Система и виды наказаний по уголовному законодательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - на основе теоретических исследований, а также анализа судебной практики, рассмотреть основы построения и совершенствования системы уголовного наказания в Российской Федерации.
Для осуществления поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Анализ сущности уголовного наказания.
2. Изучение исторического развития института наказания.
3. Анализ сущности и свойств системы наказаний в РФ.
4. Изучение истории системы наказаний в советский период.
5. Анализ уголовно-правовых наказаний по действующему Российскому Уголовному праву.

Содержание

Глава 1. Понятие, сущность и признаки наказания в уголовном праве
1.1 Понятие и признаки уголовного наказания
1.2 Историческое развитие института наказания
Глава 2. Система наказаний в уголовном праве России
2.1 Понятие и свойства системы наказания в России
2.2 История системы наказаний в советский период
2.3 Структура системы наказания в уголовном праве России
2.4 Цели и виды наказания в уголовном праве России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом колледж.doc

— 623.00 Кб (Скачать)

Законодательное определение наказания  позволяет выделить следующие его признаки:

1. Наказание - это мера государственного  принуждения, что, как прямо  указано в законе, состоит в  лишении или ограничении прав  осужденного (ч.1 ст.43 УК). Уголовное  наказание отличается от иных  мер, применяемых, например, за  административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст.44 УК. Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. "н" ст.44 УК).

2. Наказание назначается только  судом, т.е. назначается от имени  государства и в интересах всего общества. Иные государственные органы таким правом не обладают. Исходя из ч.1 ст.49 Конституции РФ "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ "правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом". Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ в ч.1 ст.8: "Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом".

3. Наказание назначается от имени государства (ст.296 УПК РФ), т.е. наказание носит публичный характер. Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами. При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.

4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только  при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда в соответствии со ст.49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (ст.14 УК), а ответственность за вину в УК стала одним из его принципов (ст.5). Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию.

5. Карательная сущность наказания  состоит в предусмотренных УК  лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишении воинского звания, жизни.

6. Наказание обязательно влечет  последствие общеправового и  уголовно-правового характера - судимость. УК не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл.12 "Освобождение от наказания", можно сделать вывод о наличии этого признака.

Законодатель в ч.1 ст.86 УК раскрыл  уголовно-правовое значение судимости  при осуществлении процессуальных действий и указал на связь судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: Судимость, в соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Судимость определяется по УК как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора, которым назначено наказание, в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости.8

Наказание нельзя признать "соизмеримой  единицей" общественной опасности. Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к наказанию. Поэтому в ст.15 УК "Категории преступлений" дано подразделение преступлений на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя, в частности, из максимального наказания, предусмотренного УК.

Карательный, репрессивный потенциал  наказания различается у разных видов наказания и прямо зависит  от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный. Кроме того, карательное содержание конкретно назначенной осужденному меры наказания зависит от тяжести им содеянного и свойств личности виновного. Преступник может быть ограничен в физической свободе и изолирован от общества на определенный срок или даже пожизненно, ограничен в трудовых правах, в частности вправе заниматься определенной профессиональной деятельностью, в материальных благах, включая получаемую заработную плату. За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, осужденный может быть даже лишен и высшего блага - жизни. От суда зависит, какое именно наказание и в каких пределах (сроках, размере) будет назначено виновному.

Наказание имеет специфическое  уголовно-правовое последствие  – судимость.9. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым в течение определенного периода со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу (ст.86 УК РФ). Судимость влияет на правовое положение лица и после отбытия наказания, ограничивая его, например, в выборе рода занятий, а также учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания за новое преступление. Будучи явлением правовым, наказание одновременно с тем является и социальной реальностью, которая проявляется в виде определенных социальных последствий его применения (изменение места работы или службы, изменение места жительства и т.п.). В рамках рассматриваемого вопроса задача наказания состоит в том, чтобы сделать преступника человеком, не нуждающимся в государственно правовом принуждении, а не в том, чтобы довести его до полной неспособности к волевому самоуправлению, и, тем самым, исключить его из сферы объекта уголовно-правового воздействия.

 

1.2 Историческое развитие  института наказания

 

Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права. Именно оно выступает основной формой реализации уголовной ответственности. Это вынужденное, но необходимое в современных условиях средство борьбы с преступностью.

Истоки уголовного наказания  уходят вглубь истории человечества. В древности, еще до появления  государства и права, наказания  как социально-правового явления  не существовало. Однако нельзя сказать, что люди не реагировали на агрессивные  акты со стороны преступных элементов. Такая реакция была, и проявлялась она обычно в ответном нанесении обидчику телесных повреждений, основанном на инстинкте самосохранения. С развитием социальных отношении, совершенствуясь, этот обычай прошел проверку временем, сформировался как право мести и был закреплен в первых письменных нормативных актах. Впоследствии содержание мести качественно изменилось, появилась избирательность и сформировалась кровная месть, которую можно рассматривать как начальную стадию развития института уголовного наказания.

В различные исторические периоды Российского государства  уголовное наказание имело свои особенности. Важнейший памятник древнерусского права - Русская Правда - допускал применение кровной мести, назначение уголовного наказания за чужую вину, в то же время в качестве наказания был широко представлен штраф, а телесные наказания не были известны. Отличительным признаком уголовного наказания по Судебнику 1497 г. был устрашающий характер кары. Даже квалифицированная кража каралась смертной казнью. В Соборном Уложении 1649 г. указывалось: "казнити смертью безо всякия пощады", "посадити в тюрьму., чтобы на то смотря, иным неповадно было впредь так делати", "чинити жестокое наказание, что государь укажет".10  В основе законодательства лежала идея воздаяния равным злом за причиненное зло. Назначение наказания за преступления против жизни и здоровья базировалось на принципе "око за око, зуб за зуб".

К началу XX века понимание  наказания как возмездия за вину, которую преступник должен искупить, было традиционным. Источник уголовного права этого периода - Уголовное Уложение Российской империи 1903 г. Однако в российской уголовно-правовой науке теория возмездия критиковалась.

Во втором и третьем  десятилетиях XX века во взглядах российских ученых наметилась тенденция отхода от представления о наказании как возмездии за вину, которую преступник должен искупить. В частности, Н.Д. Сергеевский все теории справедливости в своих первичных основаниях считал несостоятельными, а предлагаемую ими организацию наказания противоречащей принципу экономии карательных мер. "Теории возмездия, по мнению ученого, смешали закон соразмерности наказания и преступных деяний с внешним и случайным признаком равенства заключающегося в них вреда".11  С.В. Познышев рассматривал взгляд на наказание как на возмездие в своей основе метафизическим, поскольку считал, что он опирается на сверхопытное начало справедливости, на самом деле не существующее.12  После революции 1917 г. в первом же систематизированном акте Советского государства по вопросам уголовного права был провозглашен отказ от наказания - возмездия. Впервые определение понятия наказания было сформулировано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. Так в ст.7 разд. III "О преступлении и наказании" закреплялось, что "наказание - это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)".13

Согласно ст.8 УК РСФСР 1922 г. наказание применялось с целью  общего предупреждения новых нарушений, как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества, приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия и лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений. Законодатель признавал наказание мерой оборонительной, оно должно было быть целесообразным и совершенно лишено признаков мучительства, а также не должно было причинять преступнику бесполезных и лишних страданий (ст.26 УК РСФСР 1922 г.). Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г., а вслед за ними и УК РСФСР 1926 г., исключили всякое упоминание о наказании и ввели термин "меры социальной защиты", которые подразделялись на меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера (ст.5 Основных начал 1924 г.). Они имели своими целями предупреждение преступлений, лишение общественно опасных элементов возможности совершать новые преступления и исправительно-трудовое воздействие на осужденных. Наряду с этим было провозглашено: "задач возмездия и кары уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик себе не ставит". Все меры социальной защиты должны были быть целесообразными и не должны были иметь цели причинения физического страдания и унижения человеческого достоинства (ст.4 Основных начал 1924 г.). Отказ законодателя от термина "наказание" и замена его термином "меры социальной защиты" в дальнейшем были признаны необоснованными: это было не только неудачным в терминологическом аспекте, но и "…не создавало необходимой правовой базы для применения уголовной репрессии".

До принятия "Основ  уголовного законодательства" вопрос об отличии понятий "уголовная  ответственность" и "уголовное  наказание" не был предметом специального рассмотрения. Понятие "уголовная ответственность" как отличное от понятия "наказание" появилось впервые лишь в "Основах уголовного законодательства" в 1958 г. УК РСФСР 1960 г. исходил из положения, что наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст.20 УК). Раскрывая содержание ст.20 И.С. Ной отмечал три положения, закрепленных в этой статье: "во-первых, в ней содержится определенная информация о наказании как социальном институте, во-вторых, определяется результат, который должен быть достигнут при применении наказания, и, в-третьих, определяются целенаправленность и характер деятельности по достижению указанного результата".14 

Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. понятие  уголовного наказания определяли таким  образом: "Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении и ограничении прав и свобод осужденного".

В ходе подготовки нового УК мнения разделились, возобладали же две теоретические концепции, которые нашли отражение в ст.40 проекта УК России, подготовленного Министерством юстиции РСФСР и опубликованного для всенародного обсуждения в 1992 г. Сторонники одной из них в понятие уголовного наказания вкладывали следующий смысл: "Наказание есть мера принуждения, принимаемая от имени государства по приговору суда и в соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной деятельности" (ст.57). Были даны и другие формулировки понятия наказания.

Авторы различных вариантов  проекта УК РФ 1996 г., разработанных  Комитетом по законодательству и  судебно-правовой реформе и Комитетом  по безопасности, однозначно рассматривали  уголовное наказание как меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда и выражающуюся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Обобщая значимые теоретические  разработки, ныне действующий Уголовный  кодекс РФ закрепил на уровне закона "принцип законности", где определено, "преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом".

 

Глава 2. Система  наказаний в уголовном праве  России

2.1 Понятие и свойства системы  наказания в России

 

Для всестороннего исследования системы наказаний по действующему уголовному законодательству России, принципов ее построения в определенном порядке, для правильного понимания  значения этой системы, необходимым  условием является уяснение самого понятия  системы наказаний.

В философской литературе под системой понимается объединение  некоторого разнообразия в единое и  четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и  другим частям занимают соответствующие  им места.15  Под системой также понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.16  Поэтому всем целостным системам свойственны известные внутренняя и внешняя упорядоченность, без которой невозможно их устойчивое самостоятельное бытие.

Наказания, предусмотренные  уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в  определенном порядке, образуя в  целом систему наказаний. Система  наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания - критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п. Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально - политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно - политической, экономической и идеологических сферах.

Информация о работе Система и виды наказаний по уголовному законодательству