процессуальном принуждении. Первая серьезная попытка поставить применение мер процессуального принуждения в определенные рамки была предпринята в Уставе уголовного судопроизводства (УУС) 1864 года. Более системный анализ мер уголовно-процессуального принуждения сделал известный русский юрист, сенатор, профессор Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницким. Со временем меры процессуального принуждения все больше развиваются и совершенствуются. Это можно проследить на различных исторических этапах.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ МЕР
УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ
2.1
Понятие и виды задержания
Уголовно-процессуальное принуждение — это закрепленные законодательством меры предупреждения неисполнения участниками судопроизводства своих обязанностей и совершения ими неправомерных действий, препятствующих осуществлению правосудия, а также меры, обеспечивающие условия выполнения назначения уголовного судопроизводства. Меры принуждения как метод государственного воздействия используются для устранения препятствий, создаваемых участниками судопроизводства при возбуждении, расследовании и рассмотрении обстоятельств совершенного преступления.
Для уголовного судопроизводства характерно многообразие мер принуждения. Они образуют систему, обладающую следующими признаками:
1) применяются только в сфере уголовного судопроизводства;
2) носят характер ограничения определенных прав и интересов личности;
3)
выражаются в действиях
4)
формы ограничения
Обязательными условиями применения уголовно-процессуального принуждения являются их законность и обоснованность. Данные условия выражаются в следующем:
1)
в нормативном определении
2)
в определении субъектов,
3)
указании лиц, в отношении
4)
закреплении процедуры
Уголовно-процессуальное
1) задержание подозреваемого;
2) меры пресечения
3)
иные меры процессуального
Задержание – это неотложное комплексное (сочетающее в себе оперативное мероприятия и меру принуждения) действие, направленное на кратковременное ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, пресечение его сопротивления и доставление в орган внутренних дел с последующим водворением в место содержания задержанных.
Различаются два вида задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений: фактическое и уголовно-процессуальное. Фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного к следователю или дознавателю, который уполномочен законом произвести уголовно-процессуальное задержание.
Нередко лица, подозреваемые в совершении преступления, при попытке доставить их в правоохранительные органы отказываются идти туда добровольно, пытаются скрыться, оказывают физическое сопротивление, вплоть до вооруженного. Поэтому фактическое задержание, как правило, осуществляет не следователь, а сотрудники органов дознания, надлежащим образом экипированные и подготовленные для выполнения подобного рода операций.
Роль следователя в данном случае состоит в том, что решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, он облекает в форму постановления или письменного поручения органу дознания о задержании конкретного гражданина, а также в проведении инструктажа участников группы задержания по вопросам, какие меры следует предпринять по обеспечению сохранности доказательств, а также следов преступления, которые, судя по обстоятельствам дела, могут быть обнаружены на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище. В деятельности по задержанию различается два этапа: подготовка к задержанию и непосредственный захват (задержание) подозреваемого (подозреваемых).
Фактическое задержание начинается с момента захвата лица, подозреваемого в совершении преступления, и завершается передачей задержанного лица следователю или дознавателю, уполномоченному принять решение о применении уголовно-процессуального задержания либо об освобождении задержанного.
Задержание
подозреваемого как мера процессуального
принуждения применяется
Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются предусмотренные статьей 41 УПК Республики Беларусь, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
Орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному.
О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.
Задержанный должен быть допрошен по обстоятельствам задержания в порядке, предусмотренном статьями 215–219, 434 и 435 УПК Республики Беларусь.
В протоколе задержания указывается:
Протокол объявляется подозреваемому, при этом ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.