Система и виды наказаний по уголовному законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - на основе теоретических исследований, а также анализа судебной практики, рассмотреть основы построения и совершенствования системы уголовного наказания в Российской Федерации.
Для осуществления поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Анализ сущности уголовного наказания.
2. Изучение исторического развития института наказания.
3. Анализ сущности и свойств системы наказаний в РФ.
4. Изучение истории системы наказаний в советский период.
5. Анализ уголовно-правовых наказаний по действующему Российскому Уголовному праву.

Содержание

Глава 1. Понятие, сущность и признаки наказания в уголовном праве
1.1 Понятие и признаки уголовного наказания
1.2 Историческое развитие института наказания
Глава 2. Система наказаний в уголовном праве России
2.1 Понятие и свойства системы наказания в России
2.2 История системы наказаний в советский период
2.3 Структура системы наказания в уголовном праве России
2.4 Цели и виды наказания в уголовном праве России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом колледж.doc

— 623.00 Кб (Скачать)

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания  и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания. Недопустимо применение его к лицам, которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействуют реализации принципа его индивидуализации и, в конечном счете, достижению цели наказания.

По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, лишение свободы на определенный срок). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так содержание в дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

По возможности определения  срока наказания классифицируются на срочные и наказания, не связанные  с установлением определенного  срока (одномоментные). Срочными являются наказания, в которых указан минимальный  максимальный срок, на который они могут быть определены по приговору суда. Так, сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной части и лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, обязательных работ - в часах (ч.1. ст.72 УК).

Специальной разновидностью срочных  наказаний является пожизненное  лишение свободы. Ряд наказаний  по своему характеру таковы, что  не связаны с каким - либо сроком их отбывания. Ими являются штраф, конфискация имущества, лишение специального звания, классного чина и государственных наград и смертная казнь.37

По характеру воздействия, оказываемого на осужденного, наказания могут  быть подразделены на три группы:

1) наказание, не связанные с лишением или ограничением свободы;

2) наказание, состоящие в лишении  или ограничении свободы;

3) смертная казнь.

В научной и учебной литературе имеются различные классификации  наказаний, которые объединяют наказания  по какому-либо признаку.

Так, например систему наказаний  разделяют на:

1) виды наказаний, связанные  главным образом с моральным  воздействием на осужденного;

2) связанные с ограничением права  осужденного;

3) связанные с материальными  лишениями осужденного.

В других источниках называются наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием, и наказания, не связанные с исправительно-трудовым воздействием, общие и специальные наказания, срочные и не связанные с определенным сроком.

Таким образом, система наказаний  необходима для того, чтобы дифференцировать и индивидуализировать наказание по отношению к количественной стороне кары, то почти на все преступления можно было бы реагировать небольшим числом наказаний, варьируя их размер в зависимости от степени общественной опасности преступления и лица, его совершившего.

Выделение в системе  наказаний отдельных групп обусловлено  стремлением показать особенность  той или иной группы наказаний  и тем самым углубить представление  об этом сложном предмете, а, главное, дать надежные рекомендации судьям для избрания меры наказания. Каждая классификация наказаний на группы осуществляется с определенными целями.38 В зависимости от целей выбирается основание классификации. Например, выделение группы имущественных наказаний преследует цель показать специфику наказаний, в основе которых лежат лишение имущественного характера и рекомендовать их для назначения лицам, совершившим корыстные преступления. Группа наказаний, связанных с исправлением, ориентирована на лиц, нуждающихся в целенаправленном воздействии для формирования социально-полезных навыков.39 

Как мы видим, все классификации  имеют как научное, так и практическое значение и помогают глубже понять вопросы установления и применения каждого вида наказания.

Таким образом, система  наказаний - это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

 

2.4 Цели и виды наказания  в уголовном праве России

 

Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

Определение целей наказания - один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Ч. Беккариа писал: "Цель наказания заключается не в истязании  и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже  совершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же".40 Н.С. Таганцев, определяя цели наказания, указывал: "Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, которые преследует государство, наказывая".41 

Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.

Цели наказания определены в ч.2 ст.43 УК: "Наказание применяется  в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях  исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений".42  Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, должно соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст.6 УК, т.е. мы, можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст.50 Конституции РФ, ч.2 ст.6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст.60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст.53 УК), стадии преступной деятельности (ст.66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст.67), а также при рецидиве (ст.68), правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст.69, 70), ставят условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч.2 ст.60, ст.64).

Эффективность предусмотренных  в законе мер уголовного наказания  также во многом зависит от назначения и исполнения наказания. Назначение наказания - это самый сложный этап в осуществлении правосудия. Эффективность назначенного наказания определяется тем, насколько полно суд выполняет требования закона об учете всех обстоятельств дела.

Цель исправления заключается  в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.

Сформулированная в законе цель исправления осужденного, по-видимому, достигается вследствие исполнения, например, штрафа, лишения права  занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью - в тех случаях, когда это делает невыгодным совершение корыстных преступлений или удаляет человека из соответствующей сферы. Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.

Буквальное толкование текста ч.2 ст.43 УК свидетельствует о  том, что законодатель не сделал разграничения  на уровне закона на специальное и  общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Согласно закону наказание должно предупреждать совершение новых преступлений. Причем в теории различают предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного (специальное предупреждение), и предупреждение совершения преступлений другими лицами (общее предупреждение). Общее предупреждение обращено к обществу, специальное - к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Общее предупредительное  значение наказания не сводится к  карательной угрозе, а предполагает моральное, нравственное воздействие.

Основным критерием, определяющим эффективность наказания в любом  обществе, является его общепредупредительное  воздействие, которое определяется многими факторами. Эффективность  наказания зависит, прежде всего от того, насколько цели наказания нашли последовательное выражение в законе, в частности в конструкции отдельных институтов, определении ответственности за конкретные виды преступлений. В этом отношении важное значение имеет построение санкций статей Особенной части УК. Санкции статей Особенной части УК должны быть изложены таким образом, чтобы они ориентировали на более эффективное исполнение целей наказания.

Механизм специального предупреждения у разных видов наказания  разный. Некоторые из них устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Но и последние зачастую не могут сдержать от совершения преступлений вновь.

Применение смертной казни  оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и общую превенцию остальным гражданам. Вступление России в 1996 г. в Совет Европы предполагает приведение целей наказания в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и Протоколом N 6 к этой Конвенции относительно отмены смертной казни. Статья 3 Конвенции гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию". В ст.1 Протокола N 6 установлено: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен".

Важной акцией ООН следует  признать исключение смертной казни  из перечня санкций, применяемых  Международным уголовным судом (МУС) (такое решение принято 17.07.1998 в  Риме и закреплено в ст.77 Устава МУС). В 1999 г. число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые заметно превысило число стран, где практика ее применения еще сохранилась. К апрелю 1999 г.108 стран юридически (83) или де-факто (25) отказались от смертной казни; 87 стран сохранили эту меру в законе и на практике.

Лишение свободы как наказание больше располагает ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его отбывания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в криминальную среду. Наказания, не связанные с лишением свободы в той или иной мере, связаны с усилением социального контроля над осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того, как воздвигаются "барьеры" на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, часто превентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами специально-криминологической профилактики.

Понятие общего предупреждения нельзя толковать расширительно. Во-первых, здесь имеет место известное  смешение воспитательной и предупредительной  ролей уголовного права в целом  и одного из его основных институтов - наказания в частности. Главное же состоит в том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п.

Информация о работе Система и виды наказаний по уголовному законодательству