Проблема совершенствования процедуры подбора персонала на государственную гражданскую службу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление слабых сторон процедуры, нарушений при её осуществлении и разработка рекомендаций по улучшению.
Подробно описав конкурсную процедуру отбора кадров, в ходе работы предполагается выявить её слабые стороны. Сравнив её с системами отбора в корпорациях и государственными структурами развитых государств, предлагается внести необходимые коррективы, которые позволят усовершенствовать конкурсную процедуру.

Содержание

Введение. 3
1 глава. Специфика прохождения государственной службы, эффективность государственной службы. 5
1.1 Понятие сущности гражданского служащего. Прохождение службы. 5
1.2 Обоснованность заимствования системы отбора у частных компаний на основе раскрытия их сходств и различий. 7
1.3 Связь эффективности государственного сектора и эффективности отбора персонала. 10
2 глава. Эффективные процедуры отбора персонала в коммерческих организациях и в зарубежных странах. 13
2.1 Процедуры отбора кандидатов в крупных коммерческих организациях. 14
2.2 Зарубежный опыт отбора кандидатов на должности гражданской службы. 21
3 глава. Рассмотрение слабых сторон конкурсной процедуры в России. рекомендации к их устранению. 32
3.1 Процедура прохождения конкурса на государственную службу. 32
3.2 Слабые стороны процедура отбора персонала на государственную службу. Рекомендации к улучшению процедуры. 41
Заключение. 47
Список использованной литературы. 48

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

На первые и вторые роли государственных служащих в США привлекаются лица, имеющие ученую степень доктора или магистра. Лица, имеющие высшее образование, могут претендовать на должности среднего уровня управления.

Япония.

Стремительное вхождение Японии в состав высокоразвитых стран мира, так называемое «японское чудо», основано на пяти японских системах, базирующихся на традициях и философии народа. Структуру этих систем составляют[22]:

 система пожизненного найма;

 система кадровой ротации;

 система репутаций;

 система подготовки на рабочем месте;

 система оплаты труда.

Поступление на государственную службу Японии производится на основе конкурсных экзаменов. Японская Конституция закрепила принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закон о государственной службе, принятый в 1947 году, уточняет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены. Вступительный конкурс достигает до 100 человек на одно место. Цель вступительного экзамена – проверить, сможет ли человек затем выполнять функции госслужащего. Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце 19 века, действует без существенных изменений до настоящего времени. Право сдавать экзамены имеют только японские подданные. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается поведение экзамена по физической подготовке, а так же оценка специальных навыков. Конкурсные экзамены организуются по принципу «открытых дверей»: время и место их проведения объявляются в средствах массовой информации. Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных учреждений. Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала. Проводят их специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора.

Впервые поступающие на государственную службу сдают экзамены тремя отдельными группами:

1.                      окончившие высшие учебные заведения;

2.                      имеющие неполное высшее образование;

3.                      окончившие средние учебные заведения.

Кроме экзамена способом назначения на государственную службу является отбор кадров, при котором проводится собеседование, анкетирование, тестирование. Для того чтобы поступить на государственную службу соответствующего уровня через вступительный экзамен (конкурс) или систему отбора требуется: 

а) диплом о высшем образовании;

б) лицензия образовательного учреждения о том, что этот человек действительно его закончил и имеет право поступить на государственную службу;

в) пройти конкурс.

Одной из характерных особенностей приема на государственную службу Японии является распространение классической системы пожизненного найма государственных служащих, когда на государственной службе работают до предельного возраста.

Германия.

Одной из важнейших особенностей современного состояния государственной гражданской службы в ФРГ является существенная роль политических партий в решении кадровых вопросов и широкое развитие института политических назначений.

Характерные черты современной модели германской государственной гражданской службы[18]:

1) Высокая роль политических назначений в системе государственной гражданской службы.

2) Разграничение компетенции в системе организация государственной гражданской службы по уровням управления.

3) Многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений с наилучшей успеваемостью.

4) Высокий социальный статус государственного гражданского служащего, существование института почетного чиновника.

5) Полноценная система гарантий правовой и социальной защищенности служащего, принцип "пожизненного назначения"[

Поступление на государственную службу.

В Германии действует правило о равных возможностях поступления на государственную службу[21]. Параграф 7 Федерального закона о чиновниках устанавливает, кто может быть назначен на государственную службу. Лицо, претендующее на работу в государственной службе, должно быть психически и физически здоровым, иметь необходимые для административного работника черты характера, устойчивое материальное положение, быть немцем по национальности в смысле федеральной Конституции. Для получения должности необходимо прежде всего иметь немецкое гражданство.

Законодательство подробно регулирует порядок приема на государственную службу. Претенденты на должность государственного служащего оповещаются о наличии свободной должности в специальных печатных сообщениях. Отбор на должность должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов.

Государственные служащие (чиновники) по своему служебному уровню (рангу) подразделяются на 4 категории: служба низшего (Einfacher Dienst), среднего (Mittlerer Dienst), повышенного (Gehobener Dienst) и высшего (Hoherer Dienst) ранга (§§ 16–19 Bundesbeamtegesetz). Критерии назначения на должность определенного ранга следующие:

- в зависимости от отнесения чиновника к одному из рангов к нему предъявляются определенные требования в связи с первоначальным образованием;

- систематическая, многосторонняя подготовка, завершающаяся успешной сдачей государственного экзамена;

- прохождение испытательного срока перед окончательным назначением;

- сдача нового экзамена для тех, кто переходит в категорию чиновников более высокого ранга;

- предоставление в исключительных случаях возможности зачисления на службу тем, кто, не соответствуя всем необходимым формальным условиям, доказал свою пригодность для административной работы.

К службе на низшем уровне (категории А1–А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу; на должности среднего уровня (категории А6–А9) назначаются лица, успешно закончившие народную школу, прошедшие подготовку в течение года и сдавшие специальный экзамен для поступления на должность среднего уровня. Зачисление на службу низшего и среднего ранга не требует специального образования, достаточно окончить общеобразовательную или профессиональную школу. К службе на высшем уровне 1 ступени допускаются лица, успешно закончившие среднюю школу, прошедшие специальную подготовку в течение 3­х лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§ 18 Bundesbeamtengesetz). К службе на высшем уровне 2 ступени допускаются лица, имеющие высшее образование, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2­х лет и сдавшие второй экзамен (§ 19 Bundesbeamtengesetz). Кроме необходимой профессиональной подготовки законодательством установлены возрастные цензы при назначении на должности различных уровней: на низшие ступени – от 16 до 30 лет; на средние – от 16 до 32 лет; на высшие – от 18 до 30 лет[20]. Чиновники должны выполнять свои функции на основе профессиональных знаний, соблюдения всех запретов и обязанностей в любых условиях и независимо от политического положения в стране.

Различаются следующие основания возникновения государственно-служебных отношений: назначение на должность на основании административного акта по усмотрению руководителя учреждения; зачисление на должность вследствие успешной сдачи конкурсных экзаменов; кооптация и зачисление на должность. Чиновники в ФРГ назначаются пожизненно. Это означает, что должностные отношения, как правило, заканчиваются выходом на пенсию, за исключением случаев, когда они прерываются ранее в силу каких-либо особых причин (например, грубого нарушения должностного права).

Назначение федеральных государственных служащих на должность производится федеральным президентом или уполномоченными на это инстанциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава. Рассмотрение слабых сторон конкурсной процедуры в России. рекомендации к их устранению.

В последние несколько лет крупные бизнес-компании нацелено ищут новых сотрудников из выпускников ВУЗов. Ситуация на рынке труда меняется. Статистика и кадровые службы предприятий говорят о том, что к 2012 году значительно возрастет доля людей предпенсионного возраста в составе трудоспособного населения, причем 49% из них будут составлять женщины. На основе данных, можно сделать вывод, что через 5-8 лет будет наблюдаться острый дефицит рабочей силы. Поэтому многие работодатели сменили тактику найма. Сейчас практически каждая группа компаний имеет партнерские отношения с профильными ВУЗами. Государственные организации также имеют отношения с ВУЗами, но количество студентов, принимающихся после получения высшего образование, равняется не более 2% от выпуска.

3.1 Процедура прохождения конкурса на государственную службу.

Конкурс на замещение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государственных должностей федеральной государственной службы, учреждаемых федеральными органами государственной власти или их аппаратами, иными государственными органами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации для исполнения их полномочий, обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к федеральной государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

Право на участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, отвечающие установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, необходимым для замещения вакантной государственной должности[23].

Конкурс проводится в государственном органе для граждан, впервые или вновь поступающих на федеральную государственную службу. Конкурс проводится в форме конкурса документов на замещение старшей государственной должности (специалист 1, 2 разряда) или конкурса-испытания на замещение ведущей, главной и высшей государственных должностей.

Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

Согласно п.6 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган[2]:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

- копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

- копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

Информация о работе Проблема совершенствования процедуры подбора персонала на государственную гражданскую службу