Рекомендовано дополнить
ст. 156 УК частью второй, в которой
усилить уголовную ответственность
за жестокое обращение с несовершеннолетними,
предусмотрев этот признак в
качестве отягчающего обстоятельства,
а наказание установить в виде
лишения свободы на срок до
пяти лет.
Разработанные в диссертации
теоретические положения являются
обоснованными и достоверными. Они
опираются на добротную научную
аргументацию, подтверждаются результатами
авторских социологических исследований
и данными других авторов.
Научно-практическая значимость
диссертационного исследования заключается
в том, что разработанные и
обоснованные в нем теоретические
положения и рекомендации прикладного
характера вносят существенный вклад
в науку отечественного уголовного
права, в частности, в теорию нравственной
обусловленности норм уголовного права.
Сформулированные в
диссертации теоретические положения
и рекомендации по насыщению
уголовно-правовых норм нравственным
содержанием могут быть использованы
в дальнейших исследованиях по
данной проблематике, в законотворческой
деятельности, в следственно-судебной
практике, а также в учебной
работе по курсу уголовного
права в профессиональных учебных
заведениях юридического профиля,
на курсах повышения квалификации
практических работников.
Апробация результатов исследования.
Разработанные в диссертации
теоретические положения и научные
рекомендации прикладного характера
обсуждались на заседаниях кафедры
уголовного права и процесса ЧОУ
ВПО «Институт экономики, управления
и права (г. Казань)», где выполнялась
эта работа; на Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные проблемы
теории и практики применения российского
законодательства (Чебоксары, 22-24 апреля
2005 г.); на Международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы
совершенствования законодательства
России и стран СНГ» (Уфа, 18 мая 2006
г.); II Российском Конгрессе уголовного
права «Системность в уголовном
праве» (Москва, 31 мая - 1 июня 2007 г.); на Всероссийской
научно-практической конференции «Охрана
прав и интересов несовершеннолетних
в Российской Федерации» (г. Чебоксары,
18-19 октября 2007 г); на Межвузовской научно-практической
конференции «Семья в современном
обществе: от традиций к инновациям»
(г. Чебоксары, 8 февраля 2008 г.); на Международной
научно-практической конференции «Право
на защите прав и свобод человека и
гражданина (к 15-летию Конституции
Российской Федерации и 60-летию Всеобщей
Декларации прав человека) /Москва, 4 декабря
2008 г./; на Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные проблемы
юридической ответственности» (г. Тольятти,
12 декабря 2008 г.); на Межвузовской научно-практической
конференции «Конституционные основы
безопасности личности, общества и
государства (к 15-летию Конституции
Российской Федерации и 60-летию Всеобщей
Декларации прав человека) /г. Чебоксары,
17 декабря 2008 г./; на Международной научно-практической
конференции «Нравственные основы
уголовного права» (г. Москва, 28 января
2009 г.); на VI Международной конференции
«Татищевские чтения: актуальные проблемы
науки и практики» (Тольятти, 16-19 апреля
2009 г.), на Межрегиональной научно-практической
конференции «Государственный Совет Чувашской
Республики – законодательный (представительный)
орган государственной власти» (Чебоксары,
19 мая 2009 г.), на Всероссийской научно-практической
конференции «Духовно-нравственные аспекты
мирового финансово-экономического кризиса»
(Чебоксары, 20 мая 2009 г.), IV Российском Конгрессе
уголовного права «категория «цель» в
уголовном, уголовно-исполнительном праве
и криминологии» (Москва, 28-29 мая 2009 г.);
отражены в четырех монографиях, 54 научных
статьях, 17 из которых опубликованы в ведущих
рецензируемых научных журналах, рекомендованных
ВАКом Минобрнауки РФ.
Материалы диссертационного
исследования внедрены в учебный
процесс по курсам «Уголовное
право (Общая часть)», «Уголовное
право (Особенная часть)», на
юридическом факультете Чувашского
государственного университета
имени И.Н.Ульянова, а также в
других учебных заведениях в
преподавании по дисциплине «Уголовное
право». Кроме того, разработанные
автором практические рекомендации
внедрены в деятельность правоохранительных
органов Чувашской Республики.
Структура и объем
диссертации обусловлены объектом,
целями и задачами исследования.
Работа состоит из введения, семи
глав, включающих двенадцать параграфов,
заключения и списка использованной
литературы. Объем диссертации 498
страниц текста со списком
использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается
актуальность темы диссертации,
характеризуется степень ее научной
разработанности, определяются объект,
предмет, основные цели и задачи
исследования, его методологическая,
теоретическая, нормативно-правовая
и эмпирическая основа, научная
новизна, формулируются основные
положения, выносимые на защиту,
приводятся сведения о научной
достоверности и апробации, разработанных
в диссертации теоретических
положений, показывается теоретическая
и практическая значимость работы
и внедрение ее результатов,
структура и объем диссертации.
Первая глава «Нравственность
и право как регуляторы социального
поведения» объединяет два параграфа.
В первом параграфе
«Понятие нравственности и морали.
Философские и социально-политические
основы» исследуются социально-философские
трактовки понятий нравственности
и морали, раскрывается их сущность,
соотношение, рассматриваются основные
теории возникновения норм нравственности,
показывается влияние обычаев,
традиций, религиозных воззрений
и идеологии на формирование
нравственных норм и нравственных
представлений.
В работе делается
вывод, что используемые в социуме
и науке понятия мораль и
нравственность – понятия не
тождественные. В диссертации
обосновывается точка зрения, что
нравственность – это совокупность
норм (норм нравственности), определяющих
поведение индивидуума в социуме
в зависимости от сложившихся
в нем нравов, традиций, принципов
общежития людей как благопристойное.
Мораль трактуется как особая
форма общественного сознания
относительно поведения людей
в обществе с учетом сложившихся
норм нравственности.
В диссертации аргументируется
точка зрения о том, что социально-философская
категория мораль шире понятия
нравственности, т.к. помимо отношения
к нормам нравственности категорией
мораль охватываются взгляды
и представления социума и
живущего в нем человека, видение
ими тех или иных нравственных
принципов, его индивидуальные
особенности и т.п.Известно, что у
различных слоев населения одного и того
же общества, в зависимости от участия
в различных сферах материального и духовного
производства формируются в том или ином
отношении различные нормы нравственности
и моральные ценности. Моральные представления
таксиста, врача, педагога и представителя
шоу бизнеса или олигарха во многом неодинаковы.
Однако как ни различаются моральные установки
(нормы нравственности) у отдельных групп
населения определенного социума, формируются
и поддерживаются всеми непреходящие
моральные (нравственные) ценности. Поэтому
любое общество формирует и охраняет общественную
нравственность, которая основывается
на общечеловеческих ценностях.
В Конституции РФ (ч.
3 ст. 55), в наименовании и содержании
ст. 169 части первой Гражданского
кодекса РФ 1994 г. используются
понятия нравственности, а в позднее
принятых УК РФ 1996 г. (в наименовании
главы 25) и в ст. 1.2., а также
в наименовании главы 6 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях – употребляется
понятие «общественной нравственности».
Поэтому в диссертации исследован
вопрос о соотношении этих
понятий и сформулировано теоретическое
положение о том, что в Конституции
РФ и КоАП РФ под нравственностью
понимается общественная нравственность,
а поскольку УК РФ и КоАП
РФ приняты позднее и в них
используются уже сформировавшиеся
новые представления общества
о нравственности, в доктрине, в
законотворчестве и правоприменительной
практике целесообразно пользоваться
понятием «общественная нравственность».
Под общественной нравственностью
в диссертации понимается совокупность
норм нравственности, сложившихся
в конкретном обществе, одобряемых
и принимаемых большей частью
данного общества, т.е. господствующих.
Поэтому нормы общественной нравственности
являются объектом конституционной
защиты и уголовно-правовой охраны.
В то же время сами нормы
общественной нравственности являются
идейными началами норм права
вообще и уголовного права
в частности, критерием их справедливости.
Во 2-ом параграфе 1-ой
главы диссертации «Соотношение
норм нравственности и права
как регуляторов социального
поведения» дается характеристика
права как системы правовых
норм, показаны общие и отличительные
черты правовых норм и норм
нравственности, а также исследуются
вопросы взаимодействия норм
права и общественной нравственности,
в т.ч. с использованием постулатов
Библии и Корана.
Подчеркивается
большая роль религии в формировании
норм общественной нравственности.
Отмечается, что с точки зрения
механизма действия религиозные
нормы – мощный внутренний
регулятор поведения человека
и, вследствие этого, важный
инструмент поддержания и сохранения
нравственного и правового порядка
в обществе.
Религия различных
конфессий на протяжении тысячелетий
объединяла людей и оказывала
прямое или косвенное влияние
на жизнь государства и ее
членов. Влияние религии сказывается
не только на духовной жизни общества,
но и на политической. Она воздействует
через деятельность верующих индивидов,
а также различных общественных объединений
и т.п.
По вопросам понимания
населением и практиками соотношения
и взаимодействия правовых норм
и норм общественной нравственности
используются данные авторских
социологических опросов и материалов
следственно-судебной практики.
Автор работы исходит
из того, что сущность права
– это обусловленная материальными,
социальными и духовными условиями
функционирования общества общая
воля как результат сочетания
частных интересов, выраженная
в законе либо иным способом
признаваемая государством и
выступающая общим регулятором
поведения людей (С.С. Алексеев,
В.В. Лазарев,
В.М. Сырых).
В диссертации дается
характеристика различий норм
права и норм нравственности,
которые состоят в следующем:
1. Правовые нормы устанавливаются
и санкционируются государством
и выражают государственную волю,
в то время как нормы общественной
нравственности формируются обществом,
выражая общественную волю;
2. Правовые нормы объективированы
формально в письменной форме
и общеобязательны для всех
членов общества; нормы же общественной
нравственности, как правило, не
фиксируются в письменной или
иной форме, объективно функционируют
в устной форме, утверждаются
в сознании людей. Они передаются
из поколения в поколение людей
либо вновь формируются (складываются)
в виде общепринятых представлений
о добре и зле, запечатлеваются
в пословицах и поговорках, литературных
произведениях либо произведениях
искусства. Они зачастую идут
впереди норм права, предвосхищая
в том числе будущие образцы
человеческих отношений;
3. Правовые нормы обеспечиваются
принудительной силой государства,
их нарушение влечет применение
компетентными органами государства
и органов местного самоуправления
определенных санкций, а нормы
общественной нравственности реализуются
по убеждению и обеспечиваются
авторитетом общественного мнения,
их реализация осуществляется, в
основном, добровольно в силу
сложившихся убеждений людей;
4. Правовые нормы более
или менее детально регламентируют
те или иные аспекты поведения
участников общественных отношений,
устанавливая их взаимные права
и обязанности, а предписания
норм общественной нравственности чаще
выступают как веления общего характера,
а не в качестве конкретных правил.
Нравственное подкрепление
или обеспечение является важнейшим
фактором повышения эффективности
правовых норм, в том числе
норм уголовного права. На основе
норм общественной нравственности
можно судить о том, насколько
справедливы те или иные правовые
нормы с точки зрения общественного
мировоззрения и правосознания
данного социума. Диалектика права
и общественной нравственности
достаточно сложное явление. Возрастание
роли нравственных начал в
формировании и реализации правовых
норм лишь одна из ее составляющих.
Общественная нравственность
составляет и должна определять
духовную компоненту права, т.к.
она образует фундаментальные
основы формирования правовых
идей и принципов. В то же
время сами нормы общественной
нравственности нередко нуждаются
в охране правом, являются объектом
правовой защиты.
http // www. rusk. ru/newsdata.php?idar=181958
См.: http: // www. muslim. ru /1/cont/8/1183.
htm
См.: http: // www. muslim. ru /1/cont/8/1183.
htm
В дальнейшем - РФ
См.: Концепция национальной
безопасности Российской Федерации
/ Указ Президента РФ от 17 декабря
1997 г. № 1300 // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2000. № 7. Ст.
170.
См.: Послание Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации
от 26 апреля 2007 г. // Российская газета.
2007. 27 апреля.
См.: Конституция Российской
Федерации // Собрание законодательства
Российской Федерации.- 2009.-
№ 4.- Ст. 445.
См.: Кузнецова Н.Ф. Уголовное
право и мораль. М., 1967. 104 с.
См.: Герасимов А.М. Нравственность
в уголовном праве России / Автореф.
дисс. …канд. юрид. наук.- Саратов, 2006.-
21 с.
Миллеров Е.В. Уголовно-правовая
охрана нравственности // Автореф.
дисс. …канд. юрид. наук.- Ростов-на-Дону,
2006.- 26 с.
Бойко А.И. Системная
среда уголовного права // Автореф.
дисс. … докт. юрид. наук.- Москва, 2008.
59 с.
См.: Владимиров Л.Е.
Уголовный законодатель как воспитатель
народа. М., 1903. С. 30.
См.: Познышев С.В. Задачи
общественных наук в связи
с основами этики. М., 1908. С. 140.
Вторая глава диссертации
«Уголовное право в системе регуляторов
социального поведения» состоит
из двух параграфов.