Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический анализ положений уголовного законодательства о взяточничестве;
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы получения и дачи взятки по УК РФ и изучить проблемы, возникающие при квалификации данных деяний;
- проанализировать квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции;
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность взяточничества в коррупции . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции . . . . . . 45
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Очень уязвимы перед заразой коррупции новые структуры, в которых и методы работы, и коллективы формируются по ходу работы, а потому у них внутренний механизм автоблокировок наиболее слаб или даже вовсе отсутствует. Здесь контроль должен сопровождаться еще и организационной поддержкой.
В-третьих, назрела необходимость
создания головного органа, ответственного
за организацию и функционирование
системы государственной
Наконец, четвертое. Программа
противодействия коррупции
Практическим результатом таких исследований должна стать подготовка перспективного плана нормативного обеспечения на период действия программы. На начальном этапе реализации программы борьба с коррупцией должна иметь целью сдерживание дальнейшего ее распространения и резкое сокращение в ключевых звеньях государственной власти, прежде всего в федеральном государственном аппарате управления г. Москвы.
Здесь есть и серьезные
претензии к генеральной
3.2 Коррупция на примере других стран.
Проблему коррупции в современный период можно обнаружить практически в любой стране мира, а также в любой международной организации. Однако это не означает, что коррупция везде одинакова. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития страны весьма различны, в связи с чем попытки разработать универсальные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции представляется практически нереальным. Так, в целом ряде зарубежных государств разработан комплекс административных норм, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления и в сфере государственной службы.
Противодействие коррупции в американском обществе является одной из самых важных задач. Несколько лет назад президент Джордж Буш подписал закон, основная цель которого - борьба с так называемой корпоративной коррупцией, когда руководители компаний и фирм ради собственной выгоды наживаются на своих вкладчиках и акционерах.
Кстати, тогда не обошлось без скандала. Один из лидеров Демократической партии США Терри Маколиф предложил Бушу, что называется начать с себя и представить на суд общественности данные расследования его деятельности в качестве крупного предпринимателя до вступления в президентскую должность.
Внешне американскому
обывателю столкнуться с
Однако не все полицейские столь добросовестны. Время от времени американские СМИ обрушиваются шквалом критики на представителей правоохранительных органов. Так, за последние годы были разоблачены и осуждены десятки "оборотней в погонах". Совершенные ими преступления, разнообразны - от "крышевания" массажных салонов с услугой платной любви до серьезных связей с наркомафией. Несмотря на то, что законодательство в США предусматривает весьма строгие наказания за деяния, подпадающие под понятие "коррупция", говорить о том, что американцы достигли серьезных успехов в борьбе с этим злом можно весьма условно. Поймать коррупционера - дело, конечно, непростое. Госслужащие в США, как и обычные граждане, ежегодно подают налоговую декларацию в соответствующие органы, но подловить именно того, кого надо, удается далеко не всегда.
Пожалуй, самым компетентным источником информации о борьбе с коррупцией является Федеральное бюро расследований (ФБР). Именно на это ведомство возложена обязанность по чистке рядов среди как госслужащих, так и бизнесменов. Одно из последних выступлений директора ФБР Роберта Мюллера было посвящено коррупции. По его словам, ФБР ведет более двух с половиной тысяч расследований против чиновников, подозреваемых в коррупции. Это почти на 50 процентов больше, чем в 2003 году. Конечно, сотрудникам ФБР помогают и свидетели коррупционных дел. По данным аудиторской компании "Эрнст энд Янг", почти 80 процентов опрошенных считают доносы эффективным орудием борьбы с коррупцией.
Коррупция является частью стратегии сбыта автомобилей за рубежом, утверждает американская Комиссия по ценным бумагам и биржам. Конкретным примером является немецкий автогигант "Даймлер", который благодаря мировому соглашению с органами юстиции США и штрафу в размере 185 миллионов евро смог избавиться от предъявления официальных обвинений в подкупе должностных лиц в 22 странах. Эти преступления совершались в 1998-2008 годах при заключении сделок по продаже машин и ради получения выгодных контрактов. Размер взяток, которые экспортное подразделение концерна Daimler Export and Trade Finance GmbH давало прежде всего за контракты на покупку грузовиков и автобусов, достиг 56 миллионов долларов. Следствие велось до марта 2010 года, по итогам которого Штутгартский концерн обвинили в нарушении “Закона о борьбе с коррупцией за рубежом”.
Добровольная уплата штрафа позволила концерну избежать дальнейших судебных разбирательств, которые причинили бы значительный ущерб его репутации. В ходе диалога с министерством юстиции США руководство "Даймлера" частично признало факт подкупа чиновников за рубежом в особо крупных размерах. 1 апреля мировое соглашение было одобрено судом в Вашингтоне.
После уплаты штрафа "Даймлер" будет находиться на особом контроле Комиссии по ценным бумагам и биржам США еще три года. Координатором этой работы стал бывший директор ФБР Луис Фри.
"Даймлер" - не единственный
немецкий концерн, который
Скандалы в "Даймлер" и "Сименс" - лишь верхушка айсберга. В ФРГ ежегодно достоянием гласности становятся 1500 фактов коррупции, утверждает прокуратура Франкфурта-на-Майне. Еще минимум 30 тыс аналогичных случаев остаются за кадром. В ФРГ чаще всего взятки дают чиновникам из органов власти местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы распределения заказов на строительство и ремонт объектов местного значения - школ, детских садов, бассейнов, стадионов, коммуникаций. Взятки берут не только наличными, но и "борзыми щенками". Нередко в виде взятки фирмы ремонтируют или строят жилые или иные помещения для чиновника по заниженным расценкам.
В связи с этим руководители 56 ведущих зарубежных компаний, аккредитованных в России, под эгидой Российско-германской внешнеторговой палаты подписали соглашение об отказе от участия в коррупционных схемах. Участники этой инициативы особо отметили, что хотели бы тем самым содействовать развитию конкуренции и улучшению в долгосрочной перспективе инвестиционного климата в России. [11]
Так же Дмитрий Медведев подписал новые документы о борьбе с коррупцией - это бессрочная стратегия и двухлетний план.
Эксперты ждут, когда власть продемонстрирует личный пример борьбы. 13 апреля 2010 года российский президент утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и так же был утвержден в новой редакции национальный план противодействия коррупции [9] на 2010-2011 годы [6].
"Несмотря на предпринимаемые
государством и обществом меры,
коррупция по-прежнему
Эксперты позитивно оценивают появление двух документов, но отмечают, что поведение самих высокопоставленных должностных лиц не всегда соответствует заявленной в стратегии цели.
Двадцать одно направление борьбы в обоих документах перечислено множество способов борьбы с коррупцией, о которых уже неоднократно говорили президент Медведев и его подчиненные.
Среди них - разработка новых и переработки старых законов, внедрение инновационных технологий, предоставление государственных услуг через интернет и широкое освещение борьбы с коррупцией в прессе, а также включение ветеранов в состав комиссий по надзору за поведением госслужащих.
Мы считаем, что хорошо,
что в двухлетнем плане более
конкретно сформулированы задания
и сроки их выполнения для ведомств.
Глава общественного
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения.
В современной России существует немало проблемных вопросов и пробелов в законодательстве. В том числе проблем, связанных с бюджетным процессом, - начиная от обеспечения поступлений денег в бюджет и заканчивая рациональным использованием средств и выбора приоритетных сфер финансирования. Однако существует одна проблема, которая пронизывает весь бюджетный процесс. Она особенно актуальна в настоящее время для России и оказывает огромное отрицательное влияние на экономику страны. Ее имя – коррупция.
Однако, учитывая то обстоятельство, что в структуре коррупционных преступлений по-прежнему доминирует взяточничество, являющееся, по сути, ядром коррупции, наше исследование посвящено изучению проблем борьбы с этим наиболее опасным и распространенным видом коррупционных преступлений.
Вопросы борьбы с взяточничеством всегда были спорными и актуальными. Сейчас это обусловлено еще и тем, что меры, направленные государством в лице его правоохранительных органов на борьбу с этими преступлениями, оказываются малоэффективными.
Не изменились и "неработоспособные", на наш взгляд, представления о причинах, порождающих коррупцию. Достаточно привести цитату из преамбулы к проекту одной из очередных программ по борьбе с коррупцией: "Сложившееся положение стало возможным из-за того, что в органах государственной власти ослаблена работа по подбору и расстановке кадров..."[47].
Можно без колебаний утверждать: правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы с взяточничеством. Тому есть как минимум три причины.
Во-первых, лишь одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества; борьба с взяточничеством - не криминальная, а системная проблема.
Во-вторых, качество работы правоохранительных органов, которые сами разлагаются под воздействием мздоимства и лихоимства, представляется весьма низким, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем.
В-третьих, правоохранительная
система не может в одиночку справиться
с этой задачей; ее должны решать сообща
государство и гражданское
Необходимо найти принципы
в системе мер борьбы с взяточничеством,
предупреждающие его как сложно
Предполагается, что принципы,
касающиеся предупреждения взяточничества,
применяются как метод
Деловое сообщество выступает против всех форм вымогательства и взяточничества. Главным приоритетом должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество угрожает основанной на верховенстве закона стабильности демократических институтов, равенству и социальной справедливости, нормальному экономическому развитию государства, моральным устоям общества и демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций.
Мы считаем, что все организации, учреждения и предприятия должны соблюдать ряд следующих правил:
Информация о работе Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве