Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

       Во-вторых, классификацию принципов правосудия можно провести по уровню их нормативного закрепления на:

       а) принципы, установленные международно-правовыми  документами;

       б) конституционные принципы;

       в) принципы, установленные отраслевым законодательством.

       Однако  некоторые принципы нашли закрепление  в актах разного уровня. Например, принцип презумпции невиновности отражен в международных актах (в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах), в Конституции РК, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РК.

       В-третьих, классификацию принципов правосудия можно провести по их содержанию на принципы, устанавливающие основополагающие требования к организации судебной системы и статусу судей (принципы судоустройства) и процессуальные принципы, определяющие основные требования к самой процедуре осуществления судопроизводства (принципы судопроизводства).

       Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что классификация принципов правосудия, как, впрочем, и любая другая классификация, носит достаточно условный характер в силу взаимосвязанности и взаимообусловленности всех принципов правосудия.

       Рассмотрим  отдельные принципы правосудия более подробно.

       Принцип законности. Законность есть правовая идея, сущность которой заключается в требовании соблюдения норм права всеми субъектами общественных отношений. Этот принцип предполагает недопустимость нарушения закона (в широком смысле этого термина) в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в общественной жизни в целом. Принцип законности является общеправовым. Его соблюдение в судопроизводстве особенно важно в силу того, что деятельность суда и органов предварительного расследования существенно затрагивает основные права и свободы личности, зачастую ограничивая их путем применения суровых мер государственно-правового принуждения. Принцип законности в правосудии предполагает, что суд действует на основе закона. Это означает, что, во-первых, процедура судопроизводства осуществляется в точном соответствии с процессуальным порядком, установленным процессуальным законодательством, и, во-вторых, решение суда должно соответствовать не только по процессуальной форме, но прежде всего по содержанию международным договорам, Конституции РК, законам и иным нормативным актам.

       Принцип равенства всех перед  законом и судом. Пункт 1 ст. 14 Конституции РК провозглашает, что все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

       Равенство перед законом означает равенство  прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего правового статуса, установленного законодательством. Последнее не исключает особенностей правового статуса отельных категорий лиц, предоставления им более широких прав или возложения на них специфических обязанностей, обусловленных например, занимаемой должностью.

       Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие – исключительная прерогатива судебной власти. Ни один другой государственный орган не вправе осуществлять правосудие. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 75 Конституции РК. Перечень судов, установленный в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», является исчерпывающим. Никакие другие суды, в том числе чрезвычайные, временные, не могут создаваться и действовать на территории РК.

       Этот  принцип конкретизируется в ряде других статей Конституции РК и в процессуальном законодательстве. Так, согласно пп. «1)» п. 3 ст. 77 Конституции РК, лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.

       Суду  предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как независимый суд для принятия обоснованного и справедливого решения на основе непосредственного исследования доказательств, в условиях устного и гласного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон, наделения участников судопроизводства широкими процессуальными правами.

       Принцип рассмотрения дела в  том суде и тем  судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подпункт «3)» п. 3 ст. 77 Конституции РК гласит, что «никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом».

       Подсудность – это процессуальное понятие, которое означает отнесение дела к компетенции определенного суда. Она (подсудность) обычно определяется процессуальными законами, например, УПК, ГПК Республики Казахстан.

       Подсудность конкретного дела определяется рядом  признаков. Предметный признак подсудности в уголовном процессе определяется квалификацией преступления. Гражданское процессуальное законодательство на основе предметного признака подсудности, т.е. в зависимости от характера гражданских и административных дел разграничивает подсудность различных звеньев судов общей юрисдикции.

       Территориальный признак подсудности в уголовном процессе состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению по первой инстанции судом, на территории (районе, городе, области и т.п.) деятельности которых совершенно преступление. Этот признак позволяет разграничить компетенцию по рассмотрению дел между одноименными судами. В гражданском процессе территориальный признак подсудности состоит в том, что по общему правилу иск предъявляется по месту жительства ответчика либо по месту нахождения ответчика или имущества юридического лица.

       Принципы  самостоятельности  судов и независимости судей. Независимость судебной власти от других ветвей государственной власти вытекает из установленного п. 4 ст. 3 Конституции РК принципа разделения властей и закреплена в п. 3 ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» следующим образом: «Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону».

       Суд, как уже отмечалось, в условиях действия принципа разделения властей выступает наиболее важным звеном в системе сдержек и противовесов. Он может не применить (а в ряде случаев признать недействующим) нормативный или ненормативный акт, противоречащий закону, или даже закон, противоречащий Конституции, блокировать их действие. Суд должен выносить не только законные, но и справедливые решения, поэтому зачастую ему приходится отклоняться от «буквы» закона и руководствоваться его «духом», общеправовыми принципами. Поэтому суд, применяя абстрактное правовое предписание к конкретной жизненной ситуации, к определенным лицам, становится инструментом «обратной связи» между обществом и законодателем. Возможность обжалования действий и решений любого государственного органа и должностного лица в суд является наиболее существенной гарантией против произвола государства, нарушения его органами и должностными лицами прав и свобод человека.

       Значение  данного принципа состоит также в создании для судей и заседателей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основании своего внутреннего убеждения, руководствуясь только своей совестью и нормами закона.

       Необходимость данного принципа вызвана тем, что  вероятность незаконного воздействия на судей с целью повлиять на принимаемое ими решение всегда была и остается довольно высокой. Заинтересованные лица для этого идут порой на любые способы – от подкупа судей до расправы с ними или членами их семей. В этой связи государство должно реально обеспечивать высокие гарантии для обеспечения беспристрастности и независимости судей. Эти гарантии закреплены прежде всего в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

       К организационным гарантиям можно  отнести несменяемость, неприкосновенность судей, особый порядок приостановления и прекращения их полномочий, деятельность органов судейского сообщества, установление особой защиты судей и членов их семей со стороны государства.

       Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах. Смысл данного принципа состоит в возможности присутствия граждан при разбирательстве судебных дел. Возможность присутствия публики в зале судебного заседания свидетельствует о демократизме правосудия, не позволяет допускать какого-либо процессуального упрощенчества, требует от судей ответственного отношения к тому, чтобы решения, принятые в рамках открытого судебного процесса, были максимально обоснованными и убедительными.

       Согласно  ст. 29 УПК, разбирательство уголовных дел во всех судах и во всех судебных инстанциях происходит открыто. Ограничение гласности судебного разбирательства допускается, лишь когда это противоречит интересам охраны государственных секретов. Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному постановлению суда по делам о преступлениях несовершеннолетних, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников. В закрытом судебном заседании рассматриваются также разрешаемые судом на досудебной стадии судебного процесса жалобы на действия и решения органа, осуществляющего уголовное преследование.

       Разбирательство дел и жалоб в закрытом заседании  осуществляется с соблюдением всех правил, установленных УПК.

       Приговор суда и постановления, принятые по делу, во всех случаях провозглашаются публично.

       Согласно  п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан»[84], судам следует иметь в виду, что принцип гласности судебного разбирательства заключается в обеспечении возможности всем гражданам, в том числе не являющимся участниками процесса по рассматриваемому судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Поэтому следует исключить как противоречащие принципу гласности случаи необоснованного отказа представителям средств массовой информации присутствовать в зале судебного заседания.

       Согласно  ст. 19 ГПК[85], разбирательство дел во всех судах и во всех судебных инстанциях происходит открыто.

       В закрытом судебном заседании осуществляется в соответствии с законом разбирательство дел, включая объявление решений, содержащих сведения, являющиеся государственными секретами, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни граждан либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству, а также в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 179 ГПК.

       Личная переписка  и личные телеграфные сообщения  граждан могут быть оглашены в  открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходили эти переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, а также сообщений, полученных при помощи иных технических средств, содержащих сведения личного характера.

       При разбирательстве  дела в закрытом судебном заседании  присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

       О разбирательстве  дела в закрытом судебном заседании  суд выносит мотивированное определение.

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть