Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический анализ положений уголовного законодательства о взяточничестве;
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы получения и дачи взятки по УК РФ и изучить проблемы, возникающие при квалификации данных деяний;
- проанализировать квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции;
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность взяточничества в коррупции . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции . . . . . . 45
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77

Работа содержит 1 файл

Диплом готовый.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

- никто не имеет  права прямо или косвенно требовать или брать взятку;

- ни одно предприятие  не имеет права прямо или  косвенно предлагать или давать  взятку, и любые требования, касающиеся  дачи взятки, должны быть отвергнуты;

- предприятия должны  принимать разумные меры, чтобы  по возможности удостовериться в том, что платежи какому-либо агенту являются не более чем соответствующим вознаграждением за предоставление этим агентом легальных услуг, а также в том, что какая-либо часть этого платежа не была передана таким агентом кому-либо в качестве взятки или иным образом, противоречащим данным принципам;

- все финансовые операции  следует надлежащим образом, точно  регистрировать в соответствующих  бухгалтерских книгах, доступных  для инспекции, как совета директоров, так и аудиторов. Нужно предпринять все необходимые меры для создания независимых систем аудита, чтобы выявить любые операции, противоречащие данным принципам;

- денежные пожертвования  в пользу политических партий  или отдельных политиков могут  производиться только в соответствии  с действующим законодательством и всеми действующими требованиями в отношении публичного раскрытия информации о таких пожертвованиях.

Мы считаем, что абсолютная победа над коррупцией на современном этапе невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.

Не существует стран, обреченных на масштабную и хроническую  коррупцию. Россия не является исключением  из этого правила. Ограничение коррупции  не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.

Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и  борьбой с ее проявлениями. Более  того, в условиях, когда коррупция  достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

Антикоррупционная программа  должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут  от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Основная причина коррупции — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.

Нужно быть готовым к  тому, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы резко  возрастут показатели, характеризующие уровень коррупции в стране. Это неизбежно из-за двух обстоятельств: введения четких методов учета, преодоления анемии правоохранительной системы.

Естественно ожидать, что  реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.

Неправильно считать, что  повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры — страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.

Выбор за нами. Нам ясно, от чего мы уходим. Но то, к чему мы придем, зависит от совместных усилий по борьбе с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги дипломной  работы можно сделать выводы, что  коррупция становится нормой, а не исключением. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с коррупцией. Однако, учитывая то обстоятельство, что в структуре коррупционных преступлений по-прежнему доминирует взяточничество, являющееся, по сути, ядром коррупции, наше исследование посвящено изучению проблем борьбы с этим наиболее опасным и распространенным видом коррупционных преступлений.

Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются несколько главных важнейших  моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними.

Итак, на  современном  этапе коррупция - это антисоциальное,  общественно опасное, угрожающее экономической и политической   безопасности   Российской   Федерации  явление, пронизавшее ветви власти,  составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства,  коммерческих   и иных  организаций   и граждан. Достигается   это  путем получения с использованием  должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в  сращивании государственной власти и организованной преступности.

Не секрет, что взяточничество поразило деятельность всех государственных и коммерческих структур. Необходимость усиления борьбы с ним не вызывает сегодня ни у кого сомнений, так как взяточники своими действиями причиняют серьезный ущерб авторитету государственной  власти. Тем не менее, выявлять взяточников необходимо законным способом, не нарушая установленных Конституцией прав граждан.

Проанализировав работу можно сделать ряд выводов  и предложений:

Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

Антикоррупционная программа  должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут  от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Но все же в качестве основного фактора, благоприятствующего  коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым представляющий должностным лицом возможность применять его по собственному усмотрению с целью обогащения.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком  и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные и правовые документы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). - Справочно-правовая система "Консультант Плюс: Высшая школа": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации - Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

4. Российская Федерация. Законы. Комментарии к Уголовному кодексу РФ - Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

5. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1995

6. Российская Федерация. Президент. "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" [Указ N 460 от 13 апреля 2010 г.] "Российская Газета".

7. Генеральная Ассамблея. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. Утверждена резолюцией 51/191 от 16 декабря 1996 года. Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

 8.   Российская Федерация. Законы. " О системе государственной службы Российской Федерации"" N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

9. Российская Федерация.  Президент. Национальный план  противодействия коррупции. N Пр-1568 от 31 июля 2008 г. Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

10.  Российская Федерация. Постановления Пленума ВС РФ. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе. № 6  от 10.02.2000 г. Справочно-правовая система " Консультант Плюс: Высшая школа ": [Выпуск 11 к весеннему семестру 2009 г.].

11.  Российская Федерация. «Российская бизнес газета» № 748 от 4 мая 2010 г.

II. Официальные издания по статистике

 

12.    Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2007. - 813 с

III. Книги, монографии, учебники

 

13. Российское законодательство X—XX веков. Т. 2/ Под общ. ред. О.И.Чистякова - М.: Юрид. лит., 1985. - 351c

14.  Толковый словарь Т. 3 / В. Даль.- М., 1980. - 555c

15. Развитие русского права в XV — второй половине XVII в./ Солопанов Ю. О - М., 1986.- 201с

16. Богданов И.Я., Калинин  А.П. Коррупция в России: социально-экономические  и правовые аспекты./ Богданов И.Я., Калинин А.П.  - М., 2001. - 240 с

17.  История России с древнейших времен. Т. 14. Кн. 7./ Соловьев С. М. - М., 1965. – 591с

18.  Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 8/ Проект редакционной комиссии и объяснения к нему. - М., 1988.- 280с

19.  Уголовное уложение: Проект редакционной комиссии и объяснения к нему. Т. VIII. - СПб., 1903.- 467с

20.   Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Издание 1885 г./ В ред. 1912 г. - СПб., 1917 – 277с

21.   Ответственность за взяточничество по российскому уголовному законодательству второй половины XIX-начала XX в/ Волженкин Б.В. - Правоведение. N 2., 1991.- 68с

22. На службе государевой: к истории российского чиновничества / Общественные науки и современность №5/ Оболонский А. В. - 1997.

  23.  Должностные преступления/ Жижиленко А. А.- М., 1924. – 76с

  24. Коррупция и коррупционное преступление/ Гаухман Л.- Законность. № 6 -  2000

25. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах/ Решетников Ф.М. - М.: Юрид. лит., 1994. – 128с

26.  Россия и коррупция: кто кого / Под ред. О.К. Шмелева. - М.: ОСЬ-89., 1999. - 523 с

27.  Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях/ Ширяев В.Н. - Ярославль, 1916. - 570 с

28. Взятка и коррупция в России/ Кирпичников А.И. - СПб, 1997.- 352 с

29. Ответственность за взяточничество/ Под  ред. Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. - Ереван, 1988.- 198с

30.  Социология экономической преступности/ Яковлев А.М. - М., 1988. - 256 с

31.  Коррупция, учтенная и фактическая. Государство и право № 8/ Лучеев В.В. – М., 1996. – 81с

32. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы/ Райсмен В.М. - М., 1988. - 327с

34.  Словарь иностранных слов/ Лехин И.В., Петров Ф.Н. - М., 1954. -805 с

35.   Большая советская энциклопедия Т.27 /Под ред. А.М.Прохоров -  М.: :Сов.энциклопедия 1977.- 622 с

36.  Российское законодательство X-XX веков/ Под ред. В.И.Корецкий - М.: Юридическая литература, 1985. - 520с

  37. Криминология / Долгова А.И.- М.: Норма, 2003.-  365с

  38. Должностные преступления / Эстрин А. М.,- М., 1928.- 206с

 39. Ответственность за взяточничество / Кучерявый Н.П. - М.: Госюриздат,1957.- 154с

40.  Большая советская энциклопедия Т.27.- М., 1997. - 622 с

 41.  На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества VII в № 4/ Седов П.В., М.: Звезда. 1998.- 208с

 42.  Ответственность за взятку / Ляпунов Ю.И. - М., 1987. – 107с

 43.    Взяточничество и уголовная репрессия. Еженедельник советской юстиции. № 39-40/ Эстрин А. - 1922.- 9с

44. Кругликов Л.Л. Уголовное право России . Часть особенная. 2-е изд., перераб. и доп / Под ред. Кругликов Л.Л. - М.: Волтерс Клувер, 2005. — 839 с

45.  Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г.- М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959. -158с

46 Уголовное уложение 1903 года, его характер и содержание / Есипов В. В. – Варшава: Варш. учеб. окр., 1903. - 180 c

47. Предупреждение получения взяток / А. Шайков, В. Меркурьев - Законность N 9, - 2005

48. Криминалистика / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб., 2001.-  877с

49. Провокация взятки  либо коммерческого подкупа/ Егорова Н. - Российская юстиция № 8, 1997 – 27с.

50. Политическая обязанность / Мартышин О.В. - Государство и право № 4., 2000.-101с


Информация о работе Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве