Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа
Ранее действовавший Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 относил это убийство к "простому" убийству. Действующим Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года оно не только выделено в самостоятельный состав, но и с учетом особых признаков может быть рассмотрено как убийство при смягчающих обстоятельствах.
Выделение убийства матерью новорожденного ребенка в самостоятельный состав объясняется стремлением законодателя дифференцировать уголовную ответственность за различные случаи посягательства на жизнь человека.
Во время физиологических родов и непосредственно после них женщина переживает сильнейшее физическое и психическое потрясение, испытывает непривычные для организма особые психофизические страдания. Вследствие этого женщина нередко оказывается в тяжелом состоянии, влияющем на психику. Именно такое состояние женщины при убийстве новорожденного признается смягчающим обстоятельством.
ВВЕДЕНИЕ 3
УБИЙСТВО МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 5
История развития законодательства о детоубийстве 6
Объект преступления 8
Объективная сторона преступления 9
Обстоятельства, смягчающие наказание 10
Убийство матерью новорожденного ребенка как во время родов так и в последующий период 10
Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации 11
Убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости 12
Субъект преступления 13
Субъективная сторона преступления 15
Разграничение убийства матерью новорожденного ребенка от смежных составов преступлений 17
Разграничение со статьей 96 УК РК 17
Разграничение со статьей 98 УК РК 18
Разграничение со статьей 117 УК РК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Нормативные акты: 24
Специальная литература 24
Ранее действовавший Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 относил это убийство к "простому" убийству. Действующим Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года оно не только выделено в самостоятельный состав, но и с учетом особых признаков может быть рассмотрено как убийство при смягчающих обстоятельствах.
Выделение убийства матерью новорожденного ребенка в самостоятельный состав объясняется стремлением законодателя дифференцировать уголовную ответственность за различные случаи посягательства на жизнь человека.
Во время
физиологических родов и
Данный вид преступления является достаточно распространенным в последнее время. Однако значительная часть убийств новорожденных представляется как совершение абортов и остается невыявленной правоохранительными органами. Одна из причин этого состоит в том, что состав преступления, предусмотренный ст. 97 УК РК, является новым и недостаточно изученным правоприменителем. При рассмотрении данного состава преступления возникает много спорных вопросов. Многие из них являются с одной стороны, предметом ведения уголовного закона и доктрины уголовного права, а с другой стороны, относятся к области медицины.
В этой
связи представляется целесообразным
выявить четкие границы признаков
объективной стороны
Немаловажным
является и установление четких границ
признаков объекта, субъекта и субъективной
стороны данного состава
Таким образом, актуальность проблемы обусловила цель нашего исследования следующим образом: - Каково убийство матерью новорожденного ребенка?
Объект исследования: убийство новорожденного ребенка;
Предмет исследования: состав убийства матерью новорожденного ребенка;
Задачи исследования:
- показать
историю развития
- раскрыть объект преступления;
- выявить
объективную сторону
- изучить субъект преступления;
- охарактеризовать субъективную сторону;
- найти
разграничение убийства
Убийство бесспорно составляет одно из тяжких преступлений. Веками воспитывалось у современных культурных народов отвращение к нему, и теперь большинство людей действительно считает инстинктивное отвращение к этому преступлению. Совершение его объективирует нравственную недоразвитость или порочность, требующую серьезной реакции со стороны государства. Однако бывают такие состоянии или положения человека, при которых совершение убийства не имеет обычного значения и вовсе не дает права видеть в человеке такого злодея, к которому могли бы быть применены меры, предназначенные для обыкновенных убийц. К числу таких состояний и положений, требующих иной и более мягкой ответственности, чем установленная для обыкновенных случаев, принадлежат: состояние лица, совершившего убийство из сострадания и по согласию убитого; положение лица обороняющегося; положение женщины, рожающей или только что родившей ребенка.
Как сказано
выше, законодатель не должен придавать
безусловного значения каким-либо внешним
обстоятельствам деяния, но может
придавать привилегирующее
С теоретической точки зрения, ввиду сказанного выше, следовало бы считать привилегированным убийством вообще умышленное лишение жизни новорожденного младенца его матерью в период родов, под влиянием сильного душевного волнения. Эти случаи и следовало бы разуметь под детоубийством, в смысле уголовного права. Нет оснований считать привилегированным лишь убийство матерью ее незаконного ребенка, хотя этот случай следовало бы оговорить, как особо мягко наказуемый. Несомненно, однако, что и лишение жизни законного ребенка, при указанных выше обстоятельствах, заслуживает выделения из общего понятия убийства. Основание привилегированной наказуемости — тяжелое душевное состояние матери, обусловленное с одной стороны родами, временно ослабляющими духовные силы женщины, ее способность владеть собой и взвешивать свои поступки, a с другой стороны — овладевшим ее волнением, проистекавшим от стыда, страха или иных чувств. Если само по себе сильное душевное волнение не является еще достаточным основанием привилегированной наказуемости, то в связи с родовым состоянием оно приобретает особое, привилегирующее значение. К стыду и страху за будущее ребенка, свое или своей семьи большею частью сводятся те тяжелые чувствования, которые могут вызвать сильное волнение в ослабленном родами организме матери. Сюда относятся, между прочим, и случаи опасения, что рождение ребенка, представляющееся женщине позорным, будет раскрыто, стыд от сознания того потока злоречия и насмешек, которыми будет встречено известие о рождении младенца и т. д., и т. д. Но возможно, что волнение родильницы будет вызвано не стыдом или страхом, a иными чувствами. Надо заметить, что как скоро душевное волнение родильницы достигнет слишком сильного развития в момент преступления, так что она совсем не в состоянии владеть собой, то ответственность должна отпасть в силу признания ее невиновной или невменяемой; надо помнить, что на почве родового состояния легко вспыхивают патологические аффекты и вообще различные психопатические состояния. Но и при наличности вменяемости уголовный закон не может относиться к женщине, ослабленной родами так, как он относится к обыкновенному нормальному убийце; смягчение ответственности имеет здесь полное основание, так как способные противодействовать стремлению к лишению ребенка жизни чувства и представления, a также самообладание не могут с обычной для данной женщины силой проявить себя в виду особого ее положения.
Уголовные законодательства, в частности и наше, придают понятию детоубийства иной смысл, чем указано выше, причем как старинные, так и современные законодательства относятся к нему далеко не одинаково. Эволюция, которую пережило детоубийство, в общих чертах следующая.
«В отдаленной древности власть отца семейства над детьми простиралась до права жизни и смерти (jus vitae ас necis) и детоубийство, в широком смысле этого слова, не было преступлением. Позднее выдвигается иной взгляд; большое влияние на образование его оказало христианство, которое, требуя от детей повиновения родителям, выдвинуло в то же время и ряд обязанностей родителей в отношении детей. Под влиянием христианства детоубийство стало даже рассматриваться как убийство квалифицированное. При этом из общего понятия детоубийства выделилось убийство незаконного ребенка его матерью. Установив таинство брака, церковь выработала суровый взгляд на внебрачное сожительство и в убийстве незаконного ребенка его матерью видела деяние, сравнительно более преступное, - убийство, соединенное с нарушением общественной нравственности и одной из священных обязанностей матери, - с лишением жертвы благодати крещения, а, следовательно, и вечного блаженства. Этот взгляд на детоубийство, как на деяние квалифицированное, перешел во многие законодательства средних веков. Совершенно противоположное воззрение выдвинула гуманная философия эпохи возрождения; в тяжком и несчастном положении падшей женщины она видела смягчающее обстоятельство. Затем, в конце XVIII века, с развитием судебной медицины, в пользу более мягкой наказуемости убийства новорожденных незаконных младенцев их матерями стали указывать еще на ненормальное психическое состояние, в котором находится обыкновенно родильница. Так постепенно образовалось особое понятие детоубийства, отличное от буквального грамматического смысла этого слова, и выработался взгляд на него, как на деяние привилегированное.
Взгляды современных законодательств на это преступление довольно разнообразны. Одни, облагая его меньшим наказанием, считают необходимым его признаком незаконнорожденность младенца (напр., германское уложение, § 217). Другие кодексы обращают главное внимание на ненормальное психическое состояние матери, происходящее от родов, и не упоминают о законности или незаконности рождения младенца. Наконец, некоторые законодательства, придавая важное значение ненормальности психического состояния матери, обращают внимание и на законность или незаконность рождения ребенка, при чем незаконнорожденность ребенка считают или необходимым признаком состава детоубийства, или лишь обстоятельством, при котором детоубийство является сравнительно менее наказуемым (напр., австрийское уложение).
Кодекс французский под детоубийством (l'infanticide) разумеет умышленное лишение жизни всякого новорожденного младенца. Субъектом этого преступления по французскому праву может быть всякий. Кодекс, впрочем, упоминает особо о том случае, когда субъектом этого преступления является мать; закон угрожает ей каторжными работами пожизненными или срочными. После закона 22 ноября 1901 года смертная казнь за данное деяние к матери ни в коем случае не может быть применена. К остальным лицам она может быть применена лишь за детоубийство, подходящее или представляющее собою убийство, совершенное при некоторых отягчающих вину обстоятельствах (сопровождаемое другим преступлением, совершенное с целью облегчить исполнение какого-либо преступления или проступка и т. д.). Сходные постановления содержит в себе кодекс бельгийский. По итальянскому уложению детоубийством является убийство ребенка, еще не внесенного в списки гражданского состояния, в первые 5 дней по рождении, с целью спасти собственную честь или честь жены, матери, сестры, приемной дочери или нисходящей родственницы. Наказание - заточение на срок от 3 до 12 лет.
Германское уложение разумеет под детоубийством умышленное лишение жизни матерью незаконнорожденного ребенка во время рождения его или тотчас по рождении. За это деяние оно угрожает каторгой на срок не ниже 3 лет, a при смягчающих обстоятельствах - тюрьмою на срок не ниже 3 лет.
Сходное определение состава данного преступления дает венгерское уложение.
Норвежское уложение разумеет под детоубийством, как привилегированным видом убийства, умышленное лишение жизни матерью незаконнорожденного ребенка во время рождения или в течение 24 часов после рождения. Наказание - тюрьма от 1 до 8 лет. В случаях рецидива или при особо отягчающих вину обстоятельствах может быть назначено тюремное заключение на срок до 12 лет. Покушение ненаказуемо, если ребенку не причинено тяжкого телесного повреждения или расстройства здоровья. Такова же наказуемость в случае смерти ребенка от умышленного оставления его матерью без помощи.
Голландское уложение постановляет: «Мать, которая, под влиянием страха пред обнаружением разрешения ее от бремени, лишит жизни своего ребенка во время или вскоре после родов, наказывается за умышленное детоубийство заключением в тюрьме до 6 лет».
Австрийское уложение признает детоубийством лишение жизни ребенка насильственным действием или намеренным оставлением без помощи, при его рождении, и из этого вида, наказуемого пожизненным заключением, выделяет как менее наказуемое (10—20 лет) случай, когда ребенок был незаконнорожденный; указанный срок заключения понижается до 5—10 лет, когда лишение жизни причинено оставлением без помощи.
Финляндское
уложение говорит: «Если женщина, сделавшаяся
беременною от незаконной связи, при
родах или непосредственно
Объектом посягательства данного преступления является - жизнь новорожденного ребенка. Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст.97 УК РК, всегда является новорожденный ребенок. В этой связи необходимо определить, что характеризует новорожденность. Жизнь новорожденного ребенка выступает в качестве субъекта общественных отношений и подлежит уголовно-правовой охране в равной мере, как и жизнь другого взрослого человека. Закон РК «О правах ребенка» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации3.