Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:03, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический анализ положений уголовного законодательства о взяточничестве;
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы получения и дачи взятки по УК РФ и изучить проблемы, возникающие при квалификации данных деяний;
- проанализировать квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции;
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность взяточничества в коррупции . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции . . . . . . 45
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
ВВЕДЕНИЕ
Взяточничество, являясь
на современном этапе жизни
Известно, что в настоящее время коррупция в России является не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным неблагоприятным фактором, подрывающим не только авторитет власти, но и разрушающим государственность [37, c.38]. Так же, данное преступное посягательство нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия и т. д.
Средний размер взяток в России в первом полугодии 2009г. по сравнению с первым полугодием 2008г. вырос почти втрое.
За минувшее полугодие сотрудниками департамента выявлено около 24 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2008г. [12].
Названные цифры отражают, что интерес государства к проблеме борьбы с коррупцией в России не пропадает, но эффективности нет, так как рост коррупции с каждым годом возрастает, тем самым нанося огромный ущерб государству.
По мнению иностранных специалистов, прямые потери России от коррупции составляют 15 млрд. долларов США ежегодно, что сопоставимо с доходной частью бюджета России в 1999 году.
Объектом исследования являются правоотношения, как элемент общественных отношений против коррупционных преступлений.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, относящихся к вопросам противодействия в борьбе с коррупцией.
На основе эмпирического метода изучалась нормативная база и научная литература по теме дипломной работы, проводился анализ различной документации, изучался и обобщался опыт отечественной и зарубежной практики.
Теоретический метод позволил нам провести историко-генетические исследования, сравнения, систематизацию, синтез и другие составляющие для более полного раскрытия темы квалификационной работы.
Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны. Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества[1].
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический
анализ положений уголовного
законодательства о
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы
получения и дачи взятки по
УК РФ и изучить проблемы, возникающие
при квалификации данных
- проанализировать
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,
- определить правовые
и социальные проблемы в
Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе показан генезис взяточничества и коррупции, отображены истоки возникновения взяточничества, как в нашей стране, так и в мире в целом.
Во второй главе раскрывается понятие коррупции, которое, кстати, так юридически и не отражено в нашем законодательстве, дается определение взяточничества, а также рассмотрены объект, субъект, субъективная сторона и объективная сторона, что тоже представляет определенный теоретический и практический интерес.
В третьей главе рассматривается роль государства в борьбе с коррупцией, сравнивая политическую борьбу с коррупцией в зарубежных странах с нашей страной мы предлагаем более эффективные решения по борьбе с коррупцией в нашей стране.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности юридических органов задействованных в сфере борьбы с коррупцией.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ И ВЗЯТКУ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Коррупция - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц [16, c.240]. Она зародилась в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.
Коррупция – произошла от латинского слова corruptio, которое переводиться как подкуп или разложение [34, c.369]. Многие понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения.
В справочном документе
ООН о международной борьбе с
коррупцией последняя определяется
как "злоупотребление
Разнообразие точек зрения на определение коррупции говорит о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
На протяжении последних 5—7 лет уголовное законодательство России непрерывно обновляется. Как известно, все новое есть хорошо забытое старое, поэтому следует признать, что нормы дореволюционного и советского уголовного права имеют немаловажное значение для совершенствования современного законодательства. Сегодняшние успехи и неудачи уголовного законодательства Российской Федерации в значительной степени зависят от того, насколько правильно и полно учитывается прошлый опыт законотворческой и правоприменительной деятельности.
Вероятней всего исторические корни коррупции исходят от обычая делать подарки. Каждый дорогой подарок помогал добиться расположения просящему человеку, выделяя тем самым его среди других посетителей и способствовал выполнению его просьбы. Поэтому плата вождю или жрецу в первобытных обществах считалась нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Урукагина - шумерский царь города Лагаша, живший во второй половине XXIV века до нашей эры был первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией. Так как коррупция носила массовый характер на уровне взяток и мелких растрат, борьба с ней не приводила к желаемым результатам, несмотря на жестокие и показательные наказания [35, c.94].
Один из министров Бхараты (индия) в IV веке до н. э. под псевдонимом Каутилья опубликовал первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра». В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Точно установлено, что взяточничество как социально-правовое явление на Руси было известно уже в IX—X вв., в период становления государственности [40, c.94]. На тот момент государственные чиновники обеспечивались общиной по единой норме. Конечно же, не всех эти нормы устраивали, однако жесткие санкций за допускаемые при этом нарушения не устанавливались. Все конфликты и споры разрешались городскими старейшинами, которые летами, разумом и честью заслужили доверие и могли быть судьями. Данный патриархальный способ решения проблемы борьбы с взяточничеством не мог быть долгое время эффективным.
В 1497 г. был принят Судебник, по которому стало вершиться правосудие на Руси. Так, ст. 1 Судебника гласила: «Судите суд боярам и окольничим. А на суде быти у бояр и у окольничих диаком. А посулов боярам, и окольничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому...» [13, с. 98]. Под посулами понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток [14, с. 319]. Данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главою государства по своему усмотрению [41, c.208].
Следовательно, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взяток.
Судебник 1550 г. данную норму изложил значительно проще. В ст. 1 было указано: «Всякому судье посулов в суде не имати». Ст. 3, 4, 5 предусматривали ответственность должностных лиц за получение взятки в зависимости от занимаемой должности в суде.
Данный нормативно-правовой акт (Судебник 1550 г.) на законодательном уровне осуществил разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В соответствии со ст. 3, 4, 5 Судебника под мздоимством понималось выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение. Под лихоимством понималось получение должностным лицом судебных органов разрешенных законом пошлин свыше нормы, установленной законом.
Первое в истории Царской России законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III, под его началом и при его непосредственном руководстве реализовывалась идея антикоррупционной политики правящего государя с целью недопущения к власти нечистых руку чиновников [36, c.181]. Эту же идею продолжил его внук Иван Грозный, который ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках, что в свою очередь послужило причиной сокращения недобросовестных представителей власти. Помимо этого необходимо отметить при правлении царя Ивана Грозного в 1561 году была введена судебная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки cyдебными чиновниками местного земского управления. Она гласила: «А учнут излюбленные суды судити не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тем людям, кто на них донесет» [15, с. 201].
Информация о работе Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве