Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический анализ положений уголовного законодательства о взяточничестве;
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы получения и дачи взятки по УК РФ и изучить проблемы, возникающие при квалификации данных деяний;
- проанализировать квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции;
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность взяточничества в коррупции . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции . . . . . . 45
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Ответственность за взяточничество предусмотрена ст. 290 и ст. 291 УК РФ. Противоправность взяточничества выражается в посягательстве на нормальную деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Необходимо отметить, что для правильного функционирования аппарата управления обязательным условием является осуществление принципа публично-правовой, законной оплаты деятельности должностных лиц, в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Согласно данному принципу должностное лицо обязано, выполняя свои обязанности, руководствоваться только интересами службы. Возможность получения вознаграждения должностным лицом за свою службу определяется нормативно-правовыми актами, которые регламентируют деятельность различных структур аппарата управления, в зависимости от их целевой принадлежности, будь-то государственные или муниципальные органы и учреждения. Кроме этого законодатель категорически запрещает получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера частным образом от отдельных граждан и организаций, заинтересованных в том или ином действии (бездействии) должностного лица или вообще в определенном направлении деятельности должностного лица.
В результате внесения разложения в работу публичного аппарата управления, взяточничество дискредитирует его в глазах граждан, подрывает его авторитет, а также веру в справедливость и ведет к формированию представления о всеобщей продажности чиновников. «Взятка превращает чиновника из слуги государства в прислужника частных интересов, — пишет А.И. Кирпичников. — Взяточничество — дача и получение тайного вознаграждения — содержит в себе не только нарушение правовых норм, оно разрушает всю правовую систему государства и предполагает разложение хранителей этой системы — чиновников, обязанных исполнять закон» [28, с. 14]. «Взяточничество не только дезорганизует экономику, социальное и культурное строительство, оно взрывает изнутри государственную дисциплину, разлагает господствующую в обществе идеологию, развращает общественное сознание — психологию, мораль, нравственность... Иначе говоря, оно приводит к сильной и быстродействующей коррозии в экономике, в механизме государственного управления, в формировании общественного сознания» [29, с 34].
Говоря о проблематики взяточничества нельзя не упомянуть о рассуждениях А.М. Яковлева: «Это преступление непосредственно посягает на сам правопорядок, превращает хранителей, стражей нормативной системы в ее нарушителей. Взятка может служить отмычкой к любым законодательным преградам, запретам и нормам. Взяточничество ведет к разложению самого механизма нормативности, самой правовой основы социальных взаимодействий, это форма фактического опровержения, отрицания права в интересах взяткодателя» [30, с. 150].
В.В. Лунеев в свою очередь утверждает, что «...многие формы продажности должностных лиц при использовании рыночных отношений вышли за пределы устоявшихся представлений, должностные лица «волей» переходного периода освободились не только от общественного, партийного, но и правового государственного контроля, их изощренное мздоимство и казнокрадство стало основной и перспективной статьей дохода на временных и неустойчивых государственных должностях, институированного порочным российским деловым обычаем» [31, с. 81].
Взяточничество способствует совершению различных противоправных действий в зависимости от служебного положения должностного лица. Например, получение взятки может способствовать заключению выгодных контрактов, получению налоговых льгот и выгодных кредитов, проведению нужных экспертиз. В современных условиях при установлении рыночной экономики большое значение придается нарушениям по службе в сфере экономики, к примеру, неправомерное распределение государственных заказов, незаконное получение лицензий на право занятия отдельными видами предпринимательской деятельности и т.д.[ 42, c.73]
Проблема взяточничества очень актуальна для нашего общества так как, коррупционные проявления затрагивают все сферы жизни современного человека. Взятки даются и берутся при прописке и регистрации, поступлении в образовательные учебные заведения, сдаче в них экзаменов. Коррупция в деятельности правоохранительных органов приносит значительный урон интересам граждан и в этот же момент ставит под сомнение законное выполнение своих обязанностей чиновниками соответствующих подразделений.
Крайне опасно проявление взяточничества, в сфере борьбы с преступностью, где недобросовестными сотрудниками оказывается содействие преступным элементам и общие покровительство их деятельности [48, c125]. Кроме этого коррупционная направленность присуща и служащим налоговых органов, таможенных подразделений и иных контрольно-надзорных аппаратов. Необходимо отметить что, хотя уголовный кодекс предусматривает основания для освобождения от ответственности за дачу взятки, но лица, совершающие противоправное деяние, считают, что им проще заплатить, чем искать иной выход из сложившейся ситуации
Коррупцией охвачены практически все сферы государственного управления. Особенно пораженными являются государственные структуры, связанные с рассмотрением вопросов приватизации, аренды, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов, проведения земельной реформы.
Говоря о взяточничестве необходимо отметить, что существует множество способов совершения противоправного деяния. Согласно провиденному исследованию американским ученым В.М. Райсменом можно выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена»), прямой подкуп (т.е. «покупка не услуги, но служащего», «приобретение должностного лица» с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя) [32, с. 124].
Аналогичные виды взяток мы встречаем и в современной России. Особую опасность представляет прямой или «тотальный», полный подкуп должностного лица, чья деятельность по отношению к взяткодателю целиком подчиняется интересам последнего [30, с. 151]. Организованные преступные группировки устанавливают коррумпированные связи с представителями властных структур, систематически «подкармливая» этих лиц, ставя тем самым должностных лиц в полную от себя зависимость.
В 1996 году был принят Уголовный кодекс Российской Федерации, который дает понятие, того что «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290) и дача взятки (ст. 291) [2]. Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в действующем УК нет, хотя фигура посредника в получении и даче взятки упоминается в названных статьях и посредничество во взяточничестве влечет уголовную ответственность.
Согласно действующему законодательству преступление «получение взятки» не может быть окончено, если не было ее дачи. Точно так же не будет оконченного состава дачи взятки, если не имело место ее получение. Эта взаимная зависимость преступлений закономерно вызвала в юридической литературе дискуссию об их правовой природе.
Вопрос самостоятельности этих преступлений рассматривался рядом видных деятелей юридической науки. Столь же многочисленны сторонники понимания взяточничества как сложного двухстороннего единого преступления. Имеется и третья точка зрения, приверженцы которой рассматривают дачу взятки как особый случай соучастия в получении взятки, выделенный законодателем в отдельный состав преступления ввиду важности и необходимости такого соучастия. Последняя позиция представляется предпочтительней.
Представители всех указанных точек зрения сходятся на том, что объект посягательства при получении взятки и ее даче единый — нормальная деятельность публичного аппарата управления, нарушенная путем принятия должностным лицом в связи с его служебной деятельностью незаконного материального вознаграждения, передаваемого взяткодателем. При этом законодательство, как советского периода, так и современное признает дачу взятки преступлением независимо от того, законная или незаконная деятельность должностного лица вознаграждалась взяткой [43, c.9].
Такая трактовка объекта посягательства по существу и определяет решение спорного вопроса. Ведь чтобы должностное лицо подобным образом могло осуществить оконченное посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата, нарушить принцип публично-правовой оплаты служебной деятельности, необходимо, чтобы кто-то дал ему взятку. Следовательно, взяткодатель, в том числе и действующий под влиянием принуждения (вымогательство взятки), является необходимым соучастником данного преступления, ибо он умышленно, совместно с должностным лицом участвует в посягательстве на нормальную деятельность публичного аппарата.
Все основные аргументы сторонников понимания дачи и получения взятки как самостоятельных преступлений легко опровержимы. Как правило, обращается внимание на то, что при получении взятки и ее даче различны объективная сторона, характеристика субъектов этих преступлений, интересы, мотивы и цели их действий [34, с. 4]. Но ведь при соучастии в преступлении мотивы и цели действий соучастников совпадают далеко не всегда, их различие вполне допустимо. Важно лишь осознание совместности и противоправности действий. Столь же различными могут быть и действия соучастников по совершению одного общего для них преступления. Наконец, не должностное положение взяткодателя не исключает возможности его соучастия в преступлении со специальным субъектом - должностным лицом.
В развитых европейских странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода времени должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если будущая работа затрагивает интересы прежней должности. В России только за последние несколько лет сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя Правительства по экономическим проблемам, большинство из которых буквально на следующий день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. В качестве первопричинности этого явления можно выделить наличие нужных и необходимых связей у будущего руководителя. Но в демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное.
Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством от 16 декабря 1996 года определяет взяточничество несколько расширено по сравнению с российским законодательством [7]. Так согласно этой Декларации взяточничество может включать, в частности, следующие элементы:
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ
Понятие взяточничество
в уголовно-правовой литературе соотносится
с обеими сторонами преступления:
как дачей, так и приемом взятки.
Эти два преступления взаимосвязаны по своим
субъективным и объективным признаками.
Но тем не менее, получение взятки является
наиболее социально опасным явлением,
поскольку по объективным причинам эта
сторона преступления является наиболее
социально опасной, так как в роли получателя
взятки выступает должностное лицо, у
которого имеется больше полномочий для
регулировки деловых и правовых отношений
в обществе. Определение понятий «взятка»
или «получение взятки» современный уголовный
закон не дает, определяя лишь наказание
за совершение таких действий. Определение
взяточничества можно вывести из ст. 290
УК РФ: это получение должностным лицом
лично или через посредника выгоды в виде
денег, ценных бумаг, иного имущества или
выгод имущественного характера за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие действия
(бездействие) входят в служебные полномочия
должностного лица, либо оно в силу должностного
положения может способствовать таким
действиям (бездействию), а равно за общее
покровительство или попустительство
по службе [2]. В итоге, понятие «получение
взятки» охватывает абсолютно все незаконные
получения должностными лицами любых
материальных ценностей и не выраженных
материально выгод имущественного характера.
Дать исчерпывающее определение данному
явлению невозможно, так как формы взяточничества,
порядок передачи ценностей от одного
лица другому (например, через цепь подставных
лиц) в каждом конкретном случае очень
индивидуален. Дав исчерпывающее определение,
законодатель тем самым поставит себя
в условие, когда необходимо будет периодически
и постоянно вносить изменения в данное
определение. Как видно из определения
понятия взятки, как вариант ее получения
законодатель также включил общее покровительство
и попустительство. К общему покровительству
по службе могут быть отнесены, в частности,
действия, связанные с незаслуженным поощрением,
внеочередным необоснованным повышением
в должности, совершением других действий,
не вызываемых необходимостью. К попустительству
по службе следует относить, например,
непринятие должностным лицом мер за упущения
или нарушения в служебной деятельности
взяткодателя или представляемых им лиц,
не реагирование на его неправомерные
действия [44, c.698]. Закон не различает момент
получения взятки до или после совершения
действий в пользу взяткодателя или иных
лиц. Но очевидно, общественная опасность
получения вознаграждения до совершения
действий выше, чем после, так как взяткополучатель,
имея уже на руках гарантии своей выгоды
будет более тщательно подходить к выполнению
обговоренного, чтобы во-первых, максимально
скрыть вообще факт какой-то между ними
договоренности, подкупа, придав своим
действиям естественный, обусловленный
и необходимый характер (чтобы они не вызывали
подозрений), и во-вторых, взяткодатель,
довольный результатом проведенного,
сможет «порекомендовать» взяткополучателя
третьим лицам. Перейдём к субъективным
признакам преступления, предусмотренного
ст. 290 УК РФ. Субъект данного преступления
специальный - должностное лицо. Все иные
лица, участвующие вместе с ним в совершении
этого преступления, в том числе и выдававшие
себя за должностных, могут отвечать только
за соучастие в получении взятки как организаторы,
подстрекатели или пособники. В соответствии
с примечаниями к статье 285 УК РФ, субъектом
получения взятки может быть лицо, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-
Информация о работе Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве