Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Судебно-следственным органам нередко приходится сталкиваться с та-кими фактами, когда в поведении виновного обнаруживаются признаки двух и более преступных деяний. В зависимости от характера этих преступных деяний существенно меняется уголовно-правовая оценка поведения субъекта. Так, в одних случаях всё содеянное необходимо квалифицировать по нескольким уголовно-правовым нормам (например, при совокупности преступлений), в других - всё совершенное охватывается лишь одной нормой (например, при повторности).

Работа содержит 1 файл

«Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь».doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Профессор А.Н.Трайнин писал, что “идеальная совокупность - это когда одним действием лица нарушается  несколько уголовных норм”[2] . Таким образом, в идеальной совокупности он усматривал нарушение нескольких уголовно-правовых норм.  М.М.Исаев  и Н.Д. Дурманов полагали, что идеальная совокупность налицо тогда, когда  одним действием виновного выполняются два или несколько составов преступлений[3]. Профессор  А.А. Пионтковский  в идеальной совокупности усматривал несколько преступлений[4] . Что касается трактовки идеальной совокупности как нарушение одним действием лица нескольких уголовно-правовых норм, то следует этому решительно возразить. Идеальная совокупность это не просто случай нарушения одним действием  двух и более норм уголовного закона, а реальное наличие двух самостоятельных  преступлений. Поэтому  правильной представляется трактовка идеальной совокупности как совершения одним действием двух и более различных преступлений, что одновременно и означает, что одним действием лица выполнено два или более состава различных преступлений.

В интересах правильной квалификации содеянного как идеальной совокупности  следует различать: 1) одно-объектную и 2) разно объектную идеальную совокупность. Идеальная совокупность является одно-объектной, когда оба преступления  направлены на  причинение вреда или причиняют вред одному и тому  же объекту  охраны[5] . Примером однообъектной  идеальной совокупности будет следующий случай: Паков осуждён по ч.1 ст.205 и ч.1 ст.218УК Республики Беларусь за то, что он  в электроцехе по месту работы похитил  три метра трубки из нержавеющей стали, вырезав  её ножовкой  из дистилляционного нагревателя, выведя его из строя. В данном случае осуждённым совершено два преступления, посягающих на один и тот же объект - отношение собственности.

Такая же идеальная совокупность содержится в  действиях Капустина, который в состоянии сильного душевного волнения покушался на жизнь Орешина и Комендантова, а причинил по неосторожности смерть Шубниковой.

Как видно из приведенных примеров, в первом случае, входящие в совокупность  преступления умышленные, во втором - одно умышленное, другое - неосторожное. В связи с этим однообъектная идеальная совокупность подразделяется на совокупность  с одной формой вины.

По мнению А.М.Яковлева, идеальная совокупность преступлений посягающих на один и тот же объект, может иметь место лишь при наличии разнородной формы вины при совершении этих преступлений. Если  же объект и форма вины  в обоих преступлениях совпадают, то идеальной совокупности не будет, а налицо поглощение составов[2]. Это положение считал В.П.Малков не подтверждается судебной практикой. Как идеальная совокупность в судебной практике квалифицируются случаи, когда входящие в неё преступления характеризуются одной и той же формой вины и посягают на один и тот же объект. Но такая квалификация возможна, когда: 1)  при наличии одного и того же объекта посягательства и в рамках  одной и той же формы вины имеется  различие в направленности умысла либо в разновидностях его (по отношению к одному результату умысел прямой, к другому - косвенный, и наоборот) или в разновидностях  неосторожности (по отношению к одному результату  преступная самонадеянность, по отношению  к другому  - преступная небрежность); 2) одно из деяний представляет оконченное преступление, а второе - покушение на него.

Наиболее распространённой является разно объектная идеальная совокупность. Она имеет место тогда, когда одним действием причиняется ущерб нескольким объектам. Для разно объектной идеальной совокупности наиболее характерна однородная форма вины. Однако возможна такая совокупность и при различной форме вины по отношению к различным преступным результатам[3]. Примером разнообъектной идеальной совокупности  с однородной формой вины может быть дело Круглякова. Он осужден по соответствующим статьям УК Республики Беларусь за то, что провожая домой свою знакомую Савенко, зная, что у неё в пакете находится около 800 у.е выручки  ООО “Стек” и принадлежащие ей лично аудиокассеты  вырвал у неё сумку и скрылся.

Таким образом, идеальная совокупность бывает однообъектной и разнообъектной.  В свою очередь эти разновидности подразделяются на идеальную совокупность с однородной формой вины и идеальную совокупность с разнородной формой вины.

Рецидив преступлений

В уголовном законодательстве существует определение понятия рецидива преступлений. Согласно ст.43 УК Республики Беларусь: Рецидивом преступлений  признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за умышленное преступление.

Вместе с тем установление понятия рецидива, его обязательных признаков имеет огромное практическое и теоретическое значение для квалификации и назначения наказания, для организации борьбы с преступностью, так как формы и методы  предупреждения рецидивной преступности, исправления и перевоспитания преступников-рецидивистов во многом специфичны[4].

В юридической литературе  о понятии рецидива преступлений  высказывают различные суждения. Так, по мнению М.Д. Шаргородского, “... в тех случаях, когда преступник совершил новое преступление после осуждения и полного отбытия наказания за первое, имеет место рецидив. Если же преступник совершил второе  преступление после осуждения, но до полного отбытия наказания за первое, то это будет не рецидив, а совокупность наказаний[5] . А.А.Пиотковский считал, что уголовным рецидивом  может быть признано только повторное преступление, которое было совершено виновным уже после  отбытия наказания, назначенного ему по приговору суда за ранее совершённое преступление[6] .

Под рецидивом, по мнению А.С. Шляпочникова, следует понимать повторное совершение преступления лицом, отбывающим или отбывшим меру наказания за предыдущее преступление[1] . Как полагали А.М.Яковлев и В.Н.Кудрявцев и другие учёные, в основу определения понятия рецидива должен браться признак судимости  виновного за ранее совершённое им преступление, а отбытие наказания по предыдущему приговору не обязательно[2] .

Ряд учёных криминалистов рассматривали рецидив как вид множественности преступлений в уголовном праве и понимали под ним совершение нового преступления лицом после того, как оно уже было осуждено за предыдущее[3], либо совершение нового преступления при наличии судимости за ранее совершённое преступление[4].

Анализ законодательства и высказанных точек зрения о понятии рецидива преступлений даёт основание для формулирования обязательных признаков рецидива в уголовном праве.

Рецидив - термин латинский, означает “возвращающийся”. Толковый словарь русского языка объясняет этот термин как возобновление, возвращение, повторение чего-нибудь (обычно не желательного), например преступлений.

Одним из обязательных признаков рецидива является повторность совершения преступления. Повторное преступление  может быть по форме вины как совпадающим, так и не совпадающим с предыдущим преступлением. Для наличия рецидива не имеет значения ни тяжесть, ни характер совершённых преступлений, ни вид, ни размер наказания.

Совпадение форм вины имеет значение для квалификации содеянного и решения вопроса о признании лица особо опасным рецидивистом. Это случаи, когда наступление определённых правовых последствий закон связывает с умышленной формой вины, когда  между первым и последующими преступлениями, совершёнными данным субъектом, имеется определённая связь, свидетельствующая о продолжении прежнего антиобщественного поведения  со стороны конкретного субъекта, несмотря на отбытое (отбываемое) наказание. Несовпадение форм вины при рецидиве преступлений  не оказывает влияния на квалификацию содеянного, но может повлиять на вид и размер наказания, на режим отбывания наказания в исправительно-трудовом учреждении, если за последующее  преступление, как и за предыдущее, назначается наказание в виде лишения свободы.

Рецидив, как и иные разновидности повторности преступлений, могут образовать тождественные, однородные и разнородные преступления. В то же время между рецидивом и другими видами повторности имеется существенное различие. Это различие обусловлено тем,  что лицо совершает новое (повторное) преступление после того, как оно уже было осуждено за ранее совершённое. Таким образом, следующим обязательным признаком рецидива является совершение повторного преступления лицом, ранее судимым за совершение предшествующего преступления[1].

По вопросу о времени возникновения судимости высказаны различные мнения: А.Ф.Зелинский исходил из того, что лицо считается судимым со времени вступления приговора в законную силу[2], В.В.Ераскин и Л.Ф.Помчалов придерживались мнения, что лицо считается судимым со времени провозглашения обвинительного приговора[3]

Задача глубокого изучения рецидивной преступности не может быть реализована без уяснения тех её свойств, которые присущи  отдельным группам проявления рецидива. Учёт этих черт, признаков даёт основание для научной классификации рецидивных преступлений, подразделяя их на определённые виды.

а) По характеру преступлений, охватываемых рецидивом, в уголовно-правовой науке различают общий и специальный рецидив. В юридической литературе различные авторы, употребляя термины “общий рецидив” и “специальный рецидив” вкладывают в их содержание неодинаковый смысл[5] . Одни авторы понимали под общим рецидивом совершение  лицом ранее судимым, любого нового преступления [6] , другие - совершение разнородных преступлений [7]

Существует и иная трактовка, согласно которой общий рецидив охватывает сочетание разнородных, а также однородных и тождественных преступлений, если они не предусмотрены законом в качестве квалифицирующих признаков состава преступления. “Общий рецидив (совершение любого нового преступления лицом, ранее осужденным за какое-либо преступление) ,- писал В.Н.Кудрявцев, - не имеет квалифицирующего значения  и рассматривается  так же , как и общая повторность, в качестве  отягчающего ответственность обстоятельства”. Согласно приведённому положению не все тождественные  и однородные преступления могут  образовать специальный рецидив, а лишь те которые предусмотрены в нормах Особенной части УК как обстоятельства, усиливающие ответственность преступника. Однородные и тождественные преступления, которые в случаях  рецидива не рассматриваются законодателем в качестве квалифицирующего обстоятельства, относятся, таким образом, к общему рецидиву. Частично совпадает с мнением В.Н.Кудрявцева позиция Е.А.Фролова и Р.Р.Галиакбарова, которые понимали под специальным рецидивом совершение лицом, ранее судимым, нового тождественного или в случаях, специально указанных в законе, однородного преступления[2] .

С точки зрения уяснения характера рецидива такое деление вряд ли можно считать удачным. Дело в том, что как общий, так и специальный рецидив - категории объективные, не зависящие от законодательного формулирования уголовно-правовой нормы. Между тем, относится ли та или иная повторность преступлений, в том числе и рецидив, к квалифицирующему обстоятельству  или не относится, зависит от воли  законодателя, учитывающего целый ряд различного рода факторов. Если придерживаться указанной классификации, то пришлось бы отнести некоторые сочетания одних и тех же преступлений к различным видам рецидива.

Думается, что рассматриваемая дифференциация случаев рецидива основана на учёте методов уголовно-правовой регламентации ответственности рецидивистов. Разумеется, и такой критерий может быть положен в основу деления рецидива на виды.  Однако, подобная классификация не может заменить по  своему значению дифференциации, покоящейся на учёте характера преступлений. Нельзя признать достаточно правильным понимание общего рецидива как совершение любых преступлений. При такой трактовке по существу стирается различие между общим понятием рецидива и специальным[3] .

В связи с изложенным более правильным представляется понимание общего рецидива как совершение лицом после осуждения разнородного преступления. Под специальным рецидивом подразумевается совершение после осуждения нового однородного или тождественного преступления[4] .

Общему рецидиву в теории уголовного права придаётся значение обстоятельства отягчающего ответственность при назначении наказания. Специальному рецидиву придаётся значение квалифицирующего обстоятельства. Вместе с тем специальный рецидив может иметь значение отягчающего обстоятельства.

б) Основываясь на количественных показателях преступных деяний, образующих рассматриваемая форма множественности преступлений, случаи рецидива можно подразделить на: простой (однократный) рецидив, когда преступление совершается лицом, осуждённым ранее лишь один раз и сложный (многократный) рецидив, когда совершается новое преступление лицом, ранее судимым два раза и более[1] . При прочих равных условиях вторая разновидность рецидива свидетельствует о более высокой общественной опасности преступной деятельности рецидивиста, а также, как правило, является объективным выражением большей стойкости антисоциальных настроений индивида, его антиобщественной ориентации. Ведь известно, что антисоциальные взгляды, привычки и навыки складываются  у человека не сразу, не в одно мгновение, а представляют собой результат более или менее длительного воздействия комплекса различных по своему характеру неблагоприятных обстоятельств. Процесс влияния на личность отрицательных факторов может продолжаться после того, как у него уже сформировалась антисоциальная ориентация. А содержание и степень последней могут быть различны.

При характеристике общественной опасности рецидивиста, неоднократно привлекающегося к уголовной ответственности, представляет интерес его эмоциональная реакция на угрозу наказания. Для рецидивистов указанной категории характерным является растущее с каждым новым преступлением безразличие  к угрозе уголовно-правовой репрессии. Преступник всё с меньшими, а нередко без каких-либо колебаний, идёт на совершение очередного преступления, ибо сдерживающие начала постепенно угасают. Притупляются антикриминогенные мотивы не только нравственного порядка, но и чувство страха перед законом. А если рецидивист и испытывает под час известны колебания до совершения преступления, то они обусловливаются соображениями “технического характера”, то есть соображениями возможности реального достижения желаемого в той или иной конкретной жизненной ситуации. Антиобщественные, в том числе преступные, навыки и привычки становятся  своеобразным жизненным кредо рецидивиста. Многократный рецидив вырабатывает у субъекта определённый опыт преступной деятельности, используемый ими как в целях реализации своих преступных замыслов, так и для того, чтобы избегнуть разоблачения.

Информация о работе Проблемы института множественности преступлений в уголовном праве Республики Беларусь