Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:06, дипломная работа
Целью работы является проведение уголовно-правового исследования нормы, предусматривающей ответственность за организацию либо содержание притонов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ……………………………………………..........................................7
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 232 УК РФ
2.1. Объективные признаки организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ………...…………………………………………………………………16
2.2. Субъективные признаки организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………………………….……………..33
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ И ОСОБО
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПРИЗНАКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛИБО СОДЕРЖАНИЕМ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.
3.1. Квалифицирующие признаки организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………….…………..41
3.2. Особо квалифицирующие признаки организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ …………………………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………….61
При императрице Елизавете Петровне стремились изыскать новые меры борьбы с потреблением опьяняющих веществ. Согласно Указу от 17 октября 1740г. в Петербурге «в кабаках и вольных домах вино и прочие питье велеть продавать поутру с 9 часа и продолжать продажу пополудни до 7часа, а 7 часа пополудни кабаки и вольные дома запирать и продажи отнюдь не чинить». Все жители должны были передвигаться по улицам города с фонарями. В течение всей ночи посылали объезды и, если в вольных домах в неустановленные часы кто – то продавал опьяняющие средства, патруль должен был их задержать и доставить в полицию для разбирательства7.
26 января 1747г., в
период правления Елизаветы
С началом царствования Екатерины II столичная полиция усиливается командой драгун и приказывается срочно навести порядок в Санкт – Петербурге и его окрестностях с различного рода питейными заведениями. Однако каких-либо конкретных законодательных мер не принималось. Не было их вплоть до 1924г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 декабря 1924г. в Уголовном кодексе РСФСР 1922г. было введена ст. 140-д следующего содержания :«Изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих средств без надлежащего разрешения карается лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или без такого, конфискация и воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции на срок свыше трех лет8.
То же преступление, совершенное в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих средств, карается лишением свободы на срок не меньше трех лет со строгой изоляцией, конфискацией всего имущества, поражением в праве и воспрещением проживания по отбывании наказания в пограничной полосе и в наименованных выше городах на срок до трех лет».
Данная статья
входила в главу о хозяйственны
В 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс
РСФСР, часть 2 статьи 104 которого содержала
норму об ответственности за содержание
притонов, в которых производился сбыт
и потребление кокаина, опия, морфия, эфира
и других одурманивающих веществ без надлежащего
разрешения. В качестве меры уголовной
ответственности за содержание наркопритонов
законодатель установил лишение свободы
на срок до трех лет
с конфискацией всего имущества9.
Начиная с 30-х
гг. прошлого века проблемы повышения
эффективности уголовной
с притоносодержательством для целей
потребления наркотических средств) стали
решаться не только нормотворческими
и правоприменительными, но и информационными,
а также кадровыми средствами.
С принятием в 1960 г. нового Уголовного кодекса РСФСР юридико-техническое решение проблемы ответственности за содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ претерпело значительные изменения.
Ст. 226 УК РСФСР 1960 г. в отличие от ч. 2 ст. 104 УК РСФСР 1926 г. уже не предусматривала ответственности за содержание притонов для целей сбыта наркотиков. Применявшийся в ст. 104 УК РСФСР 1926 г. полузакрытый перечень наркотических средств («кокаин, опий, морфин, эфир и другие одурманивающие вещества») был заменен родовым понятием «наркотики».
По мере роста количества незаконных операций с наркотиками, увеличения числа лиц, их потребляющих, в УК РСФСР систематически вносились новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность, либо дополнялись более жесткими санкциями уже действующими нормами. В частности, во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» от 15 июня 1974 г. УК РСФСР был дополнен статьей 226.1 – «Организация или содержания притонов для содержания притонов для потребления наркотических веществ». Указанная норма предусматривала ответственность за организацию или содержание притонов для потребления наркотических веществ (средств) или предоставление помещений для тех же целей в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без такого.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), принятый в 1996года, также претерпевал изменения, что обусловлено интенсивностью развития разновидностью наркотических средств и их аналогов, возможностью их приготовления в домашних условиях. Так, изначально ст. 232 УК РФ 1996 года предусматривалась ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ (ч.1 ст.232 УК РФ); а также за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, совершенные организованной группой (ч.2 ст.232 УК РФ). В первом случае законом была установлена ответственность в виде лишения свободы на срок до четырех лет, во втором – от трех до семи лет.
Существование
групп лиц, которые по предварительному
сговору обеспечивали и организовывали
притоны для наркозависимых, также
сложность доказывания «
Таким образом,
можно сделать следующий вывод, в российском дореволюционном
уголовном законодательстве практически
отсутствовали специальные нормы
об ответственности за действия с наркотическими
средствами, которые
в тот период широко использовались для
потребления. Как и отсутствовали такие
понятия как наркотические средства, наркотическое
опьянение, притон для потребления наркотических
средств. Особое внимание Правителей в
тот период беспокоило состояние опьянение,
совершение преступлений в таком состоянии,
а также «дома», где население употребляла
такие напитки. Поэтому и «борьба» была
направлена именно на это.
К концу 19 – началу 20 веков, в связи с развитием индустрии, науки, усовершенствованием контроля со стороны государства посредствам специально созданных органов, данный институт уже более конкретно получил отражение в законах.
Так, статьи, касаемые притонов, а также уголовная ответственность, были введены Декретом ВЦИК и СНК от 22 декабря 1924 года, далее они получили свое развитие в УК РСФСР 1926 и 1960 годов. Между тем, ответственность за совершение указанных преступлений в период действия УК РСФСР, была значительно жестче (до 10лет ), а также предусматривала конфискацию имущества.
Хотя в настоящее время ответственность за содержание либо организацию притонов не столь значительна, законодательство идет по пути расширения списка наркотических веществ и их аналогов, которые вызывают наркотическое опьянение, а также дифференсации ответственности. Помимо этого, государство усовершенствует методы расследования данных преступлений, путем создания специализированных органов.
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 232 УК РФ
2.1. Объективные признаки организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ
Принято считать, что объект преступления – это взятые под охрану уголовным правом общественные отношения, на которые направлено посягательство. Общественные отношения применительно к уголовному праву первичны, они имеют объективный характер, т.е. не зависят от сознания людей. Охраняемые уголовным правом общественные отношения функционируют независимо от него, самостоятельно.
В ст. 232 УК РФ «Организация
либо содержания притонов для потребления
наркотических средств и
Общественные отношения в сфере использования (потребления) наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивающие безопасность здоровья населения т.е. общественные отношения, возникающие и складывающиеся при реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции России).
Опасность притоносодержательства заключается в том, что оно создает благоприятные условия для немедицинского потребления наркотиков или психотропных веществ и иного их незаконного оборота, вовлечения в это лиц, ранее их не употреблявших, что в конечном счете подрывает безопасность здоровья населения10.
Обобщая изложенное, можно определить общественную опасность рассматриваемого вида преступлений, как их способность:
- создавать
условия для формирования и
сохранения среды обитания
- провоцировать
приобщение к потреблению
и молодежи);
- расширять масштабы наркомании, и увеличивать число совершаемых
на этой почве преступлений;
- подрывать нравственные устои семьи;
- препятствовать полноценному воспитанию детей;
- нарушать нормальные условий жизни, отдыха и быта значительной части населения.
От объекта преступления необходимо отличать предмет преступления. Правильное его установление имеет важное уголовно – правовое значение, особенно для квалификации противоправного деяния в тех случаях, когда он является обязательным признаком соответствующего состава преступления.
В диспозиции ст. 232 УК РФ «Организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ» в качестве предмета преступления указывается наркотические средства и психотропные вещества, которые употребляются в организованных притонах.
В связи, с тем, что законодатель не раскрывает признаки, по которым возможно определить состав предмета преступления предусмотренного ст. 232 УК РФ, это вызывает сложности в квалификации этого преступления у практических работников и обоснованные споры среди специалистов в области уголовного права. Например, к предмету посягательства при организация либо содержания притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ относятся: «наркотические средства и психотропные вещества, которые употребляются в организованном притоне»11.
Существуют различные точки зрения учёных, что следует понимать под предметом в организации и содержании притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Так М.В. Талан12, Ф.Р. Сундуров, , считают, что предметом преступления является притон для потребления наркотических средств и психотропных веществ. Аналогично предмет преступления определяют и авторы И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов.
Другой точки зрения придерживаются следующие учёные А.И. Рарог13, В.С.Комисаров, Л.В. Иногамова – Хегай в качестве предмета преступления выделяют наркотические средства или психотропные вещества, потребляемые в притоне. Аналогичного мнения придерживаются В.М. Лебедевым, И.А. Коробеев14, Ю.Н. Скуратов15.
Рассмотрев
вышеуказанные точки зрения, мы полагаем,
что под предметом
Объективная сторона преступления является одним из элементов состава преступления, который представляет собой совокупность его внешних признаков. Ее правильное установление помогает определить основание уголовной ответственности, она служит для отграничения преступного деяния от иных правонарушений, учитывается при квалификации и выявлении субъективных признаков, таких как мотив и цель противоправного поведения лица.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ составляют две самостоятельных формы действия: