Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа
Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.
Задачами данной курсовой работы являются следующие: рассмотреть понятие и предмет уголовно-исполнительного права России, понятие уголовно-исполнительного права, современное состояние, эволюцию и дальнейшие перспективы развития.
Введение………………………………………………………………3
Предмет уголовно-исполнительного права
-Понятие уголовно-исполнительного права…………………………...4
-Уголовно-исполнительное право и его место в системе российского права………………………..……………………….…….….….…7
Эволюция уголовно-исполнительного права
-История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России……………………………………………….………10
- Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVII вв.)……………………………………………………..…….11
-Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II……………………………….…….…..12
- Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв……….….…15
-Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР…………………………………………………………………….……...…18
Современное состояние уголовно-исполнительного права
- Современное развитие уголовно-исполнительного права………….22
- Актуальные проблемы УИК РФ………………………………..…..…27
Перспектива развития уголовно-исполнительного права
- Расширение отрасли уголовно-исполнительного права………...…31
- Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства……………………………………………………………..…..32
6) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Представляется, что уголовно-исполнительное право в дальнейшем будет развиваться не только как отрасль регулирующая исполнение уголовных наказаний и применение средств исправительного воздействия, но и как ресоциализационная отрасль права, включая регулирование тех отношений, которые возникают у осужденного как субъекта отбывшего наказание, но сохраняющего в течение судимости ограниченный правовой статус. Данную ситуацию кратко можно изложить следующим образом. Осужденный после отбытия наказания по прежнему, но в ином качестве, находится в сфере уголовной юрисдикции государства, т.е. сохраняется судимость, возможны дополнительные формы контроля со стороны властных структур, несет ограничения в определенных группах прав, при этом нет уверенности, что достигнуты цели наказания в процессе его исполнения. Чтобы в этом убедиться необходим некоторое время социальный контроль за осужденным после освобождения, причем большинство вопросов должно по прежнему оставаться в ведении УИС.
В
последние годы просматривается
еще одна тенденция уголовно-
Проявление таких норм в несвойственных им отраслях некоторые авторы предлагают обозначать как комплексные, пограничные институты, которые образуются в процессе заимствования отраслью права норм другой отрасли. Назначение таких институтов характеризуется тем, что: а) нормы одной отрасли права применяются в другой отрасли; б) нормы закрепляются, как правило, в источниках отрасли, которая их заимствует; в) нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к специфике предмета и (или) метода заимствующей их отрасли.
Таким образом, наличие комплексных правовых институтов в структуре уголовно-исполнительного права закономерно с позиций теории права. Но их развитие осуществляется исходя из специфики предмета уголовно-исполнительного правового регулирования. Юридическую консультацию по всем вопросам уголовно-исполнительно права можно получить в адвокатском бюро в Москве "Ваш Юридический Поверенный". Адвокаты по уголовным делам окажут всю необходимую помощь на всех стадиях уголовного процесса.
В развитие приведенных аргументов взаимопроникновения норм и правовых институтов в рамках национальных систем права и даже правовых семей, можно сделать предположение, что специфичность и многоплановость отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права изначально предполагает наличие заимствованных (комплексных) у других отраслей норм и правовых институтов. Эти нормы явно просматриваются в структуре УИК РФ: обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы – ст. 98; материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных – ст. 99-101, 170; материальная ответственность осужденных к лишению свободы – ст. 102; труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы – глава 14 (ст.103-108) и др.
Наличие комплексных норм структуре уголовно-исполнительного законодательства не только необходимо, но и целесообразно с позиций эффективности правового регулирования. При этом обеспечивается единообразие регулирования однотипных групп общественных отношений, вне зависимости от того в какой социальной системе они возникают – места лишения свободы, условия прохождения армейской службы или иное.
Далее
следует остановиться на анализе
признаков и основных категорий
уголовно-исполнительного
Во-первых,
уголовно-исполнительное право продолжает
развиваться в тесной взаимосвязи
с уголовным и уголовно-
Обеспечивающая
роль уголовно-исполнительного
Во-вторых, уголовно-исполнительная отрасль имеет свои материальные нормы и свое исключительно отраслевое содержание предмета. Это те общественные отношения, которые возникают при применении средств исправительного воздействия к осужденным, при поддержании правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях, а также при решении вопросов о закреплении достигнутого эффекта исправления осужденных, иными словами ресоциализационные отношения как пенитенциарного, так и постпенитенциарного периода. В связи с этим следует остановиться на нескольких моментах. Все правовые вопросы по уголовному праву успешно решают наши юристы по уголовным делам.
Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. стала правовой основой для реформирования всех отраслей Законодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об исполнении уголовных наказаний в соответствие с нормами международного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.
Принятые в начале 90-х годов законодательные акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значительно расширили предмет правового регулирования исправительно-трудового права.
Принятие нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК) Российской Федерации окончательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.
К
предмету уголовно-исполнительного
права, наряду с регулированием порядка
и условий исполнения и отбывания
наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится
регламентация порядка
К предмету уголовно-исполнительного права законодательство также относит: правовое регулирование порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и исправлении осужденных.
Ряд
норм уголовно-исполнительного
Актуальные проблемы УИК РФ
Исключительно
большое внимание в Кодексе уделено
регулированию правового
Отмечая бесспорные
Следует обратить внимание на
статьи, противоречащие друг другу.
Остановимся лишь на некоторых
из них. Так, часть 1 статьи 130
не согласуется с частью 4 статьи
78 УИК. Часть 1 статьи 130 устанавливает,
что в тюрьмах содержатся
Также следует обратить
Неудачно, по нашему мнению, сформулирована статья 82 УИК РФ. В ней сказано, что режим как порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, равные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Однако режим не может обеспечивать охрану осужденных и надзор за ними, так как они сами являются средствами обеспечения режима. Раздельное содержание различных категорий осужденных, а также изменение условий их содержания не являются ни объектом, ни содержанием режима, ни средством его обеспечения. Режим лишь может обеспечивать: исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, различные условия содержания осужденных.
Определение режима в исправительных учреждениях и условий отбывания наказания в главах 12 и 13 УИК РФ приводит к мысли, что это разные правовые явления и условия отбывания наказания, как это утверждалось ранее в науке, не входят в содержание режима. Условия отбывания наказания - это содержание наказания (кара), и они заключаются в том, что осужденному разрешается расходовать определенную сумму денег, находящихся на его лицевом счете, иметь определенное число краткосрочных и длительных свиданий в течение года, получать определенное количество посылок, бандеролей, а также проживать в общежитиях или камерах и т.п. (глава 13 УИК РФ). Порядок же реализации условий отбывания наказания, то есть режим, регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Общие положения Правил регламентируют и конкретизируют вопросы деятельности учреждений, чтобы создать наиболее благоприятные возможности для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
Информация о работе Перспектива развития уголовно-исполнительного права