Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые и характеризируют объект данного исследования:
Проанализировать составов преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь «Получение взятки», ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», ст. 432 УК Республики Беларусь «Посредничество во взяточничестве».
Проанализировать обстоятельства, отягчающие ответственность при совершении данных общественно опасных деяний.
Рассмотреть спорные вопросы квалификации, возникающие при расследовании тех или иных злоупотреблений должностных ли

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ……………………………. 5

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ………………….…………. 13

2.1ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ………………………….. 13

2.2 СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ……………………………. 16

2.3 СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ …………………………….. 20
КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ……………………………………………… 23

3.1ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ………………………………………….……... 23

3.1.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 23

3.1.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………. 26

3.1.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 31

3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ ……………………………………….………………… 32

3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 32 3.2.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………… 34

3.2.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 36

3.3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕЧТВЕ ………………..…. 36

3.3.1ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………... 36

3.3.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОСОБО

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………..………….38

ЗАКЛЮЧЕНЕ ………………………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 42

Работа содержит 1 файл

взятка.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

    При решении вопроса о наличии  или отсутствии признаков должностного лица следует исходить не из названия должности, а из полномочий которыми обладает данный работник. Например, старший продавец торгового предприятия является должностным лицом лишь тогда, когда имеет подчиненных возглавляя отдел или секцию магазина. В остальных случаях название его должности свидетельствует только об уровне квалификации. Не является должностным лицом работник, осуществляющий техническое руководство производственным или учебным процессом, например, стропальщик, отдающий крановщику команды о движении груза, учитель поддерживающий дисциплину в классе, хирург, руководящий действиями ассистентов во время операции.

    Кроме того необходимо учитывать, что лицо, совершившее по своей инициативе действия, повлекшие или могущие повлечь определенные правовые последствия для других лиц, но не наделенное для этого полномочиями, не может нести ответственность за получение взятки [8].

    В каждом конкретном случае получения взятки закон предписывает тщательно анализировать характер выполняемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию обязанностей, вытекающих из его служебных полномочий или должности, на которую он назначен правомочными на то органами или должностными лицами. Зачастую при применении этих положений на практике возникали   многочисленные  вопросы,  связанные  с  разграничением  понятий организационно-распорядительных, административно-хозяйственных полномочий, юридически значимых действий. Так, возник вопрос о том, является ли преподаватель во время сдачи экзамена должностным лицом или нет. Разрешение данных вопросов стало возможным с изданием заключения Конституционного суда Республики Беларусь «О соответствии конституции положения п.3 части четвертой ст.4 УК РБ и основанной на нем практике применения понятия должностного лица по признаку совершения им юридически значимых действий» от 12 ноября 2001г. До принятия указанного заключения п.4 постановления №4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», где указывалось, что «работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, должностными лицами не являются. Такие работники могут быть субъектом должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено в исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций либо выполнение юридически значимых действий» [12, с. 7], ориентировал правоприменителя на  суженное понимание понятия «должностное лицо» по признаку выполнения им юридически значимых действий, необоснованно тесно связывая выполнение таких действий с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных действий, исполнение которых возложено на лицо в установленном порядке. Результатом этого явилась неединообразная, зачастую ошибочная практика применения понятия «юридически значимые действия» при определении того, является ли преступник должностным лицом или нет.

     В упомянутом же заключении Конституционного Суда указанно, что в п.3 ч.4 ст.4 УК Республики Беларусь используется признак, определяющий должностное лицо, по характеру выполняемых им полномочий (кроме указанных в первых двух пунктах полномочий представителя власти). В данном пункте предусматриваются три вида таких полномочий:

  • Выполнение лицом организационно-распорядительных обязанностей;
  • Выполнение лицом административно-хозяйственных обязанностей;
  • Совершение юридически значимых действий, на которые лицо уполномочено в установленном  порядке.

    «Все эти виды полномочий, выступающие как признаки должностного лица в том смысле, какой им придается уголовным законом, являются самостоятельными признаками, как правило, не связанными друг с другом. При этом выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей связано с выполнением юридически значимых действий, однако выполнение последних выступает и как самостоятельное основание для отнесения того или иного работника, не наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, к категории должностных лиц» [13, с. 26].

    Таким образом, можно выделить следующие признаки, каждый из которых свидетельствует о том, что данное лицо является должностным:

  1. Выполнение лицом полномочий представителя власти. Это лицо, имеющее право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных по службе. Таковыми могут быть как лица находящиеся на государственной службе (следователи, прокуроры), так и представители общественности, то есть лица, не состоящие на службе в государственном аппарате, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия (народные заседатели). Эти лица имеют право в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри какой-либо отдельной системы или ведомства, но и по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан. «Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях, не связанных с подчинением ему по службе. Многие представители власти вообще не имеют подчиненного по службе, но обладают властными полномочиями (пример, следователь, рядовой милиционер)» [14, с. 45]. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» от 22 июля 2003 г. к данному признаку также можно отнести выполнение полномочий представителя власти иностранного государства, международных организаций и международных судов.
  2. Выполнение лицом организационно-распорядительных обязанностей. Суть данных обязанностей в руководстве деятельностью других людей. К таковым обязанностям относятся: организация работы учреждения или предприятия в целом или на отдельных участках, подбор кадров и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация или планирование работы, контроль и проверка исполнения и тому подобное. «Всякого работника предприятия, учреждения или организации, имеющего в своем служебном подчинении других людей, руководящего их деятельностью, нужно считать должностным лицом» [14, с. 45]. Выполнение организационно-распорядительных обязанностей, как правило, связано с выполнением лицом юридически значимых действий.
  3. Выполнение лицом административно-хозяйственных обязанностей. Суть таких обязанностей заключается в распоряжении и управлении имуществом, руководстве производственными процессами, сбытом продукции и тому подобное. Все работники, в обязанности которых входит руководство производственным процессом, распоряжение материальными ценностями, учет и контроль над их расходованием, учет производственной работы и начисление за труд, – это должностные лица по признаку исполнения возложенных на них административно-хозяйственных обязанностей. Такими полномочиями в частности обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры, контролеры. Выполнение административно-хозяйственных обязанностей, как правило, связано с выполнением должностным лицом юридически значимых действий.
  4. Совершение юридически значимых действий, на которое лицо уполномочено в установленном порядке. Данное полномочие может не быть связанным с выполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, и само по себе является достаточным основанием, для признания лица, осуществляющего указанное правомочие, должностным. Юридически значимыми должны признаваться такие действия в результате совершения, которых наступают или могут наступить правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. «Таким образом, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, по смыслу уголовного закона – это лица, постоянно или временно занимающие в организациях (независимо от форм собственности) должности, либо выполняющие возложенные на них обязанности по специальному полномочию и совершающие такие действия, в результате которых  наступают или могут наступить юридически значимые последствия, в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются другие лица» [6, с .281]. Кроме того, необходимо также отметить, что для признания должностным лицом не имеет значения, занимает субъект должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий либо уполномочен на выполнение юридически значимых  действий по назначению или по выборам, за вознаграждение или бесплатно, постоянно или временно или по специальному полномочию. «Выполнение вышеперечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов прокуратуры, милиции), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово или совмещаться с основной работой» [15, с. 57].

    Заслуживающим внимания представляется сравнение субъекта получения взятки по российскому и отечественному уголовному законодательству. В примечании к ст. 285 УК РФ указывается, что должностным лицом в статьях главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (главы, где содержаться ст. 290 «Получение взятки») «признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации» [16, с. 252]. То есть, российский законодатель отказался от признания субъекта должностным лицом по признаку выполнения им юридически значимых действий, не связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

    Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 431, 432 УК Республики Беларусь может быть любое вменяемое лицо, достигшее общего возраста уголовной ответственности (16 лет), как частное, так и должностное. 
 

    1. СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ
 
 

    Субъективная сторона данного вида преступлений характеризуется прямым умыслом.

    При получении взятки виновный осознает, что незаконно получает материальные ценности, либо выгоды имущественного характера за покровительство либо попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое он должен был или мог совершить с использованием своих служебных полномочий, предвидит наступление общественного опасных последствий в виде вреда общественным отношениям в области нормального функционирования органов государственной власти и управления (дискредитирует органы государственной власти и управления), и желает таким образом получить взятку. В содержание интеллектуального момента включается осознание должностным лицом, что передаваемые ему материальные ценности и иные выгоды имущественного характера вручаются ему за использование служебного положения в интересах дающего вознаграждение.

    Следует также указать, что хотя в законе прямо  не указаны корыстные мотив и цель как обязательные признаки субъективной стороны данного преступления, но они вытекают из сути состава получения взятки. Содержанием умысла виновного должно охватываться также сознание, что взяткодателю известно о незаконности получаемого должностным лицом вознаграждения за действие (бездействие) по службе в его пользу. Если должностное лицо, получая вознаграждение, сознает, что названные обстоятельства не известны дающему, содеянное должно квалифицироваться по ст. 424 УК Республики Беларусь «Злоупотребление властью или служебными полномочиями». Содержание умысла лица, получающего незаконное вознаграждение – один из важнейших моментов в деле привлечения последнего к уголовной ответственности, поскольку содержание умысла может влиять непосредственно на квалификацию деяния.

    При даче взятки виновный осознает, что дает взятку должностному лицу за выполнение или невыполнение им каких-либо действий с использованием своих служебных полномочий в пользу взяткодателя, или представляемых им лиц, предвидит наступление общественно опасных последствий в виде дискредитации государственных органов, нарушения прав других граждан, и желает ее вручить на таких условиях. Состав дачи взятки отсутствует, если при передаче вознаграждения дающий полагает, что должностное лицо имеет право на вознаграждение, а также, если передаваемое составляет часть добытого совместно преступным путем и дается лицу не за действия по службе в пользу дающего.

     Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т. д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

    С субъективной стороны посредничество также характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он по поручению взяткодателя или взяткополучателя предает предмет взятки, осознает общественную опасность своих действий, и желает их совершить. Корыстный мотив не составляет необходимого признака субъективной стороны. Виновный может осуществлять посреднические действия и из некорыстных интересов: дружба, родство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
 
    1. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
 
      1. ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
 
 

    В соответствии со ст. 430 УК Республики Беларусь как получение взятки должно квалифицироваться принятие должностным лицом для себя или близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым должностным положением за покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

    В диспозиции статьи указывается, что взятка дается исключительно в связи с занимаемым положением и за определенные действия в пользу взяткодателя, что подразумевает под собой, если не предварительную договоренность о передаче взятки, то хотя бы твердое знание взяткополучателя, основанное на сложившейся практике или иных обстоятельствах, о том, что за определенные действия он получит некоторое вознаграждение. Закон подчеркивает, что взятку берут «за выполнение или невыполнения какого-либо действия, в интересах дающего» [17, с. 66]. В постановлении Пленума Верховного Суда №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» указано, что суды должны выяснять, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) по службе должностное лицо получило взятку. То есть взятка, не за какие-либо действия, а «просто так», даваться  не может, иначе состава преступления, предусмотренного ст. 430 УК Республики Беларусь, не будет. В случае же когда чиновник получил вознаграждение после выполнения определённых действий в пользу дающего, не рассчитывая ни на какой подарок, состав получения взятки отсутствует, так как отсутствует субъективная сторона. В данном случае принятие такого вознаграждения может быть либо злоупотреблением властью или служебными полномочиями из корыстной заинтересованности – ч.2 ст. 424 УК Республики Беларусь, либо подарком, который может либо не может получать чиновник согласно нормам действующего ГК Республики Беларусь. Так в соответствии с ч. 3 ст. 547  ГК Республики Беларусь не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти базовых величин, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

    Должностное лицо во всех случаях знает, за что получает взятку. Даже если взятка дается за общее покровительство или попустительство по службе, взяткодатель и взяткополучатель заранее знают, в чем примерно будет выражаться такое покровительство или попустительство – в неприменении мер  взыскания, в необоснованном повышении по службе и тому подобное.

    С признаком обусловленности взятки тесно связан и момент сговора между дающим и получающим взятку о передаче вознаграждения. Наличие соглашения о передачи взятки – есть обязательное условие привлечения к уголовной ответственности за данное преступление. Такое соглашение может быть достигнуто на вербальном уровне, а также на уровне конклюдентных действий, к примеру, основываться на предыдущей практике совместных отношений. Представляется верным следующее положение: «Получение взятки имеет место и в тех случаях, когда условия получения ценностей и услуг, вознаграждения, хотя специально и не оговариваются заранее, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя» [18, с. 344].

Информация о работе Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством