Особенность раскрытия преступлений связанных с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:15, дипломная работа

Описание работы

Глобализация российской и мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С МОШЕННИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ
1. Уголовно – правовая характеристика мошенничества
2. Характеристика преступлений предусмотренных ст. 159 УК РФ на современном этапе
Глава II. МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
1. Общая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка
2.Тактика и методика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка
2.1. Тактика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка
2.2. Методика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

диплом на печать.doc

— 438.00 Кб (Скачать)


5

 

 

Дипломная работа

 

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С МОШЕННИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Благовещенск

2011 г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С МОШЕННИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ

            1. Уголовно – правовая характеристика мошенничества

2.      Характеристика преступлений предусмотренных ст. 159 УК РФ на современном этапе

Глава II. МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

    1. Общая характеристика преступлений в сфере потребительского рынка

           2.Тактика и методика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка

           2.1. Тактика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка

           2.2. Методика раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             

Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления и совершенствования практики применения нормы о мошенничестве, содержащейся в статье 159 УК РФ 1996 г., за преступления совершаемыми мошенниками на потребительском рынке.

Глобализация российской и мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России.

Несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие "потребительский рынок" давно уже вошло в юридическую (экономическую) лексику, применяется во многих значениях в хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах ученых-правоведов исследовано не в достаточной степени.

Терминология "потребительский рынок", конечно же, в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"[1] нового субъекта данных отношений - "потребителя". И здесь, очевидно, необходимо дать в первую очередь само понятие "потребитель", представленное законодателем в преамбуле (вводной части) Закона РФ "О защите прав потребителей". "Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Анализируя основные работы, посвященные проблеме и понятию "потребительский рынок", мы увидим, что их авторы рассматривают проблему как бы с двух сторон (плоскостей). Авторы рассматривают вопрос, прежде всего с плоскости административно-правового регулирования потребительского рынка. При этом рассматриваемое понятие преломляется и анализируется через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. Второй момент: большинство авторов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что второй подход, как взгляд на понятие "потребительский рынок", сужает и несколько искажает сущность понятия "потребительский рынок". Но указанную проблему надо рассмотреть в обозначенной выше последовательности.

Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение относительно потребительского рынка и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли"[2].

Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н. Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что "потребительский рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг"[3], акцентируя внимание на то, что "к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции"[4].

Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая дает следующее определение:  "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг"[5].

Одним из важнейших аспектов экономической безопасности Российского государства является обеспечение защиты прав и законных интересов добросовестных участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Тенденции развития преступности на территории Российской Федерации выражаются помимо прочего в увеличении количества преступлений, совершаемых на потребительском рынке, которые представляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.

Преступные посягательства в сфере потребительского рынка - чуть ли не обыденное явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента.

Исходя из статистики о состоянии преступности и судимости за преступления против собственности за 2010 год по Амурской области видно, что за последние пять лет число осужденных за мошенничество возросло более чем в три раза и составило в 2010 г. 39 850 человек. Увеличивается и удельный вес этих преступлений в структуре преступлений против собственности – с 2,5% в 2006 г. до 7,2% в 2010 г. В течение первого полугодия 2010 г. по ст. 159 УК РФ осуждено 20 913 человек. При этом около половины из них (45,5%) признаны виновными в совершении мошенничества по предварительному сговору в составе группы лиц или с причинением значительного ущерба гражданину[1]. Причем почти каждый десятый из числа осужденных за указанный период совершил это преступление с использованием своего служебного положения либо в крупном размере. И только 3% (631) лиц, признанных винновыми в мошенничестве в первом полугодии 2011 года, совершили данное преступление в составе организованной группы либо в особо крупном размере.

Посягательства, связанные с ограничением свободной конкуренции, могли возникнуть только при формировании укладов рыночной экономики. Иные посягательства трансформировались из преступлений, ранее мало характерных для потребительского рынка. Особое место в сфере потребительского рынка занимают преступления, связанные с мошенническими действиями.

Мошенничество является преступным посягательством на собственность, в результате которого причиняется имущественный ущерб собственнику. В качестве непосредственного объекта при этом могут выступать денежные средства, товароматериальные ценности предприятий, организаций, учреждений и граждан, транспортные средства, строения, продукты питания, наркотические и радиоактивные вещества, оружие, боеприпасы и другие предметы.

В настоящее время при квалификации мошенничества, наиболее сложной является проблема отграничения мошенничества от иных составов преступлений (кражи, грабежа, разбоя, растраты чужого имущества, обмана потребителей, присвоении чужого имущества, взяточничестве) а также от правонарушений гражданско-правового характера при совершении различного рода сделок (купли - продажи, займа, поручения, кредитного договора и др.).

Изложенное позволяет сделать вывод, что проблема мошенничества в сфере потребительского рынка в настоящее время весьма актуальна.

Объект исследования - система общественных отношений в сфере потребительского рынка, охраняемых законом от преступных посягательств.

Предметом исследования выступают преступления, связанные с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка.

Цель данного исследования - изучить особенности преступлений, связанных с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка.

Следовательно, задачами являются:

1.      Раскрыть понятие и признаки мошенничества;

2.      Дать характеристику преступлений предусмотренных ст. 159 УК РФ

3.      Изучить тактику и методику раскрытия и расследования преступлений связанных с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка

4. Внести предложения по совершенствованию действующего законодательства по ст.159 УК РФ.

Теоретической основой дипломного исследования явились труды по уголовному праву, в   частности касающиеся проблемы ответственности за мошенничество работы Г.Н. Борзенкова, В.А. Владимирова, Е.В. Ворошилина, Л.В. Григорьевой, Д.В. Качурина, В.Ф. Кириченко, Г.А. Кригера, В.Д. Ларичева, Ю.И. Ляпунова, Б.С. Никифорова и других.

Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование уголовного законодательства в рассматриваемой сфере и практике его реализации; они послужили базой для дальнейших теоретических исследований.

Теоретический анализ проблемы, составляющей предмет работы, проведен в тесной взаимосвязи с практикой реформирования российского уголовного законодательства, процессов правотворчества и правореализации. Содержащиеся в работе обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать совершенствованию российского уголовного законодательства в сфере привлечения к ответственности за преступления, связанные с мошенническими действиями на потребительском рынке.

Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права и государства, использовались материалы научно-практических конференций, посвященных данной проблеме.

Методологическую базу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, сравнительно-правовой и структурно-функциональный.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы как в соответствующих отраслях  юридической науки, так и в практике борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка.

В дипломной работе сформулирован ряд выводов, имеющих значение для совершенствования законодательного, информационного, организационного обеспечения борьбы с преступлениями, связанными с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании уголовного права, в целях создания спецкурса «Преступления в сфере потребительского рынка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С МОШЕННИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ

 

1. Уголовно – правовая характеристика мошенничества

Часть 1 ст. 159 Уголовного Кодекса РФ определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотреблением доверием.

Объектом мошеннического посягательства является собственность частная (юридических лиц и граждан), коллективная, государственная, муниципальная и общественных организаций. В настоящее время в уголовно-правовой науке общепризнанно, что в преступлениях против собственности в различных её формах обязательно необходимо различать непосредственный объект  преступного деяния (собственность) и предмет преступного посягательства (имущество).

Информация о работе Особенность раскрытия преступлений связанных с мошенническими действиями в сфере потребительского рынка