Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые и характеризируют объект данного исследования:
Проанализировать составов преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь «Получение взятки», ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», ст. 432 УК Республики Беларусь «Посредничество во взяточничестве».
Проанализировать обстоятельства, отягчающие ответственность при совершении данных общественно опасных деяний.
Рассмотреть спорные вопросы квалификации, возникающие при расследовании тех или иных злоупотреблений должностных ли

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ……………………………. 5

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ………………….…………. 13

2.1ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ………………………….. 13

2.2 СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ……………………………. 16

2.3 СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ …………………………….. 20
КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ……………………………………………… 23

3.1ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ………………………………………….……... 23

3.1.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 23

3.1.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………. 26

3.1.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 31

3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ ……………………………………….………………… 32

3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 32 3.2.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………… 34

3.2.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 36

3.3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕЧТВЕ ………………..…. 36

3.3.1ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………... 36

3.3.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОСОБО

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………..………….38

ЗАКЛЮЧЕНЕ ………………………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 42

Работа содержит 1 файл

взятка.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

    Необходимо отметить, что вымогательство взятки отсутствует, если со стороны должностного лица имело место всего лишь предложение дать взятку, а не угроза, и тем более не какие-либо действия, причиняющие вред законным интересам взяткодателя. Поэтому в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, а по рассмотрении уголовного дела в суде – в приговоре, должно быть указано в чем выражалось вымогательство. Если, не смотря на угрозу или совершение действий, направленных на получение взятки, лицо, у которого вымогали взятку, по тем или иным причинам взятку не передало, действия должностного лица подлежат квалификации как покушение на получение взятки путем вымогательства.

     Если при этом в действиях, направленных на вымогательство взятки, содержаться признаки иного преступления, то лицо отвечает по совокупности преступлений и по статье Особенной части Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за данное деяние.                      

    Следующим квалифицирующим признаком получения взятки является признак получения взятки группой лиц по предварительному сговору. . Получение взятки группой лиц по предварительному сговору имеет место тогда, когда в данном преступлении участвовало два или более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении или не совершении в интересах дающего взятку какого-либо конкретного действия (бездействия) по службе.

    Соисполнительство означает, что посягательство осуществляется совместными действиями нескольких лиц. «Возможное распределение ролей между соучастниками в рамках группового преступления, совершаемого по предварительному сговору, не может быть ни чем иным, кроме распределения конкретных обязанностей по совершению различных действий, входящих в объективную сторону состава преступления» [22, с. 57]. Предварительный сговор – это соглашение, заключенное до начала посягательства, и касающееся основных признаков задуманного преступления. Каким способом достигли договоренности виновные лица, значения не имеет. Важно, что сам сговор носит конкретный, определенный характер и считается действительным лишь в отношении того преступления, относительно совместного совершения которого договаривались виновные лица. Таким образом, для получения взятки группой лиц по предварительному сговору необходимо наличие как минимум двух соисполнителей и предварительной договоренности между ними.

    Кроме того, с субъективной стороны, необходимо осознание единства совместных действий, общности и обусловленности действий соисполнителей и достигаемых результатов и достаточно того, чтобы один из должностных лиц, входящих в группу, выполнял действия в интересах взяткодателя, а остальные ему попустительствовали.

       Получение взятки группой лиц должно признаваться оконченным преступлением, если взятка принята хотя бы одним из должностных лиц. При этом не требуется, чтобы взяткодатель был осведомлен о том, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.

    При получении взятки группой лиц по предварительному сговору ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а если взятка получена в крупном либо в особо крупном размере, то каждый из соучастников преступления, которому об этом было известно, несет ответственность с учетом данного квалифицирующего признака [8].

    Квалифицированным составом получения взятки является также получение взятки в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к главе 35 УК Республики Беларусь признается размер на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающую размер минимальной заработной платы. Предмет взятки во всех случаях подлежит оценке в национальной валюте Республики Беларусь на основании действующих цен, официального курса иностранных валют, расценок или тарифов на услуги, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов о его стоимости на момент совершения преступления.

     Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное надлежит квалифицировать как получение взятки в крупном размере. В противном случае, при отсутствии единого умысла на получение взятки в несколько приемов, содеянное чиновником должно квалифицироваться, как получение взятки неоднократно, нельзя складывать несколько отдельно полученных должностным лицом взяток для вменения такого отягчающего ответственность обстоятельства как получения взятки в крупном размере.

    Когда должностное лицо, имея умысел на получение взятки в крупном размере, получило в качестве первого взноса сумму, такой размер не образующую, и было при этом задержано сотрудниками правоохранительных органов. Получение взятки признается оконченным с момента принятия должностным лицом вознаграждения. При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо всю заранее оговоренную взятку или только часть ее. Встает вопрос, квалифицировать деяние чиновника по ч. 1 ст. 340, как получение взятки без отягощающих обстоятельств, либо по ч.2 ст.430, как получение взятки в крупном размере. По мнению автора данной работы деяние чиновника в такой ситуации необходимо квалифицировать как покушение на получение взятки в крупном размере. 
 
 

      1. ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
 
 

    В ч. 3 ст. 430 УК Республики Беларусь особо квалифицированный состав получения взятки:

  1. получение взятки лицом, ранее судимым за взяточничество;
  2. получение взятки организованной группой;
  3. получение взятки лицом, занимающим ответственное положение.

    Первым из особо отягощающих ответственность взяткополучателя обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 430 УК, является получение взятки лицом, ранее судимым за взяточничество., Этот признак означает, что в прошлом лицо было осуждено за получение или дачу взятки, либо за посредничество во взяточничестве, если при этом судимость за указанное деяние не погашена или не снята в установленном законном порядке. Лицо будет считаться ранее судимым, если оно осуждалось до этого как за оконченное преступление (получение взятки, дачу взятки или посредничество), так и за покушение на данные преступления независимо от того, было ли лицо исполнителем или выступало в роли соучастника. Под лицами, ранее судимыми за преступления, предусмотренные ст.ст.430, 431 и 432 УК Республики Беларусь также следует понимать лиц, имеющих не погашенную и не снятую в установленном порядке судимость за деяния, предусмотренные как названными статьями, так и ст.ст.169, 169-1 и 170 УК 1960 года. [8].

    Особо квалифицированным составом является получение взятки организованной группой. Преступление считается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместного осуществления преступной деятельности. Можно выделить  следующие признаки, наличие которых указывает на организованную преступную группу:

  1. Это управляемая группа, в ней явно наблюдаются элементы дисциплины, руководства, планирования преступной деятельности;
  2. Организованная преступная группа создается для неоднократного совершения преступлений (для занятия преступной деятельностью);
  3. Это устойчивая группа, ее существование не ограничивается временными рамками и обусловлено занятием ее членами преступной деятельностью как преступным промыслом.

    Все участники преступной группы признаются соисполнителями совершенных ими в составе группы преступлений, независимо от фактической роли в их совершении. Поэтому, правильным представляется  мнение о том, что участники организованной группы, «совершившей преступление, требующее специального субъекта, могут быть лица, не обладающие признаками специального субъекта, поскольку, выполняя даже роль пособника при совершении, например такого преступления, как получение взятки, они признаются соисполнителями этого преступления в составе организованной группы» [23, с. 212]. То есть те лица, которые при получении взятки вне рамок организованной группы, привлекались бы к ответственности как пособники, подстрекатели, организаторы получения взятки, поскольку не являются должностными лицами, при получении взятки в рамках организованной группы будут являться соисполнителями данного преступления. Их деяния следует квалифицировать по ч.3 ст. 430 УК Республики Беларусь, без ссылки на ст. 16 УК Республики Беларусь. Организаторы (руководители) организованной группы несут ответственность за все совершенные группой преступления, если эти преступления охватывались их умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

     Последним особо отягчающим ответственность взяткодателя признаком является получение взятки лицом, занимающее ответственное положение. Под такими лицами, согласно  ч. 5 ст. 4 УК Республики Беларусь, понимаются:

  1. Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;
  2. Руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь и их заместители;
  3. Руководители местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;
  4. Судьи;
  5. Прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравниваемые к ним прокуроры и их заместители;
  6. Следователи и начальники органов дознания;
  7. Руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители.
 
 

3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ 

3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 
 

    Под дачей взятки следует понимать передачу лично или через посредника материальных ценностей или выгод имущественного характера должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

    Дача и получение взятки неразрывно связаны между собой. С объективной стороны дача взятки характеризуется теми же признаками, что и получение взятки.

     Дача взятки является формальным составом. Преступление считается оконченным с момента фактического принятия взятки или хотя бы части ее должностным лицом вне зависимости от того, были ли последним выполнены обусловленные взяткой действия в пользу дающего или нет. Действия, направленные на дачу взятки, но не завершившиеся принятием ее должностным лицом квалифицируются как покушение на дачу взятки, «но в то же время при даче должностному лицу взятки по частям, в несколько приемов, вручение хотя бы части обусловленной суммы образует не покушение, а оконченное преступление – дачу взятки» [19, с. 386].

     Как взяткодатели несут ответственность чиновники, предложившие подчиненным по службе лицам добиваться путем дачи взятки другому лицу желаемого действия или бездействия. Лица, вступившие по поручению своих руководителей в сговор с должностными лицами о выполнении за взятку определенных действий, и вручившие взятку являются соучастниками этого преступления. Если же они лишь передают взятку, зная о характере поручения, их действия следует расценивать как посредничество во взяточничестве.

    Согласно  примечанию к ст. 431 УК Республики Беларусь, имеется 2 основания освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку:

  • если в отношении его имело место вымогательство во взятки;
  • если лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

    Это два самостоятельных основания. Для освобождения от уголовной ответственности не нужна совокупность этих оснований, любое из них без совокупности с другими является достаточным и необходимым основанием к тому, чтобы освободить лицо от уголовной ответственности.

    Вымогательством взятки является требование, предъявляемое должностным лицом, сопровождаемое угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо его близким, либо поставление его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку в целях предотвращения вредных последствий для правоохраняемых интересов.

     Следующим основанием, освобождающим взяткодателя от ответственности, является добровольное заявление лицом о содеянном. Это положение логично вытекает из нормы об освобождении лица в связи с деятельным раскаянием. По этому основанию (в связи с деятельным раскаянием) освобождается лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности. За совершение преступления более тяжкой категории лицо может быть освобождено в связи с деятельным раскаянием, только в случаях, специально предусмотренных Особенной частью, как это имеет место в случае со взяткодателем. Поэтому исходя из нормы о добровольном раскаянии представляется, что для освобождения лица от ответственности за дачу взятки последнее должно не только добровольно заявить о содеянном, но и активно способствовать раскрытию преступления, а так же возместить в случае необходимости ущерб от преступления. «Обстоятельством, определяющим решение вопроса о добровольном заявлении, является не то, когда сделано заявление – до или после возбуждения уголовного дела. Имеет значение, прежде всего субъективное представление заявителя об осведомленности органов власти о совершенном преступлении. Поэтому, если заявитель убежден, что о даче им взятки ничего не известно и, следовательно, действует исключительно по своему внутреннему убеждению, добровольно, то, несмотря на его возможную ошибку, он подлежит освобождению от уголовной ответственности»  [24, с. 58].

Информация о работе Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством