Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

       В зал судебного  заседания не допускаются граждане моложе шестнадцати лет, если они не являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями.

       Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется  с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

       Лица, участвующие  в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход судебного разбирательства с занимаемых ими в зале мест. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция в ходе судебного разбирательства допускаются по разрешению суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия не должны мешать нормальному ходу судебного заседания и могут быть ограничены судом во времени.

       Принцип презумпции невиновности. Этот принцип установлен в пп. «1)» п. 3 ст. 77 Конституции в соответствии с ч. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме того, с конституционными положениями корреспондируют нормы о презумпции невиновности, закрепленные в УПК РК.

       Статья  77 Конституции кратко определяет суть этого принципа следующим образом: «лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда»; «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность»; «любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». В основе этого принципа лежит общепризнанная норма морали, согласно которой каждый человек предполагается (презюмируется) добропорядочным, пока иное не будет доказано в установленном порядке. 

2.3. Правовой статус судьи

 

       Судьи всех судов Республики Казахстан  обладают единым статусом и различаются  между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти.

       Правовой статус судьи включает в себя прежде всего юридические гарантии независимости судей. Эти гарантии можно свести к следующему.

       1. Гарантия единственной функции. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

       2. Гарантия несменяемости судей. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и наделяются полномочиями на постоянной основе. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

       3. Гарантия независимости судей. Независимость судьи защищается Конституцией и законом. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону.

       Никто не вправе вмешиваться  в осуществление правосудия и  оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону.

       Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

       Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

       Независимость судьи  обеспечивается:

       1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

       2) установлением законом ответственности  за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям;

       3) неприкосновенностью судьи;

       4) установленным Конституцией и  Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку;

       5) предоставлением судьям за счет  государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

       Судьи, члены их семей  и имущество находятся под  защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение.

       Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.

         В п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» особо отмечено, что «Суды должны уделять особое внимание вопросам независимости судей, принимать меры по недопустимости вмешательства в их деятельность, пресекать попытки контроля за судьями или возложения на них обязанностей, не присущих их полномочиям.

       Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия.

       Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия».

       4. Гарантия неприкосновенности судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае, предусмотренном пп. «3)» ст. 55 Конституции, – без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления.

       Неприкосновенность  судьи включает в себя неприкосновенность его личности, собственности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества.

       Уголовное дело в  отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан. Специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора.

       Статья 28 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» содержит требования, предъявляемые к судье.

       Судья обязан:

       1) неукоснительно соблюдать Конституцию  и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи;

       2) при выполнении своих конституционных  обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности;

       3) противостоять любым проявлениям  коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

       4) соблюдать тайну совещания судей. 

       Должность судьи несовместима с депутатским  мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

       Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

       Судьей районного  суда может быть назначен гражданин  Республики Казахстан:

       - достигший возраста двадцати пяти лет;

       - имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

       - сдавший квалификационный экзамен, в том числе и в специализированной магистратуре;

       - прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;

       - успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

       Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

       Судьей  Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет.

       Кандидаты в судьи  проходят стажировку в суде на постоянной основе. Условия и порядок прохождения  стажировки кандидатом в судьи определяются Положением о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 64386.

       Для подтверждения отсутствия у кандидата  на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.

       Перечень заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, устанавливается совместным нормативным правовым актом уполномоченного государственного органа, осуществляющего организационное и материально-техническое обеспечение местных и других судов, и уполномоченного органа в области здравоохранения.

       Кандидатам  на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

       Отбор кандидатов на вакантные должности  судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих требованиям ст. 29 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

       Кандидатура на вакантную  должность председателя районного  суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

       Кандидатуры на вакантные должности председателей  и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть