Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Судебно-следственным органам нередко приходится сталкиваться с та-кими фактами, когда в поведении виновного обнаруживаются признаки двух и более преступных деяний. В зависимости от характера этих преступных деяний существенно меняется уголовно-правовая оценка поведения субъекта. Так, в одних случаях всё содеянное необходимо квалифицировать по нескольким уголовно-правовым нормам (например, при совокупности преступлений), в других - всё совершенное охватывается лишь одной нормой (например, при повторности).

Работа содержит 1 файл

«Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь».doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Очевидно, этими свойствами личности рецидивистов следует объяснить характерную для сложного рецидива тенденцию увеличения общественной опасности преступлений по мере роста числа судимостей субъекта.

Изложенное позволяет заключить, что целенаправленная и эффективная борьба с рецидивной преступностью требует тщательного анализа, в частности, количественных показателей соотношения простого и сложного рецидива, а равно изменений, происходящих в их соотношении[1] .

в) По степени общественной опасности преступлений, охватываемых рецидивом, А.М.Яковлев подразделял на рецидив тяжких и менее тяжких преступлений[2] . Данная классификация рецидива, основывающаяся на указанном критерии, заслуживает внимания. Она позволяет, в частности, глубже  уяснить структуру и характер рецидивной преступности. Не выяснив  соотношения тяжких и менее тяжких преступлений в общей массе рецидивных преступлений, нельзя верно оценить и динамику рецидива. Вместе с тем, правильное уяснение картины рецидивной преступности с учётом упомянутых  показателей позволяет разработать и претворить в жизнь необходимые меры по дальнейшему совершенствованию форм и методов борьбы с рецидивной преступностью.

Градация рецидива в зависимости от степени тяжести совершённых преступлений помогает верно оценить соответственно и степень общественной опасности рецидивиста. Конечно, мера социальной  опасности последнего определяется не только степенью  тяжести, образующих рецидив преступлений, но и рядом других  факторов (количеством судимостей, характером совершённых преступлений, временем, истекшим с момента отбытия наказания до совершения нового преступного деяния и др.).  И это необходимо иметь в виду при организации борьбы с рецидивом. Однако, это отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает необходимость точного определения степени социальной опасности преступлений, входящих в рецидив.

Говоря о значении дифференциации рецидива при указанной классификации, следует отметить, что она помогает с учётом степени общественной опасности преступника решить проблему индивидуализации ответственности рецидивистов.

г) Степень общественной опасности преступлений, входящих в рецидив, может быть отражена также при подразделении рецидива в зависимости  от формы вины: рецидив умышленных преступлений, рецидив неосторожных преступлений, рецидив преступлений, совершённых и умышлено, и по неосторожности. Положительная сторона такого деления  рецидива заключается в том, что она позволяет, как правило, судить не  только о степени опасности преступлений, составляющих рецидив, но и в известной мере об интенсивности  антисоциальных свойств субъекта.  Вместе с тем указанная классификация не лишена и недостатков, которые сводятся главным образом к тому, что подразделение рецидива по формам вины не всегда может отразить большую общественную опасность умышленных преступлений по сравнению с неосторожными. В каждую из названных групп могут войти преступления, одинаковые  по степени опасности или первая группа (умышленные преступления) будет объединять преступления менее тяжкие  чем вторая (неосторожные преступления)[3] .

д) По  степени общественной опасности различают рецидив пенитенциарный  и особо опасный . Под  пенитенциарным рецидивом понимают совершение лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, нового преступления, повлекшее повторное осуждение к лишению свободы и его отбывание[2] .  Наиболее опасную разновидность рецидива представляет  особо опасный рецидив. Признание лица особо опасным рецидивистом обусловливает наступление серьёзных правовых последствий.

В законодательстве используется понятие опасного рецидива. Для признания лица  опасным рецидивистом и констатации наличия опасного рецидива в соответствии со ст.43 УК  Республики Беларусь необходимо, чтобы: 1)при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено к лишению свободы за умышленные преступления;

2)при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено к лишению свободы за тяжкое преступление. В соответствии с ч.3 ст. 43 УК Республики Беларусь Рецидив преступлений признается особо опасным:

1)при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо три и более раза было осуждено к лишению свободы за тяжкое преступление;

2)при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно дважды осуждалось к лишению свободы за тяжкое преступление или было осуждено к лишению свободы за особо тяжкое преступление;

3)при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено к лишению свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

4. Судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, либо судимости, снятые или погашенные в установленном законом порядке, не учитываются при признании рецидива преступлений.

Решая вопрос о признании лица особо опасным рецидивистом, суд учитывает личность виновного, степень общественной опасности совершённых преступлений, их мотивы, степень и характер участия в  совершении преступлений и другие обстоятельства дела.

Понятия рецидив, опасный рецидив и особо опасный рецидив имеют важное правовое значение, поскольку они влияют на назначение наказания. В соответствии со ст.65(Назначение наказания при рецидиве преступлений) УК Республики Беларусь:

1.При назначении наказания за рецидив, опасный рецидив или особо опасный рецидив преступлений учитываются количество, характер и степень и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенного преступления.

2. Срок наказания за рецидив не может быть менее половины, за опасный рецидив – менее двух третей, а за особо опасный рецидив – менее трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

3. При наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 70(Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) настоящего Кодекса, наказание за рецидив, опасный рецидив или особо опасный рецидив назначается без учета ограничений, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Выше было рассмотрено уголовно-правовое (легальное) понятие рецидива. В юридической литературе рецидиву придаётся, однако, и  другое значение. Под рецидивом понимается совершение лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, нового преступного деяния без учёта того подвергался или  нет виновный осуждению за предыдущее  преступление.  Данная точка зрения получила  в теории уголовного права наименование фактического рецидива[2] .

Идея фактического рецидива была выдвинута Б.С Утевским  ещё в 20-х годах. Он считал неправильным понимание рецидива как повторной судимости[3] . Однако и понятие  фактического рецидива в литературе раскрывается разноречиво. Так, А.М. Яковлев  писал, что “... когда  преступление совершается  во второй и более раз после отбытия наказания  за предыдущее, но судимость за это преступление снята или погашена, имеет место так называемый “фактический рецидив””[4] .

В последнее время всё чаще упоминается  о криминологическом рецидиве. В одних случаях понятие криминологического рецидива отождествляется с рецидивом фактическим[5], в других - между этими  понятиями отмечается определённое различие. Так  А.Х.Кунашев писал, что “в самом общем  значении рассмотрение  рецидива  как возврата к преступлению основывается на криминологическом  его понятии, как социального факта, заключающегося в  повторном  либо многократном  совершении виновным новых преступлений, безотносительно к фактам  осуждения  за ранее совершённые преступления и отбывания наказания”. По его мнению, криминологическое понятие рецидива может совпадать с понятием легального рецидива, когда совершается новое преступление после осуждения за ранее совершённое  преступление при не  снятой  и не погашенной судимости.  В случаях же совершения разнородных преступлений, ни за одно из которых  лицо не было осуждено, криминологическое понятие рецидива  проявляется как совокупность  преступлений, а при совершении однородных деяний  -  как повторность[6] .

Не признаёт конструкцию фактического рецидива А.Ф.Зелинский. По его мнению, понятие рецидива преступлений  должно быть единым для всех правовых наук, что, однако, не исключает  дифференциации его видов, обладающих одним и тем же родовым свойством: неоднократностью применения правовых мер воздействия к преступнику. Он полагал, что при изучении рецидива в криминологии должны учитываться случаи, когда  за ранее совершённые преступления к преступнику  были применены  меры общественного воздействия, меры административного взыскания, меры воспитательного  воздействия, а также  случаи совершения повторного преступления, когда погашена или снята судимость. С учётом этого  А.Ф. Зелинский  криминологическим  рецидивом считал “совершение нового преступления лицом, ранее осуждённым или подвергнутым иным законным мерам воздействия за предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, независимо от наличия или отсутствия судимости  у виновного[1] .

По мнению В.П.Малкова понятие  фактического и криминологического рецидива  являются несовпадающими понятиями. Первое из них  по объёму  шире и богаче, чем  второе[2] .

Рассмотрение рецидива в криминологическом  и фактическом  смыслах имеет, конечно, немаловажное значение с точки зрения более глубокого уяснения рецидива как  социального явления, подготовки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и разработки, конкретных  мер предупреждения рецидивной преступности.  В то же время необходимо отметить, что интересы законности, гарантии прав и законных интересов граждан  несовместимы с механическим перенесением выводов  и положений криминологии в область уголовного права. Уголовно-правовые меры должны применяться в точном  соответствии с законом и , если криминологические  выводы не нашли закрепления в законе, не соответствует, а тем более противоречат ему, они не могут применяться судом[3] .

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Действующее уголовное законодательство содержит значительное число  норм, регулирующих борьбу с различными случаями множественности преступных деяний.

Все нормы этого института регулируют однородную  группу общественных отношений, тесно связаны между собой в системе норм уголовного права[1].

А.М.Яковлев отмечал, что совокупность и другие формы множественности преступных деяний  представляют составную часть более общей проблемы преступления. Прежде чем назначить наказание суд должен дать правовую квалификацию  содеянному, определить  сколько совершено преступлений, какая форма множественности  преступных деяний имеет место[2]. Это обстоятельство говорит о том, что институт множественности не может состоять лишь из норм, относящихся к порядку назначения наказания. Это и понятно, ибо главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида или рода обеспечить цельное, относительно законченное регулирование. Это значит, что правовой институт должен обладать полным “комплектом” норм, при помощи которых возможно охватить все существенные моменты регулирования соответствующего участка.

Поэтому представляется, что институт множественности должен включать нормы, в которых бы давалось определение различных форм множественности, их разновидности, пограничных с множественностью  единичных сложных преступлений, а также нормы, в которых бы определялись пределы и порядок  назначения  наказания при соответствующих случаях множества преступных деяний.

При таком подходе в уголовном законодательстве вначале получили бы всестороннюю регламентацию вопросы борьбы с отдельным преступлением, а затем  - с множественностью преступлений как более опасной формой преступной деятельности. В начале главы необходимо дать понятие института  множественности преступлений.  К сожалению,

В уголовном кодексе России отсутствует понятие повторности, есть термин “неоднократность”. Неоднократность определяется как совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной или статьёй или частью статьи уголовного кодекса России. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями Особенной части УК может признаваться неоднократным в случаях прямо предусмотренных соответствующим статьями  Особенной части УК. Неоднократность отсутствует, если лицо было освобождено от уголовной ответственности или судимость снята либо погашена. По существу российский законодатель избавился от понятия повторности, имевшем место в прежнем УК России, оставив понятие неоднократности, которое по всей видимости наделяет тем же содержанием, что и понятие повторности. Однако понятия повторности и неоднократности находятся в соотношении общего и особенного. Более широким по содержанию является понятие повторности. Различаются неоднократность и повторность не по количественному признаку, по этому признаку они совпадают.  Отличие их в том, что неоднократностью охватываются случаи совершения одинаковых, однородных и разнородных преступлений как до осуждения, так и после осуждения.

Итак, под неоднократностью преступлений следует понимать совершение лицом двух и более тождественных преступлений, если по ним не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, а равно не имело место освобождение  от уголовной ответственности по амнистии  и помилованию либо по решению надлежащих судебно-следственных органов.

Под систематичностью преступлений следует понимать совершение лицом одного и того же преступления не менее трёх раз, если при этом содеянное свидетельствует об определённой  линии поведении виновного, а совершённые преступления не погашены сроком давности привлечения к уголовной ответственности либо актом амнистии и помиловании.

Под совершение преступлений в виде промысла следует понимать систематическое  совершение лицом тождественных преступлений в целях извлечения дохода, являющегося основным или дополнительным, но весьма существенным источником существования либо источником систематического обогащения.

Под реальной совокупностью преступлений следует понимать последовательное совершение лицом двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статей Особенной части УК ни за одно из которых оно не осуждено.

Вслед за этой статьёй представляется необходимым поместить норму определяющую разновидность повторности, связанную с предшествующим осуждением виновного (рецидив).

Рецидив - это совершение нового преступления лицом имеющим судимость за ранее совершённое преступление. Небезынтересно деление в УК России рецидива на опасный и особо опасный.

Информация о работе Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь