Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую юридическую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления, и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника.
Присоединение дополнительных наказаний при назначении наказания по совокупности приговоров производится по тем же правилам, что и при совокупности преступлений.
Необходимо отметить, что предусмотренная статьёй 44 УК РФ система наказаний включает в себя большое число разнообразных по содержанию мер государственного принуждения. На этом основании довольно распространены случаи, когда при совокупности преступлений или совокупности приговоров назначаются разные виды наказаний. В таких ситуациях возникает необходимость сложения различных наказаний, которые необходимо преобразовать в однородные количественные показатели. С учётом сказанного уголовный закон устанавливает определённый порядок определения сроков наказаний при их сложении. В соответствии со статьёй 71 УК РФ при частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствуют: один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части; два дня ограничения свободы; три дня исправительных работ; восемь часов обязательных работ. Например, если за одно преступление лицо осуждается к лишению свободы на срок в три года, а за другое к двум годам ограничения свободы, последнее из указанных наказаний в порядке статьи 71 УК РФ преобразуется в один год лишения свободы, из расчёта два дня ограничения свободы за один день лишения свободы.
Штраф
либо лишение права занимать определённые
должности или заниматься определённой
деятельностью, лишение специального
воинского или почётного звания, классного
чина и государственных наград, а также
конфискация имущества при сложении их
с ограничением свободы, арестом, содержанием
в дисциплинарной воинской части, лишением
свободы исполняются самостоятельно.
Например, при назначении наказаний в
виде лишения свободы и штрафа осужденный
направляется в исправительную колонию
и при этом подвергается денежному взысканию
в определённых приговором суда размерах.
Глава III. Личность обвиняемого и сроки назначения наказания.
1.Иследование
личности обвиняемого
при назначении
наказания
Один из краеугольных принципов права — всесторонний учет личности субъекта правовых норм и отношений. И это касается не только участников трудовых, гражданских, семейных, административных правоотношений, но и тех граждан, которые вступают в уголовно-правовые и уголовно-процессуальные отношения с государством и его органами, причем не только в роли потерпевшего или свидетеля, но и в роли обвиняемого по уголовному делу. Известно, что наш уголовный закон не только карает преступника, но и имеет целью его исправление и перевоспитание, а также предупреждение правонарушений со стороны других неустойчивых членов общества. Выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если приговор суда будет законным и справедливым. Это, в свою очередь, предполагает всесторонний учет личности обвиняемого как при назначении наказания и выявлении причин правонарушения, так и во всем процессе расследования и судебного рассмотрения дела. Ее характеристика отнюдь не сводится к признакам субъекта преступления: вменяемости, возрасту и иногда служебному положению. Личность — это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности н отношений. Усиление внимания к изучению личности в советской философии, социологии и психологии привело к появлению в последние годы ряда содержательных работ, характеризующих личность во многих ее проявлениях. Если суммировать признаки личности, рассматриваемые в этих работах, то можно указать па три основных ее элемента:
1) социально-демографические признаки личности;
2) нравственно-психологические качества;
3) социальные
роли—поведение человека в
Каждый из этих элементов
Закон
не случайно требует
Не менее важно
учитывать и возрастные различия
правонарушителей. Человек — существо
социальное, поэтому с изменением возраста
происходят не только физиологические
изменения его организма, но и социальные
изменения личности. С течением времени
меняется также его ближайшее окружение
(микросреда), да и общество в целом. Изменяются
условия, в которых живет человек, социальные
функции, опыт, привычки, способы реагирования
на конфликтные ситуации, его стремления,
желания, круг интересов и потребностей;
происходит становление и развитие личности.
Все эти изменения сказываются как на
поведении отдельного человека в разном
возрасте, так и на структуре преступности
в целом, если ее проанализировать в разрезе
возрастных групп.
Выборочные изучения показывают, что наибольшее число преступлений совершается в возрасте 25—29 лет. Надо полагать, что объясняется это не столько повышенной активностью людей в этом возрасте, сколько различными социально-психологическими причинами. Именно в этом возрасте, как правило, определяется направление трудовой деятельности, создается семья, решаются жизненно важные вопросы, в известном смысле завершается становление личности. На этот период падает наибольшее число жизненных ситуаций, требующих правильного, подчас сложного решения, а личный опыт человека еще недостаточно велик. Молодой человек уже освободился от опеки и контроля со стороны родителей, но не всегда достаточно прочно включился в иные системы социальных связей и социального контроля. Все это означает для судебных органов необходимость повышенного внимания к молодым правонарушителям, активного проведения профилактической работы среди этой категории лиц. Анализ состояния и динамики преступности в районе, области, в разрезе возрастных показателей может указать и на другие возрастные группы, обладающие криминологическими особенностями.
Хорошо известна связь между образовательным уровнем и преступностью. Не более 7—10% осужденных имеют законченное среднее образование и только до 2%— высшее (в том числе незаконченное). Наиболее низкий уровень встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за преступления против личности, связанные с насилием. Анализ данных об образовании правонарушителей нс должен ограничиваться констатацией полученных сведений; более важной задачей является выявление причин низкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ и т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции судебных органов, однако их постановка перед соответствующими государственными органами и общественными организациями заслуживает внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной практики.
Такой социально-демографический признак, как семейное положение обвиняемых, казалось бы, мало связан с преступным поведением. Общая структура состава преступников по признакам семейного положения в основном соответствует структуре населения. Однако в судебной статистике совершенно не учитываются данные о характере семейных отношений, а они-то особенно важны. Достаточно сказать, что по выборочным исследованиям плохие отношения между родителями в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7—8 раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших преступлений); число семей, где родители систематически пьянствовали, у преступников-подростков больше в 6—7 раз; число семей, где родители были осуждены, больше в 4—5 раз; семей, распавшихся в результате развода, больше в 3—4 раза; наконец, низкий образовательный уровень родителей у подростков-преступников встречается в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе19.
Вот почему как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел никак нельзя ограничиваться стандартными вопросами типа «холост— женат»; задача суда состоит в том, чтобы по возможности более глубоко выяснить характер семейных взаимоотношений, условий воспитания в семье. Это в первую очередь относится к преступлениям подростков, а также к тем преступлениям взрослых, где усматривается связь поведения виновного с конфликтной обстановкой в семье.
Выяснение этих обстоятельств дает возможность правильно понять непосредственные причины совершения преступления обвиняемым, мотивы и цели его поведения. Особенно важно это по делам о преступлениях против личности, которые нередко совершаются в результате обостренных, неприязненных семейных отношений.
Во многих случаях
полезно поинтересоваться данными
о личности потерпевшего и его поведении,
предшествовавшем преступлению. Исследования
показывают, что из числа мужчин, являющихся
потерпевшими по делам об убийстве, около
25% находились в состоянии опьянения, причем
многие из них оказались участниками ссор
и драк, в результате которых происходит
каждое пятое убийство. По делам об изнасилование
более чем в 40% случаев потерпевшие легкомысленно
завязывали знакомство с обвиняемым, участвовали
с ним в совместных выпивках. Все это не
может не сказаться на решении ряда вопросов,
возникающих во время судебного разбирательства20.
2. Определение сроков и исчисление наказания, зачет наказания
При сложении наказаний, при замене наказаний, а также при зачете наказаний важным является вопрос об исчислении сроков наказаний. Исчисление сроков наказаний имеет большое значение и для судебной практики, обеспечивая единый подход к назначению различных видов наказаний в указанных выше случаях21. Все виды наказаний, перечисленные в ст. 44 УК, имеют свое количественное исчисление, каждый из них определяется конкретным сроком или размером. Уголовный кодекс в ст. 72 указывает, что сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а сроки обязательных работ исчисляются в часах. Это правило относится только к назначению наказания за совершенное преступление и означает, что срок этих наказаний не может быть назначен на часть месяца, на несколько дней. В этих случаях суд имеет право назначить наказание только как целыми годами, так и годами с месяцами22. Например, два года, три года и шесть месяцев и т. д. При относительно определенной санкции, где, например, исправительные работы определены на срок от двух месяцев до одного года, наказание может быть назначено только в виде целых месяцев (три, пять, восемь и так далее месяцев исправительных работ), но не шесть с половиной месяцев и т. д.
Срок обязательных работ, как указано в законе, исчисляется в часах. Отбывание этого наказания иначе как в часах невозможно, поскольку согласно ст. 49 УК отбывание этого наказания строго регламентировано и установлено к отбыванию по несколько часов в день (не свыше четырех)
При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, при сложении наказаний, а также при зачете наказания сроки указанных выше наказаний могут исчисляться в днях. Часть 3 ст. 72 УК устанавливает, что время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок отбывания наказания:
— при назначении лицу наказания в виде лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста — срок содержания под стражей засчитывается из расчета один день за один день;
— при назначении наказания в виде ограничения свободы — один день содержания под стражей за два дня ограничения свободы;
— при назначении исправительных работ и ограничений по военной службе — один день содержания под стражей за три дня исправительных работ или ограничения по военной службе,
— при назначении обязательных работ — один день содержания под стражей засчитывается за восемь часов обязательных работ.
В срок отбывания наказания засчитывается все время содержания лица под стражей:
— время задержания в качестве подозреваемого в преступлении в соответствии со ст. 122 УПК РСФСР;
— время нахождения под стражей в качестве меры пресечения (ст. 96, 97 УПК);
— время пребывания в психиатрическом стационаре в связи с проведением судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК);
— время нахождения лица в медицинском учреждении на принудительном лечении, если психическое расстройство наступило после совершения преступления, в случае его излечения (ст. 103 УК РФ). При этом, независимо от того, прерывалось ли предварительное содержание лица под стражей или не прерывалось, оно полностью со всеми прерванными сроками засчитывается в качестве отбытого наказания, назначенного виновному. В случае отмены ранее вынесенного приговора вышестоящим судом, при новом рассмотрении дела зачету подлежит все время нахождения лица под стражей, как до вынесения первого приговора, так и после вынесения его до провозглашения нового приговора. Если время пребывания лица под стражей равно или покрывает назначенное судом наказание то виновный считается отбывшим наказание.23
При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания. В судебной практике в подобных случаях суды отмечают это обстоятельство в приговоре и дают ему оценку при обсуждении вопроса о назначении наказания.
В то же время
закон не дает конкретных указаний
по поводу зачета лицу времени содержания
его под стражей до судебного
разбирательства, когда в качестве
основного наказания