Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью по российскому законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:23, дипломная работа

Описание работы

Ответственность за преступления против здоровья – одна из центральных проблем российского уголовного права. Это связано с повышенной опасностью посягательств на указанный объект, их относительной распространенностью, трудностями юридической квалификации.
Здоровье является благом и, безусловно, самой главной ценностью человека, а потому оно относится к важнейшему объекту уголовно-правовой охраны. Право на охрану здоровья закреплено и гарантированно статьёй 41 Конституции Российской Федерации, а так же в конкретных составах преступлений, которые рассмотрены в данной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА
ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 6
1.1. История развития института уголовной ответственности за
причинение вреда здоровью человека 6
1.2. Некоторые вопросы общей характеристики понятия
«вред здоровью» 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 33
2.1. Понятие преступлений против здоровья человека 33
2.2. Общая характеристика преступлений против здоровья человека 41
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЫШЛЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА 48
3.1. Умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (статьи 111, 112, 115 Уголовного кодекса Российской Федерации) 48
3.2. Причинение вреда здоровью при наличии привилегирующих обстоятельств (статьи 113, 114, 117 Уголовного кодекса РФ) 62 3.3. Ответственность за умышленное причинение вреда здоровью в виде заболевания (статья 121,части 2, 3 статьи 122 Уголовного кодекса РФ) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80

Работа содержит 1 файл

дипломная готовая.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Неизгладимое обезображивание лица, может быть результатом раз­личных действий виновного: причинения ранения колющими или режущими орудиями, воздействия открытого огня, раскаленных предметов, кипятка, кислоты и других агрессивных жидкостей. Оно может выражаться в удалении или искажении формы носа, губ, в образовании глубоких шрамов и рубцов и тому подобное. Обезображиванием яв­ляется не всякое повреждение, оставившее след на лице, а лишь та­кое изменение естественного вида лица, которое придает внешнос­ти потерпевшего крайне неприятный, отталкивающий, или устраша­ющий вид. Само повреждение не обязательно должно находиться на лице (лицевой поверхности головы). Важно, что оно искажает внешний облик человека ("образ" — корень слова "обезображивание"). В практике признавалось обезображиванием отсечение ушей, наличие грубых рубцов на переднебоковой поверхности шеи, необратимое уничтожение волосяного покрова на голове у женщины и тому подобное.

Вопрос о неизгладимости повреждения, решается судом на ос­новании заключения судебно-медицинской экспертизы, а наличие обезображивания суд устанавливает самостоятельно, руководствуясь эстетическим критерием. Делая вывод о наличии данного оценоч­ного признака на основе экспертного заключения о неизгладимости повреждения, суд не принимает в расчет предполагаемую возмож­ность его последующего устранения или значительного уменьшения посредством дополнительной хирургической операции. Подоб­ную операцию называют косметической или пластической, посколь­ку она производится в косметических целях методами пластической хирургии.

Закон (статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации) приравнивает неизгладимое обезображивание лица к тяжкому вреду, независимо от опасности для жизни, дли­тельности заболевания или размера утраты трудоспособности.

Прерывание беременности, независимо от ее срока, рассматри­вается здесь как последствие умышленных действий, направленных на причинение вреда здоровью (побои, ранения, иные травмы, при­менение отравляющих веществ и так далее). В этом отличие данного пре­ступления от незаконного произведения аборта (ст. 123 УК РФ), когда умысел виновного направлен на плодоизгнание, а не на причинение вреда здоровью.

Тяжким вредом для здоровья признается и психическое расстройство. Психическое расстройство — этим термином охватывается как "хроническое психическое расстройство", так и "временное психи­ческое расстройство" (статья 21 Уголовного кодекса Российской Федерации). Психическое расстройство может быть следствием, как физической травмы, так и психического потрясения. Установление психического заболевания относится к компетенции судебно-психиатрической экспертизы. Наступившее психическое расстройство должно находиться в причинной связи с противоправным деянием виновного.

Заболевание наркоманией либо токсикоманией - это возникшее под влиянием противоправных действий виновного и диагностируемое врачом наркологом, состояние потерпевшего, свидетельствующее о его непреодолимой тяге к употреблению наркотических средств или токсических веществ.[18] Уголовный кодекс Российской Федерации впервые

включил в число преступлений, носящих тяжкий вред здоровью, эти социальны заболевания.

Cамостоятельным признаком тяжкого вреда здоровью является, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, или заведомо для виновного полная утрата про­фессиональной трудоспособности.  Трудоспособность - это совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально - значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги. Профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению определенного объема и качества работы по конкретной профессии.[19] При квалификации действий виновного по данному признаку дополнительным объектом, является трудовая деятельность.

                 Трудоспособность, как способ­ность человека к труду непосредственно связана с состоянием его здоровья. Поэтому размер утраты трудоспособности позволяет кос­венно определить степень вреда, причиненного здоровью. Ранее при определении степени утраты трудоспособности учитывалась только утрата общей трудоспособности, поскольку это более полно отра­жает размер вреда, причиненного объекту преступления — здоро­вью человека. Однако практика иногда сталкивалась с ситуациями, когда виновный умышленно причинял потерпевшему такое повреж­дение, которое заведомо полностью лишало его профессиональной трудоспособности, хотя общая трудоспособность сохранялась или утрачивалась незначительно (например, повреждение пальцев на руке скрипача). Новая редакция нормы позволяет учесть повышенную опасность такого преступления в связи с наличием дополнительно­го объекта посягательства (наряду со здоровьем — возможность про­должения профессиональной деятельности).

Размер стойкой (то есть бесповоротной) утраты трудоспособности, устанавливается судебно-медицинской экспертизой после определившегося исхода повреждения на основании объективных данных, с учетом специальных таблиц процентов утраты трудоспособности, рассчитанной для отдельных видов вреда здоровью с округлением до 5%. Значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть считается утрата трудоспособности на 35% и более. При определении степени утраты трудоспособности иног­да приходится сталкиваться с определенными трудностями. Так, весьма проблематичным является установление полной утраты про­фессиональной трудоспособности. Спорным представляется вопрос об оценке тяжести вреда здоровью человеку, который уже был час­тично нетрудоспособен. Степень утраты трудоспособности у детей определяется на основании общих поло­жений и, исходя из того, насколько будет утрачена ребенком трудо­способность в будущем. У инвалидов и стариков утрата трудоспо­собности в связи с полученным повреждением устанавливается так же, как у практически здоровых людей, независимо от возраста, либо наличия  инвалидности и ее группы.

Очевидно, было бы неправильно использо­вать здесь арифметическое вычитание имевшегося процента утраты трудоспособности. Надо помнить о равной защите права на здоро­вье для всех граждан, независимо от имевшегося ранее заболевания или повреждения. Полная утрата профессиональной трудоспособности означает, что потерпевший из-за полученного повреждения не может выпол­нять профессиональные функции, либо работу по избранной специ­альности (например, скрипач не может играть, балерина — танце­вать, машинистка — печатать). При этом потерпевший может вы­полнять любую другую работу. Если потерпевший имеет несколь­ко профессий, например, закончил несколько учебных заведений, судебно-медицинский эксперт должен исходить из факта утраты трудоспособности по той профессии, которую он выполнял в момент причинения вреда здоровью. В литературе высказано и другое мне­ние: следует считать утраченной ту профессию, на которую указы­вает сам потерпевший[20]. В последнем случае необоснованно расши­ряется применение этого признака на практике, поскольку основы­вается на субъективном усмотрении потерпевшего, а не на реаль­ном и объективном причинении вреда.

Статья 22 «Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» утвержденная Приказом Минздрава России от 24.04.2003 №161, чётко определяет степень утраты трудоспособности в % отношении.

Однако в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с изменениями от 1 февраля 2005 года)» указано, что постановление № 392 утратило силу. [21]

В настоящее время действует постановление Министерства труда России от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания»   (с изменениями от 30 декабря 2003 г., 26 апреля 2004 г.).[22]

Причинение средней тяжести вреда здоровью характеризуется в тексте статьи 112 двумя негативными и двумя позитивными признака­ми.

Негативные признаки служат для отграничения средней тяжес­ти вреда здоровью от тяжкого:

причинение средней тяжести вреда здоровью:

а) не опасно для жизни;

б) не причиняет тех конкретных последствий, которые перечислены в

статье 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Специфичес­кие признаки средней тяжести вреда здоровью указаны в

позитив­ной форме:

а) длительное расстройство здоровья;                                                                     

б) значитель­ная стойкая утрата трудоспособности менее чем на одну треть.

Под длительным расстройством здоровья, подразумевается заболевание или нарушение функций какого-либо органа, продолжитель­ностью свыше трех недель (более 21 дня). Продолжительность за­болевания на практике обычно определяется сроком временной не­трудоспособности, зафиксированным в больничном листке, истории болезни, или другом медицинском документе. Однако эти медицин­ские документы не могут быть автоматически положены в основу квалификации содеянного. Длительность лечения не всегда строго определяется характером травмы. Возможна ситуация, когда листок нетрудоспособности не выдается либо больной отказывается от его получения (например, неработающий либо пенсионер).

Под значительной стойкой утратой трудоспособности, менее чем на одну треть в судебно-медицинской практике принято пони­мать стойкую утрату общей трудоспособности от 10 до 30% включительно. Процент утраты трудоспособности устанавливается судебно-медицинской экспертизой, когда уже определился исход заболевания, вызванного травмой или иным причинением вреда здоровью. Средней тяжести вред здоровью выражается, например, в мелких закрытых переломах костей, потере пальца на руке или ноге, потере слуха на одно ухо, ранениях мягких тканей и других повреждениях, не опасных для жизни и не вызвавших последствий, прямо указан­ных в статье 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.                                                                        

Ответственность за умышленное причинение легкого вреда здо­ровью наступает по статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации при наличии одного из двух при­знаков:

а) если действия виновного вызвали кратковременное рас­стройство здоровья;

б) если в результате наступила незначительная стойкая утрата трудоспособности.

Кратковременным может быть признано расстройство здоровья продолжительностью не свыше трех недель (21 день). В              случае временной нетрудоспособности менее шести дней, либо если время нетрудоспособности не было зафиксировано, причине­ние легкого вреда здоровью может быть квалифицировано по статье 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, как побои, или совершение иных действий, причинивших фи­зическую боль (например вырывание волос, щипание). Под незначительной стойкой утратой трудоспособ­ности понимается утрата общей трудоспособности в размере 5%. Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 года, статья 115 головного кодекса Российской Федерации дополнена частью второй, где устанавливается повышенная ответ­ственность при наличии квалифицирующего признака: совершение деяния из хулиганских побуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система преступлений против здоровья человека

 

2.1. Понятие преступлений против здоровья человека

 

Одной из важнейших задач Уголовного кодекса является реализация права на охрану здоровья, гарантированного статьей 41 Конституции РФ. Среди преступлений против личности посягательства на здоровье человека по своему значению примыкают к преступлениям против жизни и объединены  с ними в главе 16 Уголовного кодекса. Несмотря на законодательное объединение этих преступлений в одной главе Уголовного кодекса, все же, представляется, что преступные деяния, посягающие на здоровье человека, целесообразно рассматривать как самостоятельную группу преступлений.

В уголовно-правовой литературе, когда речь идет о совокупности норм, предусматривающих ответственность за посягательства на здоровье человека, их именуют по-разному. Одни теоретики называют эту совокупность группой, другие - видами, третьи - системой. Так, А.С. Никифоров  писал:   "Телесные  повреждения  образуют  самостоятельную группу преступлений, посягающих на здоровье потерпевшего как на свой единственный непосредственный объект".[23]Большинство же мнений теоретиков сводятся к тому, что наименование той или иной однородной совокупности норм, в частности о преступлениях против здоровья, с помощью понятия "система" с научных позиций является наиболее удачным. Если признать уголовное право в целом закономерно сложившимся системным образованием, то, как правильно отмечает профессор Э.С. Тенчов, его Особенная часть также будет представлять собой систему, поскольку содержит следующие признаки: во-первых, совокупность преступных деяний, включенных в Особенную часть, образует концептуальную сущность; во-вторых, представляет собой некое множество; в-третьих, характеризуется определенной упорядоченностью; в-четвертых, структурой; в- пятых, организацией.[24] Таким образом, основой структуры Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации должны выступать совокупности конкретных видов преступлений, одной из которых является система преступлений против здоровья человека.

В юридической литературе преступления против здоровья рассматриваются в узком и широком смыслах.

Информация о работе Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью по российскому законодательству