Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
Основной целью исследования курсовой работы является определение оснований, пределов и форм уголовно-правовой охраны семейных отношений и существенных (необходимых) интересов их участников, в том числе – несовершеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………………………………………..5
1.1. История развития российского уголовного законодательства о преступлениях против семьи и несовершеннолетних…………………………..5
1.2. Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних……9
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ НОРМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО………………………………………………12
2.1. Объективные и субъективные признаки преступлений против несовершеннолетних……………………………………………………………..12
2.2. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК) и антиобщественных действий
(ст. 151УК)…………………………………………………………………….….18
2.3. Меры предупреждения совершения преступлений против несовершеннолетних……………………………………………………………..28
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………29
3.1.Подмена ребенка (ст. 153 УК)………………………………………………29
3.2.Незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК)……………………...31
3.3.Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК)…………….36
3.4. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК)……………………………………………………………………………37
3.5. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК)…………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….48
Представляется, что из ч. 1 ст. 151 УК следует требование закона о вовлечении несовершеннолетнего «в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ», которые относятся только к названным антиобщественным действиям. Из этого следует, что для наступления уголовной ответственности за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством систематичности действий виновного не требуется.
Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение в указанных формах, независимо от того, оказалось лицо в такое поведение или нет.
И последний вид преступлений против несовершеннолетних - это неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в ст. 156 УК РФ.
Объектом указанного деяния является нормальное физическое, психическое и социальное развитие несовершеннолетнего.
С
объективной стороны
Оконченным
преступлением считается только
при условии систематичности жестокого
обращения с ребенком. При единичных актах
насилия ответственность наступает за
то или иное преступление против здоровья.
Фактического же причинения вреда здоровью
ребенка для признания оконченным преступления,
предусмотренного ст. 156 УК РФ, не требуется.
Субъектами, то есть участниками преступлений, предусмотренных ст. ст. 150 и 151 УК РФ могут быть только физические вменяемые лица, достигшие на день их совершения 18-го возраста. Сразу возникает вопрос, каков минимальный возраст (и нужен ли он) несовершеннолетнего, за вовлечение которого в действия, предусмотренные в указанных статьях установлена уголовная ответственность? Понятно, что названные нормы УК не имеют в виду грудного ребенка, хотя и он подпадает под понятие несовершеннолетнего, с помощью которого и, используя которого, взрослые занимаются попрошайничеством или вместе с которым бродяжничают. А если, например, ребенку два или три года? Должен ли нести уголовную ответственность по ст. ст. 150 и 151 УК то виновное лицо, которое с помощью ребенка совершает, например, кражу из квартиры? Прямого ответа на этот вопрос нет и в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
В пункте 9 названного постановления сказано: «необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (ст. 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем, при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ несет ответственность как исполнитель путем посредственного исполнения».
В
названном постановлении
В литературе на этот вопрос ответ дается различный. Так, Боровиков В.Б. пишет, что если малолетний по своему уровню социального, нравственного, физического развития не способен правильно оценивать действия взрослого, направленного на приобщение его к преступной деятельности, то состав рассматриваемых преступлений отсутствует. Виновный должен нести ответственность только по той статье, которая предусматривает преступление, совершенное им как посредственным исполнителем. Субъективная сторона рассматриваемых преступлений выражается в форме прямого умысла. Виновный осознает, что насильственным путем вовлекает в совершение преступления лицо, не достигшее 18-го возраста, и желает совершить указанные действия. Но отсутствие в ст. с. 150 и 151 УК РФ указания на форму вины преступления, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний, позволяет сделать и другой вывод - о возможности вовлечения в совершение неосторожного преступления. Однако ответственность за вовлечение в совершение неосторожного преступления по указанным выше нормам УК может иметь место тогда, когда неосторожное преступление было совершено. Так, например, несовершеннолетнего попросили над кем - либо подшутить, выстрелив холостым патроном. Но уговоривший перепутал патроны и зарядил оружие не холостым. Даже тогда, когда несовершеннолетний выстрелил, но пуля ни в кого не попала, преступление не было совершено, поскольку УК не содержит стадий неосторожного преступления, а значит, нет и состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 150 или 151 УК РФ. Так, 14-летний В., не учился и не работал, был вовлечен в совершение преступления своим дядей К., ранее судимым. В один день, разбив окно в кафе, совершил кражу радиоприемника. С целью дальнейшего хищения подросток проник внутрь кафе, а К. остался снаружи. По вызову сторожа прибыли работники милиции. К. убежал, а В., спрятавшегося внутри кафе, задержали. В своих первоначальных показаниях В. утверждал, что дядя сказал, чтобы он залез внутрь. Но поскольку подросток допрашивался без педагога, защитника, а в последствии он отказался от своих первоначальных показаний, суд не смог обосновать приговор по ст. 150 УК РФ и поэтому из обвинения К. ст. 150 УК РФ была исключена4.
Если же смерть была причинена, то выстреливший, достигший возраста 16 лет, отвечает по ст. 109 УК РФ. Уговоривший несовершеннолетнего несет ответственность только по ст. ст. 150 или 151 УК РФ. По ст. 109 УК РФ он отвечать не может, поскольку не был исполнителем предусмотренного этой статьей УК преступления, а соучастия (могла идти речь о подстрекательстве к совершению преступления) в неосторожном преступлении УК не знает.
Общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 156 УК РФ, совершается с прямым умыслом, то есть виновное лицо осознает, что нарушает правовую обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, жестоко обращаясь с ним, и желает совершать эти действия. По отношению к наступлению вредных последствий для здоровья вина может быть неосторожной (как легкомыслие, так и небрежность).
Субъектами же рассматриваемого деяния могут быть либо родители несовершеннолетнего, либо иные лица, на которых семейным законодательством (ст. ст. 54 - 60, 63, 65, 146 - 150, 153 и другие СК РФ) возложена обязанность по воспитанию данного несовершеннолетнего (усыновители, попечители и опекуны); а также работники учебных или воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, школ - интернатов и воспитательных учреждений для трудных детей и подростков.
Следует
также отметить, что должностные
лица образовательного, воспитательного,
лечебного либо иного учреждения при
превышении должностных полномочий подлежат
уголовной ответственности по ст. 286 УК
РФ.
и антиобщественных действий (ст. 151 УК)
Российский законодатель воплотил в жизнь завоевания уголовно-правовой науки, применявшиеся еще при структурировании Уголовного уложения 1903 г. и отвергнутые советской наукой. В УК РФ 1996 г. ст. 150 и 151, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иных антиобщественных действий, находятся в специально выделенной главе «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
Размер
наказания за вовлечение несовершеннолетнего
в совершение преступления не изменился
- деяние, предусмотренное ст. 151 УК, наказывается
лишением свободы на срок до пяти лет.
Между тем верхний предел наказания за
вовлечение несовершеннолетнего в совершение
иных антиобщественных действий (ст. 151)
в УК РФ справедливо снижен и теперь составляет
четыре года лишения свободы. Правильность
этого законодательного решения обусловливается
меньшей степенью общественной опасности
вовлечения несовершеннолетнего в деятельность,
не являющуюся преступной, по сравнению
с вовлечением его в совершение преступления.
В настоящее время
деяние, выражающееся в доведении несовершеннолетнего
до состояния опьянения (ст. 2101 УК РСФСР),
декриминализировано. Во-первых, согласно
ст. 151 УК, ответственность наступает только
в случае вовлечения несовершеннолетнего
в систематическое употребление спиртных
напитков. Во-вторых, вовлечение предполагает
целенаправленную деятельность взрослого
по склонению несовершеннолетнего к систематическому
употреблению спиртных напитков. Наличия
указанных обстоятельств для квалификации
по ст. 2101 УК РСФСР не требовалось.
Особенности сферы, затрагивающей права и интересы несовершеннолетних, и обособление в связи с ней соответствующих правовых норм за последнее время все чаще становятся предметом изучения в современной юридической литературе. Введены в научный оборот термины «ювенальное уголовное право- «ювенальная преступность» и «антиювенальная преступность». Некоторыми учеными высказывались предложения об исключении из УК РФ положений, касающихся мер воспитательного воздействия и выделении их в самостоятельный закон. Существует даже мнение, что ювенальное уголовное право является подотраслью уголовного права.
Таким
образом, развитие отечественного уголовного
законодательства об ответственности
за преступления, связанные с вовлечением
несовершеннолетних в совершение преступления
или иных антиобщественных действий, характеризуется
следующими основными чертами.
С одной стороны,
отмечается тенденция к обособлению уголовно-правовых
норм, предусматривающих ответственность
за преступления против семьи и несовершеннолетних,
в рамках отдельной главы уголовного закона.
С другой - законодатель дифференцирует
уголовную ответственность в зависимости
от того, во что взрослый вовлекает несовершеннолетнего
— в преступные или не преступные, но носящие
антиобщественный характер действия.
Термин «ювенальныи» понимается учеными
как относящийся к несовершеннолетнему.
Главным признаком
преступления, раскрывающим его социальную
сущность, является общественная опасность.
Именно присутствие в деянии общественной
опасности является причиной отнесения
того или иного деяния к разряду преступных.
При этом, как справедливо подчеркнул
М.И. Ковалев, данный признак «лежит за
пределами уголовного права как совокупности
норм». Поэтому рассмотрение вовлечения
несовершеннолетних в преступную или
иную антиобщественную деятельность только
с историко-правовых позиций не будет
достаточно полным, если в рамках настоящей
работы не охарактеризовать общественную
опасность данного явления. Кроме того,
ясное и полное представление об общественной
опасности деяния влечет правильное формирование
соответствующих правовых норм, устанавливающих
ответственность за его совершение, и
определение их юридических характеристик.
Между тем в специальной и учебной юридической литературе уделяется мало внимания рассмотрению общественной опасности вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, не анализируется также механизм причинения вреда общественным отношениям.
Общественную
опасность рассматриваемых
ответственность за которое предусмотрена
ст. 150 УК. Однако причинение вреда объекту
преступления может таить в себе дальнейшую
опасность. Например, вследствие причинения
вреда нормальному развитию несовершеннолетнего
в результате совершения преступления,
ответственность за которое предусмотрена
ст. 150 УК, перед обществом возникает угроза
формирования если не потенциального
преступника, то субъекта, действия или
бездействие которого может причинить
немало вреда обществу. Это и является
вторичным последствием указанного преступления.
Таким образом, далее необходимо рассмотреть
как первичные, так и вторичные последствия
вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступления или иных антиобщественных
действий, включая механизм причинения
вреда общественным отношениям.
Человек
является существом биосоциальным.
С одной стороны, в процессе формирования
личности присутствуют социальные факторы
в виде всего комплекса сугубо
человеческих воздействий. С другой стороны,
при этом действуют и биологические факторы
- такие, как особенности нейродинамических
процессов, безусловные реакции, инстинкты,
темперамент и др. В связи с этим, существует
два основных и противоположных взгляда
на влияние социальной среды на развитие
личности. Одни авторы отводят социальному
окружению второстепенную роль, поскольку
каждая личность формируется и развивается
в соответствии с ее врожденными качествами
и способностями. Согласно другой точке
зрения, личность является некоторым продуктом,
полностью формируемым в ходе социального
опыта, что отрицает существование врожденных
внутренних черт и способностей личности.
Приведенные мнения являются крайними.
Нет сомнений в том, что биологические
особенности личности влияют на процесс
ее формирования. Однако социальные факторы
формирования личности более весомы, потому
что «с переходом на стадию государственной
организации жизни общества человек все
быстрее утрачивает природные начала
в своей сущности, на первый план выходит
социальная сущность человека». В связи
с этим целесообразно рассмотреть личность
с позиций понимания ее как целостности
социальных свойств человека, продукта
общественного развития и включения индивида
в систему социальных отношений посредством
активной деятельности и общения.
Факторы, оказывающие влияние на формирование
личности можно подразделить на несколько
групп. Выделяются следующие типы факторов:
1) биологическая наследственность; 2) физическое
окружение; 3) культура; 4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальный опыт.
Информация о работе Преступления против семьи и несовершеннолетних