Учреждения и органы, исполняющие наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель квалификационного исследования является реорганизация уголовно-исполнительной системы, и дальнейшая его гуманизация, которая предполагает разработку мер, исправленных на изменение внутренней сути и идеологии систем лишения свободы; разумное смягчение условий отбывания наказания; строгое соблюдение установленного порядка, наличие хорошо подготовленного и обеспеченного всем необходимым персонала, способного решать служебные задачи на новом этапе реформирования.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
1.1 Исторические аспекты развития и формирования системы исправительных учреждений 8-16
1.2 Развитие уголовно-исполнительной системы
на современном этапе 17-24
1.3 Система учреждений и органов исполнения уголовные
наказания, и их функции 24-30
Глава 2. Отбывание наказания в исправительных колониях
2.1 Колонии общего режима 31-37
2.2 Колонии строго режима 37-42
2.3 Колонии особого режима 42-51
Глава 3. Другие виды исправительных учреждений, исполняющих наказание, связанное с лишением свободы
3.1. Отбывание наказания в воспитательных колониях 52-60
3.2. Отбывание наказания в исправительных
колониях-поселениях 60-66
3.3. Отбывание наказания в тюрьмах 66-71
Заключение 72-
Литература 78-
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом - Отлетова.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

В Соборном уложении закладываются основы управления тюремной системой. В городах на губных старост возлагается контроль за положением дел в подведомственных им тюрьмах.

Усиление карательной  политики прослеживается и во время  правления Петра I. Это подтверждает «Артикул воинский», принятый в 1715 году. Еще до его утверждения, Указом 1703 года, законодательно оформлен новый вид наказания - ссылка на каторгу, который на практике применялся 1699 года. При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Они строили крепости, форты, другие оборонные сооружения.

Дальнейшее развитие правового регулирования исполнения наказаний и первые попытки его гуманизации наблюдались в период царствования Екатерины II. В рамках проводимой императрицей реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с законом от 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерниями Российской империи» возлагается обязанность по руководству новыми видами учреждений, исполняющих уголовные наказания, - работными и исправительными домами. Председателями вновь образованных приказов императрица повелела быть непосредственно самим губернаторам.

Свое видение будущего тюремной системы Екатерина II отразила в проекте «Положение о тюрьмах», написанным в 1778 году. В нем предписывалось совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизация условий содержания заключенных, правовой статус администрации и доже годовые оклады начальнику тюрьмы («тюремщику»), его трем помощникам, надзирателю и врачу (примечательно, что именно ему предполагался самый высокий оклад). Но данный проект так и остался нереализованным. Отдельные его положения были востребованы лишь спустя столетие.2

Указом Александра I от 25 июня 1811 года учреждено министерство полиции, в составе которого образовано три департамента, в том числе  и полиции исполнительной. С упразднением в 1819 упомянутого министерства его департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел (далее МВД). Департамент полиции исполнительной приобрел статус централизованного органа управления тюремной системой государства. В этом же году Александром I учреждается Попечительное о тюрьмах общество, просуществовавшее до 1917 года. Принятый в 1832 году Государственным Советом «Свод учреждений и уставов о содержании под стражею и ссыльных» причислил его к органам управления тюремной системой. Руководителей данного общества и аналогичных комитетов в губерниях назначал и утверждал лично император.

Круг обязанностей Попечительного о тюрьмах общества был широк  и охватывал практически все  стороны жизни осужденных. Это - создание условий для поддержания здоровья арестантов, обеспечение одеждой, бельем, обувью и удовлетворение других потребностей в период пребывания отбывания наказания, духовно нравственное воспитание, контроль за размещением и содержанием мест заключения и прочее. В 1851 году было передано в ведение Министерства внутренних дел, а должность президента занял министр.3

В 1866 году по материалам специально созданной Особой комиссии МВД составляется «Записка о преобразовании тюремной части в России», состоящая  из пяти разделов:

- о действующем законодательстве;

- о мерах правительства  по улучшению тюрем;

- о положении тюрем  на момент проверки;

- о предложениях с  мест об улучшении тюрем;

- о позиции МВД по  вопросам устройства тюрем.

Оценки, выводы и предложения  комиссии министр внутренних дел докладывал Александру II. Император, после доклада 4 февраля 1866 года, повелел графу В.А. Соллогубу заведование московским смирительно-рабочим домом с присвоением ему звания директора Московского губернского попечительного о тюрьмах комитета, вменив ему в обязанность переустройство указанного учреждения и разработку качественно новых мер по обеспечению порядка среди арестантов.4

27 февраля 1879 года (12 марта по новому стилю)  в состав МВД было утверждено Главное тюремное управление (далее ГТУ).5

Тюремная реформа  была вызвана необходимостью упорядочения системы и видов уголовных  наказаний, которая и определена законом от 11 декабря 1879 года «Об  основных положениях, имеющих служить  руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях». В нем изложен перечень видов уголовных наказаний, раскрывается понятие «содержание под стражей», для обеспечения реализации указанных мер в гражданском ведомстве предусмотрена система учреждений, имеющих свой особый правовой статус.

Образованное  в структуре МВД ГТУ по замыслу разработчиков реформы призвано было стать высшей руководящей, контролирующей и распорядительной инстанцией в тюремном деле государства.

Для непосредственного  выполнения перечисленных задач  в структуре ГТУ создается орган тюремная инспекция, на которую возлагаются обязанности проведения ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предположений. После учреждения ГТУ министром внутренних дел подписаны «Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы».

Очередным шагом реформирования тюремной системы стала ее передача на основании указа Правительствующего Сената от 13 декабря 1895 года из МВД в Министерство юстиции (далее Минюст).

Уголовное уложение 1903 г. практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенные Законом от 11 декабря 1879 г., заменив лишь денежную пеню на денежный штраф.6

В 1912 году министр  юстиции утверждает новую организационную  структуру ГТУ, вместо предыдущих 15 делопроизводств создаются девять отделов по направлениям деятельности и Главная инспекция по пересылке арестантов.

Минюстом при поддержке правительства предпринимались меры по совершенствованию тюремной системы до 1917 года. Наиболее прогрессивными были меры в отношении несовершеннолетних преступников. Они нашли свое отражение в Законе от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних». Этим нормативным актом предусматривалось их содержание без охраны, а надзор возлагался на педагогический персонал. Несовершеннолетние преступники пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничений. За хорошее поведение им мог быть предоставлении отпуск с выездом к месту жительства. К ним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание. Закон детально регламентировал все стороны деятельности этих учреждений, в нем особое внимание уделено вопросам организации образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.

В июне этого  же года утверждается закон «Об условном досрочном освобождении». Проявляя гуманизм в отношении осужденных, отличившихся хорошим поведением, закон преследовал главную цель - разгрузить места лишения свободы.7

После Октябрьской  революции 1917 года Главное управление мест заключения был переименован в  Карательный отдел Народного  комиссариата юстиции (далее НКЮ).

Существенные качественные изменения в реализации карательной  политики Советского государства связаны  с принятием декрета Всероссийским центральным исполнительным комитетом (далее ВЦИК) от 15 апреля 1919 года «О лагерях принудительных работ», на основании которых в системе Народного комиссариата внутренних дел (далее НКВД) стали интенсивно создаваться подобные учреждения. Для управления ими сначала был создан Центральный отдел НКВД, преобразованный в 1921 году в Главное управление лагерей принудительных работ.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров (далее СНК) от 25 июля 1922 года все места лишения свободы были сосредоточены в одном ведомстве - НКВД, в котором они просуществовали более 70 лет.

Первый исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее РСФСР),  утвержденный постановлением ВЦИК 16 октября 1924 года, закрепил воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Исправительно-трудовая колония признавалась основным видом лишения свободы.

В апреле 1930 года постановлением СНК Совета ССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях.

С образованием в июле 1934 года общесоюзного НКВД исправительно-трудовые учреждения, подведомственные НКЮ, вновь  передаются органам внутренних дел.

В 1954 году Совет Министров  Совета ССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, которым отменены действия многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных актов.

В 1970 году принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который просуществовал до 1 июля 1997 года.

В 1993 году впервые  в истории уголовно-исполнительной системе (далее УИС) был принят важнейший федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Кроме определения целей и задач, основных направлений деятельности исправительных колоний и тюрем, уточнения прав и обязанностей сотрудников, предоставления им ряда социальных льгот, закон установил порядок контроля за деятельность уголовно-исполнительной системы.

13 января 1996 года Президентом  Российской Федерации Б.Н. Ельциным одобрена «Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России», в которой заложены меры по дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной политики, приведению условий содержания осужденных в соответствие с международными нормами.

С принятием  закона «О присоединении России к  Уставу Совета Европы» наша страна взяла на себя ряд обязательств, одним из которых было приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. Это и предопределило подписание Президентом страны Указа от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». С первого сентября она стала функционировать в структуре Минюста России.

При поддержке  Президента страны В.В. Путина, федеральных органов законодательной и исполнительной власти последовательно обновляется уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, принимаются постановления Правительства Российской Федерации, и на этой основе осуществляется комплексное преобразование системы.8

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в 2004 году образована Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН), которой из Минюста России переданы все функции, связанные с деятельностью УИС, кроме принятия нормативных правовых актов.

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным  законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и  Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации о наказании  в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование  правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) в 2005-2007 гг.

Кардинальное  изменение принципов и форм привлечения  к труду осужденных к лишению  свободы предусматривает Федеральный  закон от 06.06.2007 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"». В исправительных учреждениях вместо предприятий создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.9

1.2 Развитие уголовно исполнительной системы на современном этапе

 

В настоящее  время продолжается реформирование в области уголовно – исполнительной системы. Важнейшим событием, определяющим дальнейшие перспективы уголовно-исполнительной системы, стало принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.10

Так же, постановлением Правительства Российской Федерации, в  целях дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, приведения условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации, утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно – исполнительной системы (2007 – 2016 годы)»11

Предусматривается, что реформирование пройдет в три этапа вплоть до 2020 года.

Первый этап уже заканчивается. Он пройдет в период с 2009 по 2012 год. В течение этого времени предусматривается утверждение плана мероприятий, разработка и принятие целевых программ, изменение законодательства. Также предусматривается более широкое внедрение в судебную практику альтернативных наказаний, создание государственной службы пробации, тюрем особого режима, создание системы административного надзора Министерства внутренних дел.

Информация о работе Учреждения и органы, исполняющие наказание