Перспектива развития уголовно-исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.
Задачами данной курсовой работы являются следующие: рассмотреть понятие и предмет уголовно-исполнительного права России, понятие уголовно-исполнительного права, современное состояние, эволюцию и дальнейшие перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Предмет уголовно-исполнительного права
-Понятие уголовно-исполнительного права…………………………...4
-Уголовно-исполнительное право и его место в системе российского права………………………..……………………….…….….….…7
Эволюция уголовно-исполнительного права
-История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России……………………………………………….………10
- Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVII вв.)……………………………………………………..…….11
-Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II……………………………….…….…..12
- Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв……….….…15
-Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР…………………………………………………………………….……...…18
Современное состояние уголовно-исполнительного права
- Современное развитие уголовно-исполнительного права………….22
- Актуальные проблемы УИК РФ………………………………..…..…27
Перспектива развития уголовно-исполнительного права
- Расширение отрасли уголовно-исполнительного права………...…31
- Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства……………………………………………………………..…..32
6) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Реальное.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, условия отбывания  наказания, выражая различную  степень изоляции осужденных, ограничения  их прав, представляют собой качество  наказания, его уголовно-карательную сущность. Порядок реализации наказания - это уголовно-исполнительное принуждение (режим) осужденных следовать условиям и правилам отбывания наказания. Данное принуждение не содержит элементов кары.

       Как видно из сказанного, режим  лишения свободы регламентирует все стороны жизни и деятельности осужденных. Однако режим как таковой не регламентирует труд осужденных, проводимую с ними воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Режимные нормы уголовно-исполнительного права регулируют только условия воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, привлечения осужденных к общественно полезному труду. Перечень основных средств исправления, как представляется, не случайно начинается с режима отбывания наказания. Режим, в котором главным образом заключена кара как свойство наказания, выступает в качестве организационной основы применения и всех других средств исправления. Режимом определяется как бы правовой "фон", нормативные рамки применения всех других средств исправительного воздействия.

       Несмотря на то что УИК РФ 1996 года учел социально-экономические  преобразования в стране, изменения  государственной политики в сфере  исполнения уголовных наказаний,  судебную практику, мы считаем,  что данный нормативный акт требует дальнейшего теоретического осмысления, практической апробации, направленных на его совершенствование. 

     Перспектива развития уголовно-исполнительного права 

     Расширение  отрасли уголовно-исполнительного  права.

     Применение  средств исправительного воздействия будет инициировать в развитии как науку так и практику, поиски наиболее эффективных методик осуществления режима, привлечения осужденных к труду, оказания воспитательного воздействия на осужденных, формирования цивилизованных условий отбывания лишения свободы как в целом всеми осужденными, так и некоторыми наиболее незащищенными категориями − несовершеннолетними, женщинами, инвалидами. И здесь возможен не только поиск новых форм и методов, заимствование в пенитенциарных системах других государств, но и возврат к ранее имевшимся и апробированным временем. Так пример, можно вспомнить всеохватную систему политико-воспитательной работы, обязательность посещения осужденными воспитательных мероприятий, систему информационных занятий: политинформации, школы правовых знаний, лекции по правовой тематике и др. Это были довольно эффективные формы воспитательной работы с осужденными и можно было бы и сегодня все эти методики реанимировать в уголовно-исполнительном процессе, но на качественно новой основе.

     В современных условиях приходится говорить о расширении предмета отрасли и  пролонгации уголовно-исполнительных правоотношений или же их разновидности. Так, рассматривая ресоциализацию осужденных большинство ученых сходится во мнении, что она состоит из пенитенциарного и постпенитенциарного этапов. Пенитенциарная ресоциализация осуществляется в рамках уголовно-исполнительных правоотношений и является составляющей предмета отрасли. Тогда как относительно постпенитенциарной (адаптация и реадаптация после освобождения) нет единого мнения, куда же, к какой правовой отрасли ее относить и какие при этом возникают группы правоотношений.

     Представляется, что уголовно-исполнительное право  в дальнейшем будет развиваться  не только как отрасль регулирующая исполнение уголовных наказаний и применение средств исправительного воздействия, но и как ресоциализационная отрасль права, включая регулирование тех отношений, которые возникают у осужденного как субъекта отбывшего наказание, но сохраняющего в течение судимости ограниченный правовой статус. Данную ситуацию кратко можно изложить следующим образом. Осужденный после отбытия наказания по прежнему, но в ином качестве, находится в сфере уголовной юрисдикции государства, т.е. сохраняется судимость, возможны дополнительные формы контроля со стороны властных структур, несет ограничения в определенных группах прав, при этом нет уверенности, что достигнуты цели наказания в процессе его исполнения. Чтобы в этом убедиться необходим некоторое время социальный контроль за осужденным после освобождения, причем большинство вопросов должно по прежнему оставаться в ведении УИС.

     В последние годы просматривается  еще одна тенденция уголовно-исполнительного  права – его развитие в сторону  интеграции с аналогичными отраслями  государств с развитыми правовыми системами. Происходит заимствование достижений в системах исполнения уголовных наказаний, апробированных другими государствами, особенно по тем вопросам, которые являются для нас относительно новыми: обязательные работы….. 

     Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

     В настоящее время ФСИН Российской Федерации проводит пилотный проект по включению священнослужителей в  деятельность исправительных учреждений на штатной основе, который реализуется  в 16 исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях.

     Этот  пилотный проект приведен в действие в указанных регионах силами и  средствами уголовно-исполнительной системы  с участием духовенства, несущего по благословению Преосвященных архиереев священнослужение в местах лишения свободы. При этом серьезно обсуждаются кадровые, образовательные и финансовые ресурсы для поднятия на новый уровень взаимодействий Русской Православной Церкви и УИС в местах лишения (ограничения) свободы. И, несмотря на то, что этот проект уже внедряется на практике в четырех субъектах Российской Федерации, остаются нерешенными многие вопросы, требующие более углубленного диалога в этом направлении сотрудничества между представителями Русской Православной Церкви и ФСИН РФ.

     Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поддерживающий прочную традицию духовного  попечения о заключенных, существовавшую в России на протяжении веков, выступая с докладом на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года, отметил, что существующие на сегодня правовые нормы не отражают достигнутый между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний уровень соработничества.

     Дело  в том, что православные общины в  местах лишения свободы в настоящее время объединяют более 73 тысяч осужденных, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России имеется более тысячи православных тюремных храмов и молитвенных комнат, в то время как правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, равно как и правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат, остается неопределенным.

     Предполагается, что храмы, расположенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, в настоящее время имущественно входят в состав их основных фондов и будут передаваться церковным приходам (или общинам верующих) на правах безвозмездной аренды, а материальное обеспечение тюремных священнослужителей, осуществляющих по благословению епархиальных архиереев священнослужение в местах принудительного содержания заключенных, обеспечивается за счет местных епархий. Однако до сегодняшнего дня основной акцент пребывания представителей Церкви в учреждениях УИС полагался на обеспечение священнослужителями духовно-пастырского окормления заключенных, совершение богослужений и треб, и различных религиозных обрядов. Однако возрождение института тюремных капелланов, предполагающее тюремное служение духовенства на постоянной основе в учреждениях УИС и привлечение духовенства и верующих мирян-волонтеров к участию в процессах ресоциализации осужденных, прежде всего, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, требует определенного переосмысления их правового статуса.

     Только  для уточнения порядка проведения богослужений юридической службой Московской Патриархии предлагается внести в действующее российское законодательство массу поправок и уточнений (в статьи 14, 89, 118, 158, 185 Уголовно-исполнительного кодекса, статью 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», соответствующих изменений требуют и Правила внутреннего распорядка учреждений ФСИН России).

     Под уголовно-исполнительным законодательством  необходимо понимать не только Уголовно-исполнительный кодекс, непосредственно регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания, но и положения других законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, и применения к осужденным мер исправительного воздействия. В этом отношении важное значение имеют, например, общественно значимые законы, среди которых Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях, исходящее из соответствующих норм Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса России, а также международные договоры, правила которых имеют приоритетное значение, если они отличаются от предусмотренных российским уголовно-исполнительным законодательством.

     22 февраля 2011 года Святейший Патриарх  Кирилл и директор ФСИН России  Александр Реймер подписали Соглашение  о сотрудничестве между Федеральной  службой исполнения наказаний  России и Русской Православной  Церковью, расширяющее границы их взаимоотношений.

     Первоначально в тексте Соглашения отсутствовало  какое-либо упоминание о духовном окормлении сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также об организации  системы религиозного образования  для слушателей учебных заведений  Федеральной службы исполнения наказаний России, в то время как Русская Православная Церковь выполняет миссию духовно-нравственного воздействия среди всех слоев российского общества, предполагающее доступность Церкви не только для верующих заключенных, но и для верующих сотрудников УИС. Подписанное Соглашение охватывает собой духовно-пастырское окормление:

    • осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу;
    • сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) и членов их семей;
    • курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

     По  отношению к этому последнему ― третьему пункту о курсантах  образовательных учреждений ФСИН России следует заметить, что Священноначалие  Церкви высказывается в поддержку  предложениям «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях», а также говориться о том, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся за два последних десятилетия систему сотрудничества, Святейший Патриарх выражает надежду в том, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов».

     Есть  основания полагать, что в процессе реализации данного Соглашения должны быть выработаны правовые основы, регулирующие деятельность духовенства в исправительных учреждениях России.

     Основной  тенденцией современной пенитенциарной практики является изменение условий содержания в зависимости от поведения осужденного. Этой цели призвана служить и так называемая система «социальных лифтов», основанная на соблюдении заключенными определенных критериев поведения в период отбывания наказания. При успешном выполнении установленных критериев осужденный переводится в улучшенные условия. На этом этапе у него закрепляются навыки гражданского общежития и нормы социального быта, такие как ведение хозяйства, работа на гражданском предприятии, проживание с родственниками и другие подобные нормы. Связанная с этими условиями подготовка индивидуального плана жизни на свободе требует тщательного ресоциализирующего воздействия на личность отбывающего наказание за совершенное общественно опасное деяние заключенного, поставившего свои интересы выше интересов других людей.

     Все перечисленные моменты имеют  непосредственное отношение к нравственным нормам, исповедуемым Русской Православной Церковью. Стремление к оказанию моральной  поддержки ближнему, базирующейся на понятиях жертвенной христианской любви, вне зависимости от социального статуса и даже религиозной принадлежности нуждающегося в помощи человека, полностью отвечает поставленным выше целям.

     Соглашение  о сотрудничестве с подведомственной Минюсту России Федеральной службой исполнения наказаний выявили стремление к расширению дальнейшего взаимодействия, прежде всего в области духовного развития сотрудников федеральной службы и ресоциализации лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В этом отношении наиболее привлекательна идея служения священников в учреждениях УИС на постоянной основе, дающая возможность тщательной адаптации священнослужителя к взаимодействию с паствой в рамках уголовно-исполнительного законодательства, а также постоянного окормления каждого осужденного во время нахождения в местах лишения свободы и, в дальнейшем, после его освобождения.

Информация о работе Перспектива развития уголовно-исполнительного права