Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые и характеризируют объект данного исследования:
Проанализировать составов преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь «Получение взятки», ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», ст. 432 УК Республики Беларусь «Посредничество во взяточничестве».
Проанализировать обстоятельства, отягчающие ответственность при совершении данных общественно опасных деяний.
Рассмотреть спорные вопросы квалификации, возникающие при расследовании тех или иных злоупотреблений должностных ли

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ……………………………. 5

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ………………….…………. 13

2.1ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ………………………….. 13

2.2 СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ……………………………. 16

2.3 СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ …………………………….. 20
КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ……………………………………………… 23

3.1ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ………………………………………….……... 23

3.1.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 23

3.1.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………. 26

3.1.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 31

3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ ……………………………………….………………… 32

3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 32 3.2.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………… 34

3.2.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 36

3.3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕЧТВЕ ………………..…. 36

3.3.1ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………... 36

3.3.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОСОБО

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………..………….38

ЗАКЛЮЧЕНЕ ………………………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 42

Работа содержит 1 файл

взятка.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

      Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

      В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия.

    Время от времени мы становимся свидетелями крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых международных организаций. Суммы взяток, о которых идет речь, многократно превосходят доходы наших коррупционеров. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернэшнл" (далее - ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция. - Авт.) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране".

    Абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры того, как коррупция заносилась в восточные колонии западными колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской Восточно-Индийской компании; на Филиппины она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию - британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция не может считаться частью восточной культурной традиции. Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны можно привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных программ [5.э, с. 23].

    Сравнивая сегодняшнюю Беларусь и развитые индустриальные страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов. Нелишне вспомнить, что традиция последовательного (и далеко не всегда успешного) ограничения коррупции насчитывает в "западных демократиях" каких-то 20-30 лет, в то время как период демократического развития этих стран на порядок превышает эти сроки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
 
    1. ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ
 
 

    Объект данного вида преступлений совпадает с видовым объектом всех преступлений против интересов службы и родовым объектом преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления. Он носит двойственный характер. Взяткополучатель посягает на:

  • общественные отношения в области нормального функционирования органов государственной власти и управления, учреждений организаций либо предприятий;
  • права и свободы граждан [6 с. 274].

    Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.

    Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов местного самоуправления является принцип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности работников этих аппаратов, государственных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных органов, подрывает их авторитет, порождая представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность.

    Предмет взятки определен законодателем в ст. 430 УК Республики Беларусь как «материальные ценности либо выгоды имущественного характера» [7, с. 201]. В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 6 от 26 июня 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О судебной практике по делам о взяточничестве» предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.) [8]. Исходя из ст.141 Гражданского кодекса Республики Беларусь  можно определить, что под деньгами (валютой) понимаются:

  1. Белорусский рубль – законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.
  2. Валюта иностранных государств, имеющая хождение по территории Республики Беларусь [9, с. 229].

    Ценной бумагой, согласно ст. 143 ГК Республики Беларусь «является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении» [9, с. 238]. К ценным бумагам в Республике Беларусь относятся облигации, акции, векселя, чеки и иные.

    Что касается выгод имущественного характера, то ими могут быть различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате (производство строительных, ремонтных, иных работ, угощенье в ресторане, предоставление бесплатно санаторной путевки, проездных документов и т.п.).

    Есть основания относить к выгоде имущественного характера и оплачиваемую сексуальную услугу, предоставляемую бесплатно должностному лицу, о чем ему известно.

    В законе, в отличие от ранее действовавшего УК БССР, отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается.

    Не может рассматриваться в качестве взятки предоставление должностному лицу выгодной работы, поскольку здесь нет приобретения выгод имущественного характера.

    Не могут быть предметом взятки услуги неимущественного характера, оказываемые должностному лицу, хотя бы и за совершение определенных действий по службе (хвалебный очерк, статья в газете, положительная характеристика или рекомендация, соавторство в научной работе и т.д.). При соответствующих условиях такие действия могут квалифицироваться по ст. 424 УК Республики Беларусь «злоупотребление властью или служебными полномочиями» [10, с.1078].

    Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи предмета взятки лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана, получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом "проигрыша" в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам "заработной платы" или "премии" за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных "гонораров" за лекционную деятельность и литературные работы и т. д.

    Необходимо также заметить, что как взяточничество следует квалифицировать действия должностного лица и в том случае, когда предмет взятки с его ведома или по указанию передается членам его семьи или близким, за использование таким должностным лицом своих полномочий в пользу взяткодателя [8].

    Такое положение вещей может не только затруднить процесс выявления факта взяточничества, но и существенным образом повлиять на квалификацию деяний взяткодателя и взяткополучателя. Так, при зачислении взяткополучателя на должность с выплатой ему заработной платы за счет организации, при условии, что последний не выполняет свои трудовые обязанности, требуется дополнительная квалификация действий, как взяткодателя, так и взяткополучателя, по совокупности преступления по ст.211 УК Республики Беларусь «присвоение либо растрата».

    Ведя разговор о предмете взятки необходимо выделить в отдельную группу ценности, передача которых взяткодателем взяткополучателю влечет за собой привлечение последних к уголовной ответственности по совокупности преступления за дачу/получение взятки и за незаконные действия с предметами, изъятыми из оборота. То есть, это те ценности, оборот которых в Республике Беларусь запрещен или ограничен. К примеру, если в качестве предмета взятки передается золото или иной драгоценный метал, то деяния взяткодателя и взяткополучателя требуют дополнительной квалификации по ст. 223 УК Республики Беларусь «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями». «Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроля за оборотом вышеуказанных предметов» [11, с. 45].

    В случае, когда взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за обращением предметов, изъятых из оборота,  содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст.424 УК Республики Беларусь «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» или по ст.426 УК Республики Беларусь «Превышение власти или служебных полномочий», поскольку со стороны должностного лица (в зависимости от обстоятельств дела и должностных обязанностей чиновника) имеется либо превышение власти или служебных полномочий либо злоупотребление ими.

    Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании ст. 98 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК Республики Беларусь). Однако деньги или другие ценности, переданные в качестве взятки лицами, которые до передачи взятки добровольно уведомили органы уголовного преследования о требовании взятки и способствовали изобличению взяткополучателя, подлежат возврату законному владельцу. Деньги и другие ценности подлежат возврату также лицу, оказавшемуся в состоянии крайней необходимости, и дача взятки была единственно возможным средством предотвращения вреда правоохраняемым интересам [8].

    Объективную сторону преступлений, связанных со взяточничеством, объединяет то, что все они считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части предполагаемой взятки.

    Так как объективную сторону каждого из рассматриваемых преступлений составляют различные деяния, которые имеют свои характерные особенности и которые необходимо установить в действиях лица для квалификации по конкретной статье Уголовного кодекса, то объективная сторона каждого из этих преступлений будет исследована в следующей главе. 
 

    1. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ
 
 

    Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, которое в силу своих должностных полномочий и используя свое служебное положение (с превышением или без превышения полномочий), могло совершить в интересах дающего соответствующие действия по службе.

    В соответствии с  ч.4 ст.4 УК Республики Беларусь должностными лицами являются:

  1. представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать приказы и принимать распоряжения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
  2. представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
  3. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию, занимающее в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  4. должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Информация о работе Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством