Контрольная работа по "Основам права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Термин "государства" используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, и системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политологической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политическом-правом) смысле.

Работа содержит 1 файл

Основы права улучшенная версия контрольной работы.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Основы права.

 

 

Вариант: 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство: понятия, признаки, функции и формы.

 

1. Понятие и  признаки государства.

Определение государства.

 

Термин "государства" используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, и системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политологической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политическом-правом) смысле.

Государство -  это  сложное социальное образование, которое  не поддается непосредственному  эмпирическому восприятию, так как  категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки (рис. 1.1).

 

Признаки государства



Основные

Дополнительные



1) территория      1) единый государственный язык


2) население 2) единая дорожно-транспортная система


3) публичная власть 3) единая энергетическая система


4) право 4) единая денежная система


5) правоохранительные     5) единое экономическое     органы      пространство


6) армия 6) единая информационная система


7) налоги 7) единая внешняя политика


8) государственный     8) государственные символы суверенитет         (флаг, герб, гимн)


 

Рис. 1.1. Признаки государства.

 

1. Территория. Это пространственное основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменится со временем (уменьшатся в результате поражения в войне или увеличится в результате экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как "подданный", "гражданин", " лицо без гражданства", "иностранец". На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не торжественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными  или даже конфликтными, что  порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин "власть" означает возможность влиять в нужное направление, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве какие отношения устанавливают между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит инструментальный характер т.е. осуществляется пространством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные  и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случает уничтожения государства в результате захвата или  гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов  власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т.д.) является, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязанность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т.е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множества средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления неприкасаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной  по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, ораны безопасности, внешней разведки, таможенные органы и др. Они необходимы государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Строгая обязательность  их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависит от многих причин. Если власть нелегитимна, то как правило, сопротивление ей велико, а следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций  за нарушение правовых норм (взыскание  таможенной пошлины, назначение наказания, взыскания налога, отмена незаконного  акта и т.п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги. Представляет собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, наука, культуры, здравоохранения и т.п.), создание резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят у их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новые и новые задачи.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существуя в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власть данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и  внешний суверенитет. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во  внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носит абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограничением, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и международных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международных сообществ также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно  указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным  государствам (единый государственный  знак, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое  пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных  признаков можно дать определение  государства.

Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

 

2. Функции государства.

 

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  назначение государства в обществе.

В функциях государства  проявляется та реальная роль, которую  оно играет в решении основных вопросов общественного развития и  прежде всего в удовлетворении разнообразных  интересов населения страны. Функции  государства устанавливаются в  зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство  прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обуславливает принятие государством мер по ее  выполнению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и  внешние функции государства (рис. 1.2).

Функции государства



Внутренние

Внешние


 

1) политическая      1) оборона


2) экономическая 2) дипломатическая


3) социальная 3) внешнеполитическая


4) правоохранительная 4) содействие установлению мировой законности


5) поддержка и развитие образования,  5) внешнеэкономическая


здравоохранения, науки и культуры  

6) строительство дорог, ирригационных, 6) правоохранительная


мелиорационных и других общественных

систем

7) транспортная 7) социальная


8) экономическая     8) экономическая


9) информационная    9) информационная


10) обеспечение национальной безопасности 10) культурное сотрудничество


11) борьба с последствиями стихийных  11) сотрудничество в разрешении глобальных


бедствий     проблем

 

Рис. 1.2. Функции государства.

 

Внутренние  функции - это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Это функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не  допускать их  открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах. 

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдача кредитов, инвестиций определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать "правила игры" для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т.п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам права"