Перспектива развития уголовно-исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.
Задачами данной курсовой работы являются следующие: рассмотреть понятие и предмет уголовно-исполнительного права России, понятие уголовно-исполнительного права, современное состояние, эволюцию и дальнейшие перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Предмет уголовно-исполнительного права
-Понятие уголовно-исполнительного права…………………………...4
-Уголовно-исполнительное право и его место в системе российского права………………………..……………………….…….….….…7
Эволюция уголовно-исполнительного права
-История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России……………………………………………….………10
- Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVII вв.)……………………………………………………..…….11
-Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II……………………………….…….…..12
- Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв……….….…15
-Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР…………………………………………………………………….……...…18
Современное состояние уголовно-исполнительного права
- Современное развитие уголовно-исполнительного права………….22
- Актуальные проблемы УИК РФ………………………………..…..…27
Перспектива развития уголовно-исполнительного права
- Расширение отрасли уголовно-исполнительного права………...…31
- Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства……………………………………………………………..…..32
6) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Реальное.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Представляется, что уголовно-исполнительное право  в дальнейшем будет развиваться  не только как отрасль регулирующая исполнение уголовных наказаний  и применение средств исправительного воздействия, но и как ресоциализационная отрасль права, включая регулирование тех отношений, которые возникают у осужденного как субъекта отбывшего наказание, но сохраняющего в течение судимости ограниченный правовой статус. Данную ситуацию кратко можно изложить следующим образом. Осужденный после отбытия наказания по прежнему, но в ином качестве, находится в сфере уголовной юрисдикции государства, т.е. сохраняется судимость, возможны дополнительные формы контроля со стороны властных структур, несет ограничения в определенных группах прав, при этом нет уверенности, что достигнуты цели наказания в процессе его исполнения. Чтобы в этом убедиться необходим некоторое время социальный контроль за осужденным после освобождения, причем большинство вопросов должно по прежнему оставаться в ведении УИС.

     В последние годы просматривается  еще одна тенденция уголовно-исполнительного  права – его развитие в сторону  интеграции с аналогичными отраслями  государств с развитыми правовыми  системами. Происходит заимствование достижений в системах исполнения уголовных наказаний, апробированных другими государствами, особенно по тем вопросам, которые являются для нас относительно новыми: обязательные работы…..

     Проявление  таких норм в несвойственных им отраслях некоторые авторы предлагают обозначать как комплексные, пограничные институты, которые образуются в процессе заимствования отраслью права норм другой отрасли. Назначение таких институтов характеризуется тем, что: а) нормы одной отрасли права применяются в другой отрасли; б) нормы закрепляются, как правило, в источниках отрасли, которая их заимствует; в) нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к специфике предмета и (или) метода заимствующей их отрасли.

     Таким образом, наличие комплексных правовых институтов в структуре уголовно-исполнительного права закономерно с позиций теории права. Но их развитие осуществляется исходя из специфики предмета уголовно-исполнительного правового регулирования. Юридическую консультацию по всем вопросам уголовно-исполнительно права можно получить в адвокатском бюро в Москве "Ваш Юридический Поверенный". Адвокаты по уголовным делам окажут всю необходимую помощь на всех стадиях уголовного процесса.

     В развитие приведенных аргументов взаимопроникновения  норм и правовых институтов в рамках национальных систем права и даже правовых семей, можно сделать предположение, что специфичность и многоплановость отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права изначально предполагает наличие заимствованных (комплексных) у других отраслей норм и правовых институтов. Эти нормы явно просматриваются в структуре УИК РФ: обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы – ст. 98; материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных – ст. 99-101, 170; материальная ответственность осужденных к лишению свободы – ст. 102; труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы – глава 14 (ст.103-108) и др.

     Наличие комплексных норм структуре уголовно-исполнительного законодательства не только необходимо, но и целесообразно с позиций эффективности правового регулирования. При этом обеспечивается единообразие регулирования однотипных групп общественных отношений, вне зависимости от того в какой социальной системе они возникают – места лишения свободы, условия прохождения армейской службы или иное.

     Далее следует остановиться на анализе  признаков и основных категорий  уголовно-исполнительного права  на современном этапе развития. Как  представляется, современный этап уголовно-исполнительной отрасли характеризуется несколькими тенденциями.

     Во-первых, уголовно-исполнительное право продолжает развиваться в тесной взаимосвязи  с уголовным и уголовно-процессуальным. По отношению к уголовному праву оно развивается как исполнительная отрасль, жестко зависимая от структуры системы уголовных наказаний, основная цель в этом случае – исполнение уголовных наказаний и достижение целей, определяемых уголовным законодательством. С таких позиций можно говорить об уголовно-исполнительном праве как вспомогательной отрасли, обеспечивающей исполнение всех видов уголовных наказаний. Соответственно материальная составляющая наказаний, а также оснований освобождения от них определена в Уголовном кодексе, уголовно-исполнительное законодательство по отношению к уголовному выступает процессуальной обеспечивающей отраслью, что ни в коем случае не принижает значимости самой уголовно-исполнительной отрасли.

     Обеспечивающая  роль уголовно-исполнительного права  по отношению к уголовному, как представляется, будет развиваться и в дальнейшем, создавая не только механизмы исполнения конкретных видов уголовных наказаний, но и способствуя освобождению уголовного законодательства от некоторых несвойственных для него норм. В частности, таких как: понятие рецидива (ст.18 УК РФ) − сегодня законодатель отказался от такого квалифицирующего принципа как повторность, следовательно рецидив все более принимает значимость только в пенитенциарном и криминологическом смыслах; назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения (ст. 58 УК РФ) и др. Как показывает практика законотворчества некоторых стран бывшего Советского Союза (Казахстан, Украина), эти нормы более характерны для уголовно-исполнительного права и соответственно нашли закрепление в обновленном уголовно-исполнительном законодательстве этих государств.

     Во-вторых, уголовно-исполнительная отрасль имеет  свои материальные нормы и свое исключительно  отраслевое содержание предмета. Это  те общественные отношения, которые  возникают при применении средств исправительного воздействия к осужденным, при поддержании правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях, а также при решении вопросов о закреплении достигнутого эффекта исправления осужденных, иными словами ресоциализационные отношения как пенитенциарного, так и постпенитенциарного периода. В связи с этим следует остановиться на нескольких моментах. Все правовые вопросы по уголовному праву успешно решают наши юристы по уголовным делам.

     Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. стала правовой основой для реформирования всех отраслей Законодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об исполнении уголовных наказаний в соответствие с нормами международного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.

     Принятые  в начале 90-х годов законодательные  акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значительно расширили предмет правового регулирования исправительно-трудового права.

     Принятие  нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного  кодексов (УИК) Российской Федерации окончательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.

     К предмету уголовно-исполнительного  права, наряду с регулированием порядка  и условий исполнения и отбывания  наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится  регламентация порядка применения к осужденным средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки).

     К предмету уголовно-исполнительного  права законодательство также относит: правовое регулирование порядка  деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и исправлении осужденных.

     Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в их социальной и трудовой адаптации и осуществление за ними контроля, что также относится к предмету уголовно-исполнительного права. Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, складывающиеся при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания, при применении к осужденным средств исправления; отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказание, и осужденными; отношения, возникающие между различными органами, организациями, учреждениями. предприятиями и т.п., а также отдельными гражданами, участвующими в исправлении осужденных и контроле за ними после их освобождения от отбывания наказания. 

     Актуальные  проблемы УИК РФ

     Исключительно большое внимание в Кодексе уделено  регулированию правового положения  осужденных, определению их правового  статуса (ч. 2 ст. 10 УИК РФ), закреплению  их основных прав и обязанностей.

       Отмечая бесспорные достоинства  Уголовно-исполнительного кодекса РФ, необходимо отметить, что настоящий нормативный акт не лишен погрешностей, в нем имеются определенные недочеты, пробелы и противоречия. Несовершенство уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд, заключается уже в том, что наряду с Основным законом, регламентирующим процесс исполнения (отбывания) уголовных наказаний, наличествует множество ведомственных нормативных актов, конкретизирующих его основные положения, что создает определенные трудности для правоприменительной деятельности.

       Следует обратить внимание на  статьи, противоречащие друг другу.  Остановимся лишь на некоторых  из них. Так, часть 1 статьи 130 не согласуется с частью 4 статьи 78 УИК. Часть 1 статьи 130 устанавливает,  что в тюрьмах содержатся осужденные, переведенные туда на срок до трех лет за нарушение порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Часть 4 статьи 78 гласит, что в тюрьму могут переводиться злостные нарушители порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего и строгого режимов. На наш взгляд, неверна часть 1 статьи 130 УИК, так как, во-первых, в тюрьму могут быть переведены только злостные нарушители режима (а не за нарушение порядка отбывания наказания), а во-вторых, данный перевод из колоний особого режима осуществлять нецелесообразно, ибо на этом виде режима условия отбывания наказания по их тяжести мало чем отличаются от условий содержания в тюрьме.

       Также следует обратить внимание  на часть 8 статьи 82 и часть  7 статьи 88 УИК РФ. Их сопоставление говорит о том, что наличие части 8 статьи 82 исключает надобность части 7 статьи 88. Напомним: первая определяет, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешено иметь при себе, получать в посылках и приобретать в магазинах, а вторая, наоборот, указывает, что данными Правилами устанавливается перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, а также количество запрещенных к продаже и использованию осужденными. Известно, что если что-то разрешается, то все остальное запрещается, и нет необходимости указывать, что именно. В этом суть разрешительного принципа в определении прав осужденных. В связи с этим, на наш взгляд, следует в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотреть один перечень вещей, предметов, продуктов питания, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах исправительных учреждений.

       Неудачно, по нашему мнению, сформулирована статья 82 УИК РФ. В ней сказано, что режим как порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, равные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Однако режим не может обеспечивать охрану осужденных и надзор за ними, так как они сами являются средствами обеспечения режима. Раздельное содержание различных категорий осужденных, а также изменение условий их содержания не являются ни объектом, ни содержанием режима, ни средством его обеспечения. Режим лишь может обеспечивать: исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, различные условия содержания осужденных.

       Определение режима в исправительных учреждениях и условий отбывания наказания в главах 12 и 13 УИК РФ приводит к мысли, что это разные правовые явления и условия отбывания наказания, как это утверждалось ранее в науке, не входят в содержание режима. Условия отбывания наказания - это содержание наказания (кара), и они заключаются в том, что осужденному разрешается расходовать определенную сумму денег, находящихся на его лицевом счете, иметь определенное число краткосрочных и длительных свиданий в течение года, получать определенное количество посылок, бандеролей, а также проживать в общежитиях или камерах и т.п. (глава 13 УИК РФ). Порядок же реализации условий отбывания наказания, то есть режим, регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Общие положения Правил регламентируют и конкретизируют вопросы деятельности учреждений, чтобы создать наиболее благоприятные возможности для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Информация о работе Перспектива развития уголовно-исполнительного права