Проблема совершенствования процедуры подбора персонала на государственную гражданскую службу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление слабых сторон процедуры, нарушений при её осуществлении и разработка рекомендаций по улучшению.
Подробно описав конкурсную процедуру отбора кадров, в ходе работы предполагается выявить её слабые стороны. Сравнив её с системами отбора в корпорациях и государственными структурами развитых государств, предлагается внести необходимые коррективы, которые позволят усовершенствовать конкурсную процедуру.

Содержание

Введение. 3
1 глава. Специфика прохождения государственной службы, эффективность государственной службы. 5
1.1 Понятие сущности гражданского служащего. Прохождение службы. 5
1.2 Обоснованность заимствования системы отбора у частных компаний на основе раскрытия их сходств и различий. 7
1.3 Связь эффективности государственного сектора и эффективности отбора персонала. 10
2 глава. Эффективные процедуры отбора персонала в коммерческих организациях и в зарубежных странах. 13
2.1 Процедуры отбора кандидатов в крупных коммерческих организациях. 14
2.2 Зарубежный опыт отбора кандидатов на должности гражданской службы. 21
3 глава. Рассмотрение слабых сторон конкурсной процедуры в России. рекомендации к их устранению. 32
3.1 Процедура прохождения конкурса на государственную службу. 32
3.2 Слабые стороны процедура отбора персонала на государственную службу. Рекомендации к улучшению процедуры. 41
Заключение. 47
Список использованной литературы. 48

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Не смотря на это, некоторые категории лиц не могут претендовать на замещение должностей [2]:

1.                      Лица, признанные законом недееспособными;

2.                      Лица, которым по решению суда запрещено занимать государственные и иные должности в течение определенного промежутка времени;

3.                      Лица, отказавшиеся от государственной службы в силу нежелания соблюдать служебную тайну либо иные должностные предписания;

4.                      Граждане иностранных государств;

5.                      Лица, не желающие предоставлять в установленном порядке сведения о личных доходах и личном имуществе;

6.                      Лица, состоящие в близком семейном родстве с другими государственными служащими того же учреждения (родители, дети, сестры и братья, а также сестры и братья родителей, сводные сестры и братья и т.д.).

7.                      Лица, имеющие медицинские противопоказания к государственной службе, подтвержденные соответствующими справками.

По отношению к последнему пункту следует сказать, что человек, поступающий на государственную службу, должен представить некоторые доказательства того, что он пригоден к прохождению государственной службы. В число документов, которые подают в отдел кадров претенденты на государственную должность, входит такжемедицинская справка установленного образца – форма 001 – ГС/у.

Буквально несколько лет назад справка для госслужбы ничем не отличалась от стандартной формы, по которой подается медицинская справка для устройства на работу или поступления на учебу (форма 086/у). Однако, начиная с 2009 года, было законодательно установлено, что справка для государственной службы должна иметь иную форму, нежели стандартная медицинская справка для устройства на работу.

Медицинская справка формы 001 – ГС/у отличается от справки о профпригодности упрощенным порядком заполнения. Дело в том, что для приема на государственную службу не существует особых ограничений в плане состояния здоровья, поскольку госслужба предполагает главным образом интеллектуальный труд. Следовательно, главным критерием отбора на государственную службу выступает способность того или иного конкретного человека к интеллектуальному труду. Поэтому справка 001 – ГС/у в первую очередь должна содержать в себе заключение психиатра и нарколога о профессиональной пригодности. Кроме того, справка 001 – ГС/у не выдается лицам, состоящим на учете в наркологическом диспансере.

Получить справку 001 – ГС/у можно в поликлинике, где будет выдано направление в наркологию. Либополучить справку 001 – ГС/у можно сразу в наркологии, при условии, что психиатр и нарколог готовы осуществить прием и подписать заключение. С учетом того, что государственная служба являет собой достаточно ответственный вид профессиональной деятельности в серьезных структурах, то стремиться получить справку 001 – ГС/у незаконными способами нежелательно. Справка для государственной службы передается вместе с остальными документами по месту трудоустройства. Разумеется, что форма 001 – ГС/у должна быть правильно оформлена и заверена по всем требованиям закона, как и любая другая медицинская справка.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Обычно количество комиссии составляет от 5 до 15 человек.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. Это может быть индивидуальное собеседование (в случае собеседование на одного кандидата отводится 3-20 мин), анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам (в среднем 20-50 вопросов), связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты тестирование длится 40-70 минут. На конкурсе проверяют знания Конституции РФ, закон 79-ФЗ, норм, касающихся непосредственной сферы деятельности. Психологические тесты введены в систему отбора только для тех организаций, которые относятся к безопасности РФ и подразумевают ношение оружия (полиция, ФСБ, ФАПСИ и пр.).

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании. После оглашения результатов некоторыми организациями практикуется собеседование кандидатов с будущим руководителем.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса.

До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Слабые стороны процедура отбора персонала на государственную службу. Рекомендации к улучшению процедуры.

Проанализировав, несколько интернет-форумов, ориентированных на поиск работы (SuperJob, HR, Job-MO, Google-veta, Rabota55), темы, касающиеся вопросов прохождения испытания на государственную службу, можно сделать следующие выводы: 98% людей, пытающиеся впервые получить работу на государственной службе терпят неудачу, по их словам причиной тому является заранее определенные результаты конкурса. И только 2 человека из 270 ответивших на вопрос о зачислении на госслужбу сказали, что прошли конкурс и получили должность без предварительной договоренности. По мнению людей, вакансии могут быть уже определены до самого конкурса, они предназначены для сотрудников этого же учреждения, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице, либо это родственники и знакомые сотрудников данного учреждения[24]. Ситуации, при которой по конкурсу проходят сотрудники организации, желающих продвинуться, нельзя дать строго отрицательную оценку. Можно предположить, что такие люди, если они претендуют на должность в том же структурном подразделении, действительно больше соответствуют требованиям. Такие кандидаты уже знакомы со своими будущими обязанностями, имеют необходимые знания и навыки, поэтому успешнее сдают экзамены. В данном случае проблема заключается в том, что кандидаты, пришедшие извне, затрачивают свое время неэффективно. Если посчитать количество этого времени, можно сделать определенные выводы. В России процент заполненности кадрами государственной службы составляет 84,6%. Соответственно, около 15,4% должностей являются свободными, для них и объявляют набор по конкурсу. Исходя из количества государственных служащих 1,67 млн. чел, получается, что конкурс проводится для 257180 вакансий. На каждую вакантную должность приходит (по данным кадровых Управлений и Департаментов федеральных служб) как минимум по 1, а в среднем по 3 человека, не работающих в данной организации. У каждого кандидата прохождение конкурса занимает от 2 до 8 часов. Исходя из этих данных, можно посчитать, сколько человеко-часов тратится на 1 конкурсный набор без экономической отдачи: от 514360 до 6172320. Учитывая, что количество рабочих часов в год 1992, получается, что от 260 до 3000 человек могут работать на каком-нибудь предприятии целый год. Также, неэффективно затрачивается время сотрудников отдела кадров, которые принимают и рассматривают документы всех кандидатов. Затрачивается рабочее время людей из комиссии, которая проводит конкурсный отбор, а потом пишут отчет о каждом кандидате.

Информация о работе Проблема совершенствования процедуры подбора персонала на государственную гражданскую службу