Следственные действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования обусловлена тем, что для того, чтобы разрешить любое уголовное дело, необходимо сначала доказать обстоятельства совершенного деяния. Успешное расследование преступлений невозможно без своевременного и эффективного производства следственных действий. Именно в ходе осуществления указанных действий формируется основа доказательственной базы по уголовным делам.
Объектом данного дипломного исследования является теория и практика следственных действий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Основные начала производства следственных действий……..................
1.1 Понятие следственных действий………………………………..……….
1.2 Общие условия производства следственных действий………………..
1.3 Система следственных действий ………………………………………..
2. Характеристика следственных действий…………………………………
2.1 Осмотр; эксгумация; освидетельствование; следственный эксперимент…………………………………………………………………………….
2.2 Обыск; выемка; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; контроль и запись переговоров………………
2.3 Допрос; очная ставка; опознание; проверка показаний на месте……...
2.4 Назначение и производство судебной экспертизы; получение образцов для сравнительного исследования………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Литература

Работа содержит 1 файл

Следственные действия.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

Личный обыск состоит в обследовании одежды, обуви и тела человека с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела. Личный обыск производится на основании судебного решения.

Вместе с тем в некоторых случаях закон допускает производство личного обыска без судебного решения:

1) при задержании лица;

2) заключении его под стражу;

3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте, где производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы и документы, могущие иметь значение для дела.

Личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым, в присутствии понятых (а при необходимости - и специалистов) того же пола.

Часть 1 ст. 182 УПК РФ устанавливает, что основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Следует подчеркнуть, что эта норма почти полностью повторяет ст. 168 УПК РСФСР, о которой С.А. Шейфер указывает, что эта норма, с учетом ее четкой конструкции, может послужить своеобразной моделью для определения оснований проведения любого следственного действия. Далее С.А. Шейфер отмечает, что норма содержит три необходимых элемента, составляющие фактические основания проведения следственных действий: источники, из которых следователь может черпать доказательственную информацию; цели обыска; объем фактических данных, необходимых для вывода о том, что в источниках действительно содержится искомая информация.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Часть 1 ст. 185 УПК РФ устанавливает, что при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

Эта норма в УПК РФ сформулирована более удачно, чем аналогичная норма в ст. 174 УПК РСФСР 1960 г.: указаны источники доказательственной информации, цели следственного действия и фактические данные его проведения. По конструкции рассматриваемая норма обладает большим сходством с нормами о производстве обыска и выемки и особых замечаний не вызывает.

В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Такое ограничение возможно при наличии достаточных оснований полагать, что в бандеролях, посылках, других почтово-телеграфных отправлениях, в телеграммах или радиограммах могут содержаться предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этих случаях следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.

В ходатайстве должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит мотивированное постановление о разрешении или запрете проведения следственных действий, связанных с ограничением права на тайну переписки и иных сообщений.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

Рассматриваемое следственное действие включает в себя три взаимосвязанных и в то же время самостоятельных действия органа расследования:

1) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления;

2) их осмотр

3) выемку.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления - это запрет учреждению связи доставлять их определенному лицу без разрешения органа расследования.

Арест почтово-телеграфных отправлений производится с целью:

1) получения доказательств об обстоятельствах, имеющих значение для дела;

2) временного прекращения переписки определенных лиц;

3) установления местонахождения разыскиваемого обвиняемого и т.д.

УПК РФ не содержит перечня лиц, на почтово-телеграфные отправления которых может быть наложен арест. Как правило, такой арест накладывается на корреспонденцию подозреваемого, обвиняемого и связанных с ними лиц.

Начальник учреждения связи, получив почтово-телеграфное отправление, на которое наложен арест, задерживает его и сообщает об этом следователю. После получения такого сообщения следователь прибывает в учреждение связи для осмотра поступившего отправления.

Осмотр почтово-телеграфного отправления (ст. 185 УПК РФ) — это ознакомление с его содержимым. Он производится в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи.

При обнаружении в осмотренном отправлении предметов, документов или сведений, имеющих значение для дела, следователь производит выемку этого отправления, то есть его изъятие.

В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе пригласить специалиста, а также переводчика.

О производстве осмотра и выемки почтово-телеграфного отправления составляется протокол, в котором указывается, какие именно отправления были подвергнуты осмотру, каково содержание осмотренной корреспонденции, что именно было изъято. Если по обстоятельствам дела необходимо, чтобы адресат получил корреспонденцию, она не изымается, но делается ее копия или выписка из нее, что должно найти отражение в протоколе.

Изъятое почтово-телеграфное отправление, подлежащее использованию в процессе доказывания, приобщается к материалам уголовного дела.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления следователь отменяет постановлением, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Об отмене ареста уведомляются суд, принявший решение о наложении ареста, прокурор и соответствующее учреждение связи.

Контроль и запись переговоров производится в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого, других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Данное следственное действие состоит в прослушивании специально уполномоченными на то органами (ФСБ и МВД) телефонных и иных переговоров, а также в их записи с помощью любых средств коммуникации (технических средств) в целях последующего осмотра и воспроизведения фонограмм.

Под иными переговорами понимаются любые переговоры с помощью проводной и беспроводной связи, а также путем непосредственного общения.

Рассматриваемое следственное действие существенно ограничивает конституционное право граждан на тайну переговоров, поэтому в законе установлены дополнительные гарантии законности его производства.

Так, контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения. Вместе с тем ч. 2 ст. 13 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ производство контроля и записи переговоров без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора о произведенном следственном действии. Однако необходимо отметить, что между ч. 2 ст. 13 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ имеются противоречия, поскольку в последней норме речь идет только об исключительных случаях производства без получения судебного решения обыска, выемки в жилище и личного обыска в случаях, не терпящих отлагательства. Эти нормы должны быть приведены в соответствие друг с другом.

Кроме того, получение судебного решения на производство контроля и записи переговоров не требуется, когда об этом поступает письменное заявление потерпевшего, свидетеля при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении их самих или их близких. Однако если письменное заявление в таких случаях отсутствует, судебное решение все же необходимо получить.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров должно быть указано: по какому делу необходимо произвести данное следственное действие; основания его применения; данные о лице, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления следственного действия и наименование органа, которому поручается его техническое обеспечение.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров не может продолжаться более 6 месяцев. Если необходимость в данном мероприятии отпадает, оно прекращается по постановлению следователя. Не допускается контроль и запись переговоров после окончания предварительного расследования.

Следователь в любой момент вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она должна быть передана следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи переговоров и характеристики использованных при этом технических средств.

Осмотр и прослушивание фонограммы следователь производит с участием понятых. При необходимости приглашаются специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записывались. О результатах осмотра и прослушивания следователь составляет протокол, в котором дословно излагается та часть фонограммы, которая имеет отношение к делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании, вправе изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма полностью приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, о чем следователь выносит постановление. Храниться она должна в опечатанном виде в условиях, обеспечивающих ее техническую пригодность, но при этом должна быть исключена возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Рассматриваемое следственное действие сравнительно новое в российском уголовном судопроизводстве, так как впервые было введено в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик Законом СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик».[25]

Сразу же среди ученых и практиков возникла активная дискуссия о характере прослушивания и записи телефонных и иных переговоров — является ли оно следственным действием или оперативно-розыскным мероприятием? Однако, несмотря на высказываемые различные позиции, в УПК РФ 2001 г. появилась ст. 186 Контроль и запись переговоров именно как следственное действие.

Казалось бы, что после появления этого нового следственного действия в УПК РФ, как правильно указывается в литературе, все дискуссии о его правовой природе должны быть прекращены.[26] Но этого не случилось. С.А. Шейфер продолжает считать, что контроль и запись переговоров является типичным оперативно-розыскным мероприятием.[27]

На наш взгляд, контроль и запись телефонных и иных переговоров обладает всеми признаками следственного действия: проводится по возбужденному уголовному делу уполномоченным по закону должностным лицом, в данном случае следователем; в уголовно-процессуальном законе определены основания и процессуальный порядок его производства; в результате его проведения следователь получает новые доказательства.

Часть 1 ст. 186 УПК РФ устанавливает, что при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. Исследуя эту норму, Л.Г. Юрина пришла к выводу, что фактическими основаниями производства контроля и записи переговоров выступают следующие группы фактических данных: о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; о связи таких преступлений с конкретным лицом либо об осведомленности лица о преступлении или о других фактах, имеющих значение для уголовного дела; о том, что именно посредством телефонной или иной связи могут передаваться сведения, имеющие значение для уголовного дела.[28]

Однако относительно рассматриваемой нормы у нас имеются некоторые замечания. Во-первых, совершенно нет ясности в том, что имеет в виду законодатель под таким источником доказательственной информации, как телефонные переговоры других лиц. Термин другие лица — весьма неопределенный, и существует опасность, что в следственной практике он будет трактоваться расширительно, что может привести к нарушению прав и законных интересов граждан. Чтобы избежать негативных явлений, следователь должен руководствоваться исключительно наличием законных оснований для производства рассматриваемого следственного действия.

Таким фактическим основанием применительно к ст. 186 УПК РФ являются данные о том, что эти другие лица могут располагать сведениями о преступлении и лицах, его совершивших, а также иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

Во-вторых, уголовно-процессуальный закон допускает контроль и запись телефонных и иных переговоров только при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Вряд ли правильно поступил законодатель, исключив возможность использования контроля и записи телефонных и иных переговоров по уголовным делам средней тяжести, которыми в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ признаются преступления, влекущие назначение максимального наказания не более пяти лет лишения свободы. Таким образом, это эффективное следственное действие не может быть использовано в борьбе с достаточно опасными преступлениями, такими как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), незаконное лишение свободы (ч. 1 и 2 ст. 127 УК РФ), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 УК РФ), вымогательство (ч. 1 ст. 163 УК РФ), получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ) и др.

Информация о работе Следственные действия