Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:07, курсовая работа
Целью настоящего исследования является выработка конкретных предложений и рекомендаций по унификации уголовно-правовых норм уголовного законодательства РФ, предусматривающих ответственность за убийство матерями своих новорожденных детей.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать объективные и субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 106 УК РФ и иными статьями нормативных правовых актов зарубежных государств, и провести их сравнительный анализ;
изучить практику применения уголовно-правовых норм законодательства России, предусматривающих ответственность за убийство матерью своего новорожденного ребенка и на основании этого выявить современные проблемы реализации ответственности за детоубийство;
Введение 2
1. Уголовно-правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка 4
1.1. Объективные признаки детоубийства 5
1.2. Субъективные признаки детоубийства 13
Заключение 25
Список используемой литературы 28
Содержание
Введение 2
1. Уголовно-правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка 4
1.1. Объективные признаки детоубийства 5
1.2. Субъективные признаки детоубийства 13
Заключение 25
Список
используемой литературы 28
В отечественной и зарубежной научной литературе на протяжении последних ста лет подробно изучались уголовно-правовые, криминологические, социально-психологические и культурологические аспекты детоубийства. Однако приходится констатировать, что лишь единичные публикации содержат оценку произошедших в российском обществе изменений за последние десять лет, учитывают их влияние на мировоззрение граждан, их правосознание, на характер женской насильственной преступности, на возникновение и существование такого феномена, как детоубийство.
Не вызывает сомнения тот факт, что убийства – одна из самых острых и сложных проблем, стоящих перед обществом.
В
доступной научной литературе нам
не удалось найти
Криминологический анализ показывает, что уровень убийств новорожденных в России имеет выраженную тенденцию к росту. С января 1997 г. детоубийство выделено в самостоятельную норму, однако по-прежнему остаются вопросы, вызывающие неоднозначное понимание ряда моментов. Например, далеко не все юристы согласны с фактическим игнорированием ст. 106 УК отягчающих обстоятельств совершения убийства новорожденных, вызывают дискуссии вопросы о соучастии в преступлениях, предусмотренных ст. 106 УК РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовно-правовых норм законодательства России, предусматривающих ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка.
Предметом исследования выступают: законодательство России и зарубежных государств об ответственности за убийство матерью новорожденного ребенка; практика применения уголовно-правовых норм об ответственности за детоубийство.
Целью настоящего исследования является выработка конкретных предложений и рекомендаций по унификации уголовно-правовых норм уголовного законодательства РФ, предусматривающих ответственность за убийство матерями своих новорожденных детей.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Методологическую основу научного исследования составляют положения диалектического метода познания, а также положения, содержащиеся в теоретических трудах по философии, уголовному праву, криминологии, социальной психологии.
Убийство матерью новорожденного ребенка, предусмотренное ст. 106 УК РФ, является относительно новым видом преступления для современного российского законодательства. Уголовный кодекс РФ 1996 г. это общественно опасное деяние выделил в качестве самостоятельного состава и отнес его к так называемому привилегированному убийству. Специфика убийства матерью новорожденного ребенка обусловлена особым психическим и физическим состоянием женщины в период родов или сразу же после них, ослабляющим ее способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, что составляет конститутивный признак этого состава1. Поэтому убийство матерью своего новорожденного ребенка признается преступлением со специальным субъектом (исполнителем). При наличии всех необходимых объективных и субъективных признаков такое убийство, совершенное матерью единолично, как правило, не вызывает затруднений с точки зрения его правовой оценки.
Однако нередко совместно с матерью новорожденного ребенка в лишении его жизни принимает участие и другое лицо (другие лица), например сожитель, родственники и т.п. Причем участие других лиц в убийстве новорожденного ребенка может проявляться различным образом2. В УК РСФСР 1960 г. детоубийство не выделялось, и рассматривалась практикой как разновидность простого убийства. Обстоятельства, сопутствующие детоубийству (особое физическое и психическое состояние женщины во время родов; тяжелая семейная обстановка; материальные трудности), обычно учитывались судами в качестве смягчающих обстоятельств в рамках санкции ст.103. Однако детоубийство могло быть квалифицировано и по ст. 102 УК 1960 г. при наличии отягчающих обстоятельств (повторность, особая жестокость).
Исполнителем преступления, предусмотренного ст. 106 УК, может быть только мать новорожденного ребенка. В качестве подстрекателя или пособника может выступать другое лицо (отец ребенка, акушерка). Действия такого лица квалифицируются по общему правилу о квалификации соучастия в преступлении со специальным субъектом, т.е. по ст. 33 и ст. 106 УК. Напротив, убийство новорожденного, совершенное другим лицом даже с согласия и по просьбе матери, квалифицируется по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 УК.
Убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК РФ) включает в себя четыре самостоятельных вида:
1) убийство во время родов;
2)
убийство новорожденного
3)
убийство новорожденного
4)
убийство новорожденного
В ст. 106 УК предусмотрено две ситуации.
Первая ситуация – убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов – не обязательно связывается с каким-либо психическим расстройством матери. Практика знает немало случаев, когда такое убийство совершается расчетливо и хладнокровно, планируется и готовится заранее, нередко из-за нежелания подвергать себя операции аборта. Важно установить, что убийство укладывается в определенный законом промежуток времени («во время или сразу же после родов»). Смягчение законодателем ответственности может быть объяснено тем, что в этот период женщина не всегда в состоянии воспринимать рождающегося человека как самостоятельное существо, продолжает видеть в нем свой плод, ощущать его как источник боли и страданий4.
Вторая ситуация – убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей обстановки или психического расстройства, не исключающего вменяемости, - напротив, не связывает ответственность со столь узким промежутком времени. Психотравмирующая обстановка может возникнуть до родов, во время родов или некоторое время спустя. Роды сами по себе, необходимость заботится о новорожденном, семейные неурядицы – все это в совокупности может оказаться непосильной нагрузкой для психического состояния роженицы, особенно в первое время. Возможно и психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ст. 22 УК). В данном случае состояние влияет и на квалификацию преступления.
Во втором варианте речь идет также об убийстве новорожденного ребенка. В медицинской практике новорожденный считается ребенок до достижения им одного месяца. Убийство ребенка большего возраста не может квалифицироваться по ст. 106 УК.
В первом официальном проекте Уголовного кодекса РФ (1992 г.) формулировка соответствующей нормы была более краткой: «умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка во время родов или непосредственно после родов»5. Это совпадало с текстом статей о детоубийстве, имевшихся в то время в большинстве уголовных кодексов других союзных республик. В проекте Уголовного кодекса РФ, принятом Государственной думой в первом чтении (декабрь 1994 г.), детоубийство не было предусмотрено. Модельный Уголовный кодекс для стран СНГ (1996 г.) уточнил условия применения этой нормы, добавив слова: «совершенное в условиях психотравмирующей ситуации, вызванной родами». Это дополнение соответствовало существовавшему в науке уголовного права представлению о смягчающей роли данного обстоятельства.
Небольшое изменение, внесенное в окончательную редакцию нормы при последнем голосовании проекта (слова «а равно» перед второй частью фразы), существенно расширило ее содержание, разорвав связь между моментом родов и психическим состоянием матери.
Данные точки зрения отражают историю понятия «убийство матерью новорожденного ребенка» и поэтому заслуживают рассмотрения для его уточнения.
Н.И. Загородников свое возражение против установления специальной нормы о детоубийстве, в которой предусматривается пониженное наказание за это преступление, аргументировал тем, что действующее уголовное законодательство (УК РСФСР) о преступлениях против жизни и без специальной нормы дает суду широкие возможности определить наказание за детоубийство с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств, в том числе и аномалий в состоянии здоровья женщины, а также особого психологического состояния роженицы. Выделение же состава детоубийства, считал он, создает привилегированное положение для лиц, совершивших убийство новорожденного ребенка по низменным, корыстным, антиобщественным мотивам, иногда жестоким образом и без каких бы то ни было смягчающих обстоятельств.
Подобную позицию занимает С.В. Бородин: «Известно, что основанием для выделения детоубийства в самостоятельный состав преступления является то, что женщина во время родов нередко оказывается в тяжелом состоянии, влияющем на психику6. Именно такое состояние признается смягчающим обстоятельством. Это правильно. Но вместе с тем необходимо отметить, что далеко не каждое детоубийство совершается при данных смягчающих обстоятельствах. Поэтому заранее относить все детоубийства к совершенным при смягчающих обстоятельствах вряд ли верно. Это ослабляет борьбу с данным видом преступления. Признание детоубийства простым убийством дает возможность дифференцированно подходить к каждому случаю».
Противоположную точку зрения высказывают другие авторы. В основе их обоснования отнесения убийства матерью новорожденного ребенка к менее тяжким преступлениям (в ред. УК РСФСР 1960 г.) лежит обстоятельство, связанное со здоровьем виновной, в частности, болезненным состоянием матери, патологическим состоянием роженицы, состоянием остро развившегося психоза, состоянием острого расстройства психики.
Ряд исследователей данного вопроса основанием признания детоубийства нетяжким преступлением и понижения за него наказания считают «расстройство», не уточняя его природу и именуя его повышенным нервным возбуждением, особым психическим состоянием, определенным состоянием психики, особым психофизическим состоянием.
В числе оснований для понижения ответственности за детоубийство отдельные авторы называют меньшую степень общественной опасности виновной. По мнению Б.С. Сарыева, единственной причиной признания детоубийства составом со смягчающими обстоятельствами являются побуждения, толкнувшие на убийство, обусловленные пережитками прошлого в отношении к женщине. Иногда причиной смягчения ответственности является то, что преступное деяние явилось результатом обмана девушки, введения ее в заблуждение.
На наш взгляд, более основательным представляется мнение тех авторов, которые еще до введения нового Уголовного кодекса высказывались о целесообразности выделения детоубийства в самостоятельный состав со смягчающими вину обстоятельствами. Такая позиция по данному вопросу объясняется следующим. Во-первых, судебная практика и уголовное законодательство, учитывая низменность мотивов и общественную опасность, при назначении наказания исходят не только из предумышленности действий виновной, но и из того, какими причинами они были вызваны. Изучение материалов уголовных дел показывает, что в подавляющем большинстве случаев (70%) виновная заранее готовится избавиться от ребенка и с этой целью скрывает беременность от органов здравоохранения и окружающих, но при детальном рассмотрении вопроса мы выясняем, что субъектом детоубийства является молодая девушка, покинутая отцом ребенка во время беременности, либо женщина, как правило, незамужняя, которая находится в трудном материальном положении. Иными словами, умысел либо мотив убийств новорожденных детей не возникают сами по себе, их истоки обязательно кроются в социальной среде. На этом основании трудно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что мотивы детоубийства низменны, эгоистичны, и поэтому данное преступление нельзя относить к привилегированному составу.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка