Перспектива развития уголовно-исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.
Задачами данной курсовой работы являются следующие: рассмотреть понятие и предмет уголовно-исполнительного права России, понятие уголовно-исполнительного права, современное состояние, эволюцию и дальнейшие перспективы развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Предмет уголовно-исполнительного права
-Понятие уголовно-исполнительного права…………………………...4
-Уголовно-исполнительное право и его место в системе российского права………………………..……………………….…….….….…7
Эволюция уголовно-исполнительного права
-История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России……………………………………………….………10
- Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVII вв.)……………………………………………………..…….11
-Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II……………………………….…….…..12
- Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв……….….…15
-Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР…………………………………………………………………….……...…18
Современное состояние уголовно-исполнительного права
- Современное развитие уголовно-исполнительного права………….22
- Актуальные проблемы УИК РФ………………………………..…..…27
Перспектива развития уголовно-исполнительного права
- Расширение отрасли уголовно-исполнительного права………...…31
- Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства……………………………………………………………..…..32
6) ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Реальное.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с принятым при Николае I Уложением 1845 г. все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.

     К наказаниям уголовным, например, были отнесены (ст. 19): лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы, на поселение в Сибирь или на Кавказ; для людей, не изъятых от наказаний телексных — публичное наказание от 10 до 100 ударов плетьми через палачей с наложением или без наложения клейма. Применение каторжных работ и плетей разделялось по своей тяжести на семь степеней (ст. 21).

     К исправительным мерам относились: временное  заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежные взыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.

     Кроме того, за преступления по службе могли  последовать: исключение из службы (с  лишением права вновь поступать на государственную службу); отрешение от должности; вычет из времени службы (дающего право на пенсию, награду) до одного года; перемещение на низшую должность; вычет из жалованья (до 1/3 годового оклада).

     В целом сложившаяся система наказаний  и их исполнения в сравнении с Соборным Уложением и Артикулом воинским стала менее жесткой, однако назвать ее гуманной также нет достаточных оснований.

     Формирование  уголовной и пенитенциарной политики России XIX столетия происходило под  влиянием прогрессивных взглядов и идей отечественных и зарубежных ученых и писателей, активной позиции передовой российской общественности, что сказалось в ходе проведения прогрессивных судебной и тюремной реформ 1863-1864 гг.

     В 1864 году в контексте буржуазных реформ принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этому времени были отменены клеймение, телесные наказания для женщин, шпицрутены в армии, ограничивалось (а с 1885 г. — отменялось вовсе) применение розог. Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он знаменовал собой качественно новый этап в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики: этап окончательного оформления уголовно-исполнительного права в конце ХIХ — начале ХХ в.

     В Вооруженных Cилах с учетом известной преемственности в это время также появились новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных постановлений: Положение о военно-исправительных ротах и Военно-судебный устав 1867 г., Указ «Заведения военно-тюремные», Воинский устав о наказаниях 1869 г., Дисциплинарный устав - 1869 г.

     Дальнейшим  развитием идей демократизма и гуманизма  стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее  следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.

     Смертная  казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая  процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.

     Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительным работам.

     Заключение  в исправительный дом применялось  на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости — на срок от двух до шести лет, а в тюрьме — от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.

     Исполнение  денежного штрафа могло быть отсрочено  или рассрочено на срок до одного года.

     Развитие  уголовно-исполнительного законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей  и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.

     Ко  времени свержения монархии и Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.

     Таким образом, к началу советского периода  истории была создана законченная  отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.  

     Создание  уголовного и исправительно-трудового  законодательства в  СССР.

     Советский период уголовно-исполнительного права  продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно, базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.

     Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарного  права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении  осужденных — главной цели наказания  и общественно полезном труде  как ведущем средстве исправления.

     Основные  руководящие идеи советской уголовной  и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе  «О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом  правящей коммунистической партии в 1919 г.

     В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.

     Эти и другие принципы, программные установки  ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 — начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).

     Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных  реформаториев и земледельческих  колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений  для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

     В 1922 г. был введен в действие Уголовный  кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера — Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

     а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

     б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

     в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

     Подготовка  и принятие открытых систематизированных  документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

     Первые  уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

     Последующий этап охватывает время принятия и  действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

     Тридцатые годы характеризуются началом все  более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы.

     Период  с конца 30-х по начало 50-х годов  отмечен детерминируемыми культом  личности нарушениями законности: испра-вительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

     Следующий исторический этап характеризуется  восстановлением правовых начал  регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

     В конце 50-х — начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ  законодательства Союза ССР и  союзных республик в сфере  борьбы с преступностью, вводятся в  действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

     На  их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг..

     К середине 80-х годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных  наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

     Объективно  встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей  теоретической базе отрасли законодательства, — уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

     С ликвидацией СССР и принятием  Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.  

     Современное состояние уголовно-исполнительного права 

     Современное развитие уголовно-исполнительного  права.

     В современных условиях приходится говорить о расширении предмета отрасли и  пролонгации уголовно-исполнительных правоотношений или же их разновидности. Так, рассматривая ресоциализацию осужденных большинство ученых сходится во мнении, что она состоит из пенитенциарного и постпенитенциарного этапов. Пенитенциарная ресоциализация осуществляется в рамках уголовно-исполнительных правоотношений и является составляющей предмета отрасли. Тогда как относительно постпенитенциарной (адаптация и реадаптация после освобождения) нет единого мнения, куда же, к какой правовой отрасли ее относить и какие при этом возникают группы правоотношений.

Информация о работе Перспектива развития уголовно-исполнительного права