Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа
Цель исследования – выявление слабых сторон процедуры, нарушений при её осуществлении и разработка рекомендаций по улучшению.
Подробно описав конкурсную процедуру отбора кадров, в ходе работы предполагается выявить её слабые стороны. Сравнив её с системами отбора в корпорациях и государственными структурами развитых государств, предлагается внести необходимые коррективы, которые позволят усовершенствовать конкурсную процедуру.
Введение. 3
1 глава. Специфика прохождения государственной службы, эффективность государственной службы. 5
1.1 Понятие сущности гражданского служащего. Прохождение службы. 5
1.2 Обоснованность заимствования системы отбора у частных компаний на основе раскрытия их сходств и различий. 7
1.3 Связь эффективности государственного сектора и эффективности отбора персонала. 10
2 глава. Эффективные процедуры отбора персонала в коммерческих организациях и в зарубежных странах. 13
2.1 Процедуры отбора кандидатов в крупных коммерческих организациях. 14
2.2 Зарубежный опыт отбора кандидатов на должности гражданской службы. 21
3 глава. Рассмотрение слабых сторон конкурсной процедуры в России. рекомендации к их устранению. 32
3.1 Процедура прохождения конкурса на государственную службу. 32
3.2 Слабые стороны процедура отбора персонала на государственную службу. Рекомендации к улучшению процедуры. 41
Заключение. 47
Список использованной литературы. 48
Определив понятие “эффективность государственного управления”, необходимо перейти к выяснению основного вопроса — о критериях эффективности. Понятие “критерий эффективности” государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Стержневым элементом данного понятия является термин “оценка”. Его специфический смысл предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта.
Оценка эффективности государственного управления необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности — это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.[8]
Критерии эффективности государственного управления формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта — политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы.
Оценка эффективности государственного управления в теоретическом аспекте – это процедура сравнения результатов тех или иных решений с критериальными признаками, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы.
В зависимости от того, что признается за основной признак эффективности, различаются три группы критериев: ценностно-рациональный, целерациональный и прагматический. Определение эффективности управления по признаку соответствия результатов решений и их последствий признанным государством ценностям, выраженным в политической стратегии, называют ценностно-рациональным критерием. Если в качестве показателя эффективности управления принимается соответствие результатов исполнения решения поставленным целям, практическим задачам, выраженным в государственных программах и планах, то такой критерий называется целерациональным. Измерение эффективности управления по типу — “затраты-выпуск” или “затраты-результат” характеризует прагматический критерий.[9]
Нельзя рассматривать эффективность государственного управления безотносительно к кадрам, которые при этом задействованы. Некоторые эксперты предлагают оценивать эффективность в относительных размерах госаппарата и общества (либо числа работающих). Эффективность государственного регулирования экономики в Японии объясняется высочайшим профессионализмом и сознательностью государственных служащих. В сравнении с другими развитыми странами в Японии значительно меньше государственных служащих. Они составляют лишь 8,1% к общему числу работающих (в США этот показатель составляет 15,5%, во Франции – 22.6%, в России – 17,5%).
Одно из противоречий, с которым государство сталкивается при формировании своего аппарата и обеспечении демократического характера его деятельности (а значит эффективности), — это противоречие между открытостью аппарата, возможностью доступа в его состав каждого профессионально подготовленного для государственной службы человека и тенденцией к корпоративной замкнутости как условием реализации узаконенного статусного превосходства по отношению к другим группам населения. Концепции административной реформы, призванная повысить эффективность государственного аппарата, включает в себя, помимо прочего: отбор (преимущественно конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей; рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию “теневых” привилегий; суммарное уменьшение бюджетных затрат на государственный аппарат за счет перевода на самоокупаемость; возможность расширения кадровой ротации между государственной службой и другими сферами жизни, в частности бизнесом; сокращение и удешевление администрации, стремление сделать администрацию более прозрачной, более открытой и более отзывчивой нуждам граждан.
Для повышения эффективности государственной службы посредством работы с персоналом государством решается ряд задач[10]:
— ограничение роста численности государственного аппарата, его сокращение;
— выработка единых для федерального и регионального уровней правил должностного роста государственных служащих, в том числе механизма эффективного использования кадрового резерва и ротации кадров в единой системе государственной службы;
— создание нормативной основы и современной инфраструктуры подготовки, повышения квалификации и оценки труда государственных служащих;
Основные виды деятельности направлены на изменения в системах оценивания эффективности и персонала государственной службы. Сокращая количество рабочих мест, правительство не сокращает обязанностей той или иной службы. Исполнение обязанностей уволенных кадров возлагается на оставшихся сотрудников, поэтому нужно, чтобы посты занимали профессиональные работники, готовые справиться с таким объемом работ. Рабочие кадры, их эффективный подбор, привлечение профессионалов служит основой повышения эффективности государства.
Цель отбора и подбора кандидата – вычленить и привлечь на работу того человека, который из всех потенциально имеющихся кандидатов будет наилучшим способом подходить для будущей должности. Это значит, что помимо профессиональных знаний и навыков, он будет заинтересован в своей работе, успешно сотрудничать с коллективом, в котором он работает. Чтобы повысить эффективность системы подбора кадров, необходимо внедрять новые методы. Можно воспользоваться теми, которые уже показали свою эффективность на практике, заимствовать из разных источников: из практики коммерческих компаний и иностранных государств.
Решение при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры. Естественно, что большинство предприятий используют не все ступени – все зависит от характера вакансии
1. Объявление о требующихся кадрах. Работодатели поступают следующими способами.
Размещение объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются для привлечения ищущих работу. Наиболее распространенной является публикация в газетах объявлений типа «Требуются», активно используются собственные сайты в интернете или специализированные сайты по поиску работы. Основное преимущество данного метода подбора кадров – широкой охват населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной стороной преимуществ – объявления в средствах массовой информации могут привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут обладать требуемыми характеристиками. Данный метод с успехом используется для подбора кандидатов массовых профессий, например, строительных рабочих для возведения нового объекта. Для привлечения специалистов объявления помещаются в специальной литературе (финансовые или бухгалтерские издания).[11] Такая сфокусированность поиска ограничивает число потенциальных кандидатов, обеспечивает более высокий уровень их профессионализма и значительно облегчает последующий отбор.
Государственные агентства занятости. Правительства большинства современных государств, способствуют повышению уровня занятости населения, создавая для этого специальные органы, занятые поиском работы для обратившихся за помощью граждан. В Российской Федерации такое учреждение, называемое Федеральная служба по труду и занятости, существует в каждом административном округе. Каждая служба имеет базу данных. Организации, занятые поиском сотрудников, имеют доступ к этой базе данных. Использование государственных агентств дает возможность провести сфокусированный поиск кандидатов при незначительных издержках.[12] Однако данный метод редко обеспечивает широкий охват потенциальных кандидатов.
Частные агентства по подбору персонала. Подбор персонала превратился за последние 30 лет в бурно развивающуюся отрасль экономики, во многих странах. В России сегодня существуют сотни частных компаний, специализирующихся в этой области. Каждое агентство имеет свою базу данных, а также осуществляет специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и, тем самым, значительно облегчают дальнейший процесс отбора. Высокие издержки являются фактором, ограничивающим широкое применение данного метода, который используется в случаях поиска руководителей и специалистов, оказывающих значительное влияние на функционирование организации.
Набор в учебных заведениях. Используя этот метод, организация посылает в учебные заведения работника, называемого «вербовщик», который проводит беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь своей организации. После предварительных бесед вербовщик предлагает выбранным кандидатам нанести визит на фирмы в более позднее время. Далее со студентом идет такая же работа, как и с обычными кандидатами. Многие ведущие организации постоянно используют этот метод для привлечения молодых специалистов. Выезжая в учебные заведения, организация проводит презентацию компании, организуя выступления руководства, демонстрацию продукции, видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов и проводя собеседования с будущими выпускниками, заинтересовавшимися их организацией. Этот метод является очень результативным для привлечения определенного типа кандидатов – молодых специалистов. В то же время область применения данного метода ограничена, т.к. существует малая вероятность найти кандидата с опытом для высокой должности.
Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда большинство организаций пробуют искать кандидатов в «собственном доме». Наиболее распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газетах, специально изданных информационных листках, а также обращение к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. Поиск внутри организации, как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников. В то же время, внутренний поиск часто наталкивается на сопротивление со стороны руководителей подразделений, стремящихся «скрыть» лучших сотрудников и сохранить их «для себя». Кроме того, при поиске кандидатов внутри организации возможности выбора ограничены числом ее сотрудников, среди которых может не оказаться необходимых людей.
2. Отбор по предоставленной кандидатами информации (резюме, сопроводительные письма, копии документов)
Анализ документов включает в себя анализ: письменного заявления на работу, автобиографии, подписей, оценок, полученных в учебных заведениях и местах профессиональной практики, фотографии и характеристики. Сюда может быть добавлен и анализ вопросника, который заполняют лишь претенденты на вакансию, приглашенные на собеседование. Заявление бланка анкеты и автобиографической анкеты.[13] Количество пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность будущей работы претендента. Чтобы использовать анкету как метод отбора, специалист по кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты с установленными критериями результативного отбора. Анкета должна составляться отдельно для каждого типа работы и организации. Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Естественно, что этот минимальный набор является различным для разных специальностей и организаций. Анализ анкетных данных (или анализ биографических данных) предполагает, что биография человека является достаточно надёжным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции. Этот способ является простым, дешёвым и достаточно эффективным методом первичного отбора в случае, когда организация имеет обширный список кандидатов и когда речь идёт о специализированных должностях. В тоже время, этот метод достаточно приблизителен в оценке потенциала, поскольку ориентирован исключительно на факты из прошлого кандидата, а не на его сегодняшнее состояние и способность к профессиональному развитию. Поэтому при отборе кандидатов на руководящие должности, особенно предполагающие дальнейшее развитие и профессиональный рост этот способ не должен играть важной роли в общей оценке кандидата.
3. Тестирования, испытания. Тестирование завоёвывает в последнее время всё большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учётом особенностей организации и будущей должности.
Психологические тесты. Тест предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям.[14] Для того, чтобы такие тесты были полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытания, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с тестами, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов.
Тесты на определенные знания (математические, бухгалтерские тесты, языковые). Данные тесты позволяют выяснить, достаточно ли профессиональных знаний у кандидатов.
Испытания. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. В качестве примера можно привести машинопись или стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых способностей путем устных сообщений или письменных работ, быть тест на вождения (для водителя).
4. Собеседования.
Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Прежде чем приступить к собеседованию, следует составить программу, которая зависит главным образом от числа кандидатов и от того, какие виды собеседования (по отдельности или в комбинациях) будут использованы.
Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов. На этом этапе отдел человеческих ресурсов (специалист по подбору персонала) проводит индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требование должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, её оплаты и т.д.[15] Важно помнить, что собеседование является, двусторонним процессом – не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения её соответствия его собственным интересам и запросам. Сотрудник, проводящий собеседование, должен предоставить максимально объективную информацию об организации, чтобы заинтересовать кандидата и, в тоже время, избежать приёма на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями организации. Чем раньше потенциальный работник и работодатель поймут, что они не подходят друг другу, тем лучше будет обеим сторонам. Каждая организация имеет собственную, отличную от других, культуру, которая может не совпадать с ценностями и стилем поведения кандидата. Резкое несоответствие чревато конфликтом, болезненным как для сотрудника, так и для организации.