Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:06, дипломная работа
Целью работы является проведение уголовно-правового исследования нормы, предусматривающей ответственность за организацию либо содержание притонов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ……………………………………………..........................................7
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 232 УК РФ
2.1. Объективные признаки организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ………...…………………………………………………………………16
2.2. Субъективные признаки организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………………………….……………..33
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ И ОСОБО
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПРИЗНАКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛИБО СОДЕРЖАНИЕМ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.
3.1. Квалифицирующие признаки организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………….…………..41
3.2. Особо квалифицирующие признаки организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ …………………………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………….61
Возраст уголовной ответственности как признак субъекта преступления определяется на основе данных подростковой психологии. В основу критериев такой ответственности положены возрастные особенности несовершеннолетнего, накопление им жизненного опыта, формирование правосознания и уровня воспитания, которые к достижению совершеннолетия, а в ряде случаев гораздо раньше, дают возможность осознавать и осмысленно выбирать в жизненных ситуациях непреступные формы поведения.
В случае если несовершеннолетний совершает какое-либо преступление по неосторожности, уголовная ответственность наступает только с 16 лет.
При решении
вопроса о привлечении к
По материалам уголовного дела установлено, что Котов в период по 10 августа 2011 года до задержания его сотрудниками правоохранительных органов содержал притон для употребления наркотических средств и психотропных веществ. Дата рождения Котова Д.В. 10 августа 1995 г., на момент пресечения правонарушения Котова Д.В. не достиг 16 летнего возраста, вернее достиг, но согласно Пленум ВС РФ в Постановлении от 01.02.2011г. №1 Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток48.
Таким образом, в диспозиции статьи отсутствует указание на специальный субъект, поэтому по общему правилу субъект преступного посягательства признается общим. Для квалификации безразлично, является ли субъект владельцем предоставляемого помещения или участка местности либо нет. В том случае, если притон организует или содержит должностное лицо с использованием служебного положения, его поведение при наличии соответствующих признаков следует квалифицировать по совокупности с должностным преступлением, например по статье 286 УК РФ.
Под субъективной
стороной преступления понимается психическая
деятельность лица, непосредственно
связана с совершением
Субъективную сторону преступления образуют следующие признаки: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица. Обязательное значение имеет только вина. Значение признаков субъективной стороны: разграничение преступного и непреступного поведения, а также сходных по объективным признакам составов преступлений. Признаки субъективной стороны определяют степень общественной опасности преступления и преступника, являясь смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Вина - психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому им общественно опасному деянию. Умысел является наиболее распространенной формой вины. Действующие УК РФ законодательно закрепил деления умысла на прямой и косвенный. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде умысла, т.е. лицо должно осознавать, что оно организует или содержит притон для потребления наркотических средств или психотропных веществ, и желает действовать таким образом.
По мнению ученых Ф.Р. Сундурова, М.В Талана 49, И.В. Шишко50, О.Г. Ковалева51, которые утверждают, что субъективная сторона связанная с организацией либо с содержанием притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ совершается только с прямым умыслом: виновный осознает, что организует либо содержит притон для потребления наркотических средств и психотропных веществ, и желает совершить такие действия. При этом не имеет значения, преследовал ли виновный корыстную или иную цель.
Момент возникновения умысла организатора или содержателя притона на квалификацию не влияет. Он может быть заранее обдуманным (единым) на неоднократное предоставление помещения или участка местности другим лицам для потребления наркотиков или психотропных веществ либо возникать всякий раз вновь, когда для потребления наркотиков или психотропных веществ потребуются благоприятные условия.
Мотивы и цели преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ, могут быть различными, но на квалификацию не влияют.
Например, не позднее 8 февраля 2011 года, более точное время следствием не установлено, у Суркова Д.Н., проживающего в первой из трех частей дома № 2 по ул. Лесокирзаводская в г. Барнауле, возник преступный умысел на организацию и содержание по месту своего проживания притона для изготовления и потребления наркотических средств. Реализуя свой преступный умысел, осознавая общественно-опасный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде создания условий для изготовления и потребления наркотических средств, расширения круга наркозависимых лиц и желая этого, в целях самоличного и совместного изготовления и потребления наркотических средств с лицами употребляющими наркотики, Сурков Д.Н., не позднее 8 февраля 2011 года приступил к реализации своего преступного умысла. То есть цель в данном случае это - самоличное и совместное изготовление и потребление наркотических средств52.
Таким образом, организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ - это преступление, которое совершается только с прямым умыслом. Это означает, что лицо осознаёт общественно опасный характер своих действий и желает организовать либо содержать притон для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Вышеуказанное преступление характеризуется формальным составом и может быть совершено только с прямым умыслом.
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛИБО СОДЕРЖАНИЕМ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
3.1. Квалифицирующие
признаки организация либо
В действующем законодательстве совершение преступления группой лиц по предварительному сговору предусмотрено ч.2 ст.35 УК РФ: «Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совершении преступления». Одновременно данный вид групповой формы соучастия выделен в ряд конкретных квалификационных составов. Часть 2 ст. 232 УК РФ предусматривает ответственность при наличии квалифицирующего признака – совершения преступления группой лиц по предварительному сговору. Под предварительным сговором понимается договоренность между соисполнителями о совершении преступления, достигнутая до начала совершения преступления, т.е. на стадии приготовления53. Сговор, который состоялся уже в процессе осуществления преступления, не считается предварительным. Так совместная деятельность соисполнителей образует группу лиц. Когда у группы лиц имеются соучастники, преступления в целом совершается с распределением ролей, т.е. формой соучастия является группа лиц, а его видом – соучастие с распределением ролей.
Членами группы лиц по
В этом
случае для квалификации
Поскольку закон говорит о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, необходимо сначала установить наличие группы, а затем уже предварительного сговора между ее участниками. Приведенное положение не всегда учитывается, что неизбежно вызывает ошибки в квалификации.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору может быть разновидностью «сложного» соучастия. При этом следует исходить из определения закона о том, что преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя (ч.1 ст. 35 УК РФ). Значит, «сложное» соучастие в группе лиц по предварительному сговору предполагает наличие не менее двух исполнителей и хотя бы одного соучастника, выполняющего другую роль (организатора, подстрекателя или пособника). Суд при вынесении приговора, детально устанавливает роль каждого участника группы.
Так Трусовский районный суд г. Астрахани установил, чтоЗуева Н.В. осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, имея прямой умысел на содержание притона для потребления наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, являясь потребителем наркотических средств в немедицинских целях, не имея постоянного официального источника дохода, и таким образом, не имея личных доходов для приобретения наркотических средств, исходя из своего жизненного опыта, располагая информацией о лицах, употребляющих наркотические средства; зная тактику и методы работы правоохранительных органов и способы противодействия им, а также условия, методы и способы осуществления преступной деятельности в сфере наркобизнеса, полученной ею в прошлом, вступила с Поволоцким А.В. в предварительный преступный сговор, после чего вместе с последним создали преступную группу с целью длительного содержания притона в целях потребления наркотических средств иными лицами в принадлежащем Зуевой Е.В. домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, тем самым желая иметь постоянный источник дохода от занятий указанной преступной деятельностью, а также обеспечить себе условия свободного доступа к изготовляемым в жилище наркотическим средствам из предоставляемого иными лицами сырья.
Являясь исполнителями
совместного преступного
Зуева Е.В. и Поволоцкий А.В. подобрали в качестве посетителей притона, находящегося по их месту проживания по адресу: <адрес>, лиц из числа наркотически зависимых - ФИО11, ФИО8, ФИО12, ФИО10, ФИО9, которые согласились приносить необходимые для изготовления наркотических средств сырьё - <данные изъяты>, а также оплачивать услуги Зуевой Е.В. и Поволоцкого А.В. по предоставлению возможности употребить в их жилище наркотические средства, передавая в качестве оплаты часть изготовленного наркотика.
Зуева Е.В., осознавая преступный характер совершаемых совместно с Поволоцким А.В. действий, желая извлечь материальную выгоду, стали осуществлять приём в занимаемом ими домовладении наркотически зависимых лиц, предоставляя последним имеющиеся в их полном распоряжении помещение дома для потребления наркотических средств, распределив между участниками роли, согласно которым Зуева Е.В. и Поволоцкий А.В.. подыскивали лиц, в том числе с использованием средств сотовой связи, желающих употребить наркотические средства. При этом Зуева Е.В. и Поволоцкий А.В., зная способ изготовления наркотического средства на основе лекарственных средств, содержащих в своем составе <данные изъяты>, в том числе лекарственного средства <данные изъяты> из ингредиентов, принесенных потребителями, либо, приобретенных заранее путем покупки за денежные средства, полученные от потребителей, совместно изготавливали наркотические средства и получали от лиц, желающих употребить наркотические средства в жилище, денежные средства, необходимых для изготовления наркотического средства, на которые приобретали ингредиенты.
Так, Зуева Е.В., во исполнении
совместного преступного
Она же, Зуева Е.В., во исполнении
совместного преступного