Контрольная работа по курсу «Основы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Белорусское законодательство рассматривает хозяйственную
деятельность, как деятельность по производству товаров, оказания услуг, выполнению работ.
Под методом отрасли права понимается совокупность приёмов и способов, с помощью которых соответствующая отрасль воздействует на регулируемые ею общественные отношения.

Содержание

Характеристика принципов и методов правового регулирования хозяйственной деятельности.
Понятие преступления в уголовном праве РБ.
Задача.

Работа содержит 1 файл

КР основы права.docx

— 38.52 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Витебский государственный  технологический  университет» 
 

                    
 

               Кафедра истории и права 
 

Контрольная работа

по  курсу «Основы права». 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                   
 

                                                                                                 Проверила:

                                                                                                    
 
 

Витебск

2011

  1. Характеристика принципов и методов правового регулирования хозяйственной деятельности.
  2. Понятие преступления в уголовном праве РБ.
  3. Задача.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Характеристика  принципов и методов  правового регулирования  хозяйственной деятельности
 

      Белорусское законодательство рассматривает хозяйственную

деятельность, как деятельность по производству товаров, оказания услуг, выполнению работ.

   Под методом отрасли права понимается совокупность приёмов и способов, с помощью которых соответствующая отрасль воздействует на регулируемые ею общественные отношения.

   Общественные  отношения, складывающиеся по поводу осуществления  хозяйственной деятельности, государственного регулирования и управления хозяйственной  деятельностью, регулируются посредством  следующих методов:

  • метод обязательных предписаний (императивный или административно-правовой метод). Данный метод реализуется посредством разработки и применения императивных норм, например норм, устанавливающих обязательную государственную регистрацию субъектов хозяйствования, устанавливающих обязанность соблюдения уровней регулируемых цен и т.д.;
  • метод автономных решений. Данный метод реализуется посредством разработки и применения диспозитивных норм. Данных норм в хозяйственном законодательстве значительно меньше, чем императивных. Однако такие нормы имеются. Например, нормы, закрепляющие за учредителями право выбора организационно-правовой формы для создания коммерческой организации; нормы, закрепляющие за субъектами хозяйствования право выбора контрагента, право на выбор вида хозяйственной деятельности и т. д.;
  • метод рекомендаций. Сущность этого метода состоит в том, что создаваемые на его основе правовые нормы не обязывают субъектов права осуществлять какие-либо действия, но рекомендуют их осуществлять посредством предоставления субъектам льгот и преференций, в случае осуществления соответствующих действий. Например, законодательством о свободных экономических зонах, устанавливающим порядок проведения конкурсов на право приобретения статуса резидента свободной экономической зоны, отдаётся приоритет тем инвестиционным проектам, которые предусматривают производство и реализацию импортозамещающей продукции. Данный метод нашел отражение в нормах, устанавливающих налоговые льготы, а также льготы по таможенным платежам.

   Принципы  отрасли права – это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной отрасли права.

   Принципы  хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).

      К общеправовым принципам относится принцип законности в хозяйственных отношениях. Действия всех субъектов хозяйственного права должны соответствовать законодательству.

       К межотраслевым принципам относятся принципы  свободы договора, многообразия и равенства форм собственности.

         Принцип свободы  договора состоит в недопустимости принуждения субъекта хозяйствования к заключению какого-либо договора. Данный принцип находит отражение  в ст. 155 ч. 3 Гражданского кодекса  Республики Беларусь 1998 г., согласно которой двусторонняя или многосторонняя сделка считается заключённой лишь при наличии согласованной воли всех сторон. Принцип свободы договора также нашёл отражение в следующих нормах закона Республики Беларусь  1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и добросовестной конкуренции»:

  • норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;
  • норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.

    Принцип многообразия и равенства форм собственности  – государственной и частной -  закреплён Конституцией Республики Беларусь. Субъектам права,  как  государственной собственности, так  и частной,  предоставляются равные права и гарантии.

         К отраслевым принципам  относятся: принцип неприкосновенности деловой репутации и принцип  единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования  хозяйственных отношений.

         Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования  хозяйственных отношений состоит  в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической  ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент её принятия. Если нормы не соответствуют экономической  ситуации, то вероятность их нарушения, неприменения или избирательного применения возрастает многократно.

   Разработка  и принятие норм хозяйственного законодательства с нарушением принципа единства правового  и экономического (хозяйственного) метода может повлечь возникновение  следующих негативных тенденций:

  • тенденции неприменения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция может подорвать доверие участников хозяйственных правоотношений, прежде всего инвесторов, к хозяйственному законодательству в целом;
  • тенденции избирательного применения норм, не соответствующих экономической ситуации.  Эта тенденция создает условия для роста уровня коррупции;
  • тенденции торможения экономического развития в результате применения норм, не соответствующих экономической ситуации.

   Среди принципов отдельных правовых институтов хозяйственного права  выделяют следующие:

  • принцип защиты свободной и добросовестной конкуренции – принцип института государственного антимонопольного регулирования.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию.

К незаконным методам конкуренции относятся:

  • переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
  •   промышленный шпионаж (коммерческая тайна). Каждая компания имеет конфиденциальную информацию, и ее потеря наносит огромный вред и убытки, размер которых трудно посчитать;

   - выпуск товаров внешне ничем  не отличающихся от изделий  подлинников, но существенно худших  по качеству, а поэтому обычно  более дешевых.

  • принцип непрерывности ведения бухгалтерского учёта – принцип института регулирования учёта, отчётности и анализа в хозяйственной деятельности;
  • принцип приоритета косвенного (экономического) регулирования цен и тарифов – принцип института государственного регулирования цен и тарифов и др.

   Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.

   Основным  источником хозяйственного права в  Республике Беларусь является нормативный  правовой акт. Роль других источников права невелика.

   Наибольшей  юридической силой среди источников хозяйственного права обладает Конституция  Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.  с изменениями и дополнениями. Статья 13 Конституции закрепляет межотраслевой  принцип многообразия и равенства  форм собственности, действующий как  в гражданском, так и в хозяйственном  праве. Наряду с данным принципом  указанная статья Конституции содержит принцип социальной направленности государственного регулирования экономики. Также указанная статья Основного  Закона Республики Беларусь закрепляет принцип предоставления равных прав для осуществления хозяйственной  и иной, не запрещённой законодательством  деятельности. 

   Наряду  с Конституцией источниками хозяйственного права являются иные законодательные  акты: законы Республики Беларусь, декреты  и указы Президента Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие преступления в уголовном праве РБ
 

      Уголовное право – это отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, принятых высшим органом государственной власти (Национальным Собранием и подписанных Президентом Республики Беларусь), устанавливающих преступность и наказуемость деяний либо принятие иных мер уголовной ответственности к лицам, совершившим преступление, определяющих основания и порядок назначения названных в законе мер наказания либо принудительных мер безопасности и лечения, а также исчерпывающий перечень и описание преступлений и наказаний за их совершение.

      Уголовная ответственность представляет собой  разновидность юридической ответственности  и устанавливается за совершение преступлений. Между преступлением  и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь: только совершение преступления является правовым основанием привлечения конкретного лица к  ответственности. Совершившее преступление лицо должно претерпеть неблагоприятные  для него меры воздействия, а государство  в лице суда и уголовно-исполнительного  органа имеют права и обязанности  обеспечить уголовную ответственность. Уголовная ответственность, как  и другие виды ответственности, возлагаются на лицо только после совершения преступления и поэтому имеет ретроспективный характер. В отношении преступления уголовная ответственность приобретает правовой и государственно принудительный характер.

      Возложение  уголовной ответственности –  исключительная прерогатива суда, т.е. только суд имеет право возлагать  уголовную ответственность. Процессуальный порядок возложения уголовной ответственности  и условия ее реализации подробно регламентированы нормами уголовного процесса и уголовно-исполнительного  права. Уголовная ответственность  в виде установленной законом  системы мер воздействия на лица начиная с акта осуждения по приговору суда лица как преступника. Вынесение обвинительного приговора с процессуальной стороны определяет процедуру и момент возложения уголовной ответственности. Осуждение по приговору суда – это негативное воздействие со стороны государства на преступника, обвиненного приговором суда.

      Для лица, совершившего преступление устанавливается особое правовое положение – судимость.

         Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания. Вместе с тем не является преступлением деяние, формально содержащее признаки какого–либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающее общественной опасностью, присущей преступлению.

Преступления  классифицируются в зависимости  от характера и степени общественной опасности:

  • не представляющие большой общественной опасности;
  • тяжкие;
  • менее тяжкие;
  • особо тяжкие.

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Преступление  характеризуется следующими признаками:

  • общественной опасности – способности или возможности причинить вред, охраняемым уголовным законом общественным отношениям;
  • противоправности – запрещенности деяния уголовным законом;
  • виновности – совершению запрещенного УК деяния умышленно или неосторожно;
  • наказуемости – установлению УК наказания за совершенное деяние (спорно, т.к. является последствием совершения преступления);
  • аморальности – противоречивости нормам общечеловеческой морали (спорно, ибо присуща всем правонарушениям).

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Основы права