Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:30, курсовая работа
Зефир – воздушное лакомство, получившее свое название в честь античного божества западного ветра. Есть прекрасная легенда о Зефире, одном из сыновей Астрея (звездного неба) и зари Эос, брате Борея и Нота. С гарпией Подагрой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. Именно Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения. В поздних легендах его женой стала Хлорида - ора, олицетворение весны. Образ Зефира использовали поэты, уподобляя ему чистое и кроткое дыхание женщины: «Екатерина в недрах мира, покоя сладкого в тени, в дыханье нежного зефира, дает вкушать златые дни» (Петров), «Но ты кротка, зефиром дышишь» (Костров), «В устах зефир, в очах Аврора» (Николаев) и т.д.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Литературный обзор……………………………………………………………………...5
1.1. Сырье для производства зефира…………………………………………………5
1.2. Пищевая, биологическая и потребительская ценность зефира………………...9
1.3. Физико-химические и органолептические свойства зефира,
глазированного шоколадом…………………………………………………………..10
1.4. Особенности транспортировки, приёмки и хранения зефира…………………11
1.5. Основные виды дефектов и брака……………………………………………….11
1.6. Место продукта на потребительском рынке……………………………………12
1.7. Ассортимент………………………………………………………………………13
1.8. Особенности экспертизы и фальсификация зефира……………………………15
2. Технологическая часть……………………………………………………………………17
2.1. Блок - схема производства зефира и ее описание……………………………….17
2.2. Технологическая схема производства зефира
глазированного шоколадом………………………………………...………………....20
2.3. Технология сбивания пастильной массы под давлением………………………23
2.4. Описание устройства основного оборудования……………....…………………24
2.4.1. Зефиросбивальные машины…………………………………………………..24
2.4.2. Зефироотсадочные машины………………………………………………......25
2.4.3. Глазировочные машины………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………
Институт питания РАМН разрешает использовать зефир в детском питании, назвав его, а также пастилу и мармелад первыми лакомствами, с которыми может познакомиться ребенок. Однако для детского рациона разрешены только лакомства, приготовленные по ГОСТ и не содержащие красителей, которые могут вызвать аллергию.
У мармелада, пастилы и зефира есть «родственники». К предкам следует отнести известное восточное лакомство рахат-лукум, а к молодому поколению – жевательный мармелад и маршмеллоу, производство которых налаживается и в нашей стране. Кроме того, появилось немало кондитерских изделий, комбинирующих различные традиционные продукты.
Выпуск зефира весьма перспективен для кондитерских компаний.
Простота технологий позволяет производить эти изделия не только на крупных, но и на мелких предприятиях. Даже если это небольшие цеха, они приносят своим владельцам немалый доход. Люди прекрасно видят, какой продукт требует небольших затрат на сырье и технику, а цена на него в магазинах все-таки высока: иногда она перекрывает себестоимость на 200-300%. Зефир относится именно к таким продуктам.
В основе конкурентной борьбы лежит стремление повысить рентабельность предприятия. Достичь успеха можно различными способами: получением высококачественного продукта, продуманной ценовой политикой, продвижением на рынок улучшенных товаров, использованием высокотехнологического сырья.
Однако рынок зефира и пастилы имеет тенденцию к росту.
Роль упаковки в условиях развития розничной
торговли в России весьма очевидна. Покупатель
встречается с упаковкой каждый раз, когда
входит в магазин. Профессионально разработанная
упаковка, помимо основных своих функций:
предохранение товара от порчи, облегчения
его перевозки и хранения, упаковка облегчает
идентификацию продукта, привлекает внимание
покупателя, доносит до него определенную
информацию (описание продукта, сроки
хранения и проч.) и, в конечном итоге, стимулирует
покупку. По статистике, около 80% решений
о покупке принимается непосредственно
в торговой точке. Зачастую случается
так, что единственной доступной для покупателя
информацией о продукте является та, которую
несет упаковка. [15]
1.7.
Ассортимент.
Зефир производится:
- неглазированным
(Рис. 1.8.1.) и глазированным (Рис. 1.8.2.);
Рис. 1.8.1. Зефир неглазированный
- в темном
или белом шоколаде, в йогуртовой и других
видах глазури (Рис. 1.8.3.).
Рис. 1.8.3.
Зефир в темной и белой глазури.
Зефир
не может похвастаться множеством форм,
в которых его выпускают: форма
ракушки (Рис. 1.8.4.) или что-то удлиненной
формы (1.8.5.).
Рис. 1.8.4. Зефир в форме ракушки
Рис. 1.8.5.
Зефир прямоугольной формы
Зефир
бывает ягодный, фруктовый, ореховый, шоколадный,
сливочный. Его глазируют шоколадом,
шоколадной глазурью (рис. 1.8.6.) и посыпают
кокосовой стружкой, вафельной крошкой
(Рис. 1.8.7.) и измельченным печеньем.
Рис. 1.8.6.
Зефир, глазированный шоколадной глазурью.
Рис. 1.8.7. Глазированный зефир, покрытый вафельной крошкой.
Внутрь добавляют цукаты и орехи, различные начинки (Рис. 1.8.8).
Рис.
1.8.8. Глазированный зефир с начинкой.
Комбинаций
очень много. Каждый найдет себе зефир
для души.
1.8.
Особенности экспертизы
и фальсификация зефира.
При
проведении экспертизы подлинности
фруктово-ягодных кондитерских изделий
могут возникать следующие цели исследования:
♦ идентификация вида изделия;
♦ идентификация сорта некоторых изделий;
♦
способы фальсификации и методы
их обнаружения.
При проведении экспертизы подлинности с целью идентификации вида фруктово-ягодных кондитерских изделий эксперт должен для себя определить круг решаемых при этом задач и теми методами, методологическими подходами, которыми он владеет.
Идентификация вида фруктово-ягодных кондитерских изделий устанавливается по ряду характерных органолептических показателей.
Пастильные изделия имеют пенообразную структуру, получаемую путем предварительного уваривания раствора студнеобразователя с сахаром или сахаро-паточным сиропом и дальнейшим сбиванием с яичными белками, с добавлением вкусовых, ароматических, красящих и других веществ, а также отформованных.
После
того, как определили вид фруктово-ягодного
кондитерского изделия, тогда возможно
устанавливать и сорт тех или
иных изделий.
Наиболее
сложной экспертизой является ее
проведение с целью определения
способа фальсификации фруктово-ягодных
кондитерских изделий. При этом могут
быть следующие виды их фальсификации.
Ассортиментная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий может применяться следующих видов: подмена высокосортного изделия более низкосортным изделием того же вида; подмена одного вида фруктово-ягодного кондитерского изделия другим.
Идентификация вида фруктово-ягодных кондитерских изделий устанавливается по ряду характерных органолептических показателей.
Подмену
одного вида изделия другим можно
установить по идентификационным показателям
того или иного вида изделия.
Качественная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий, наиболее широко применяемая при их производстве, включает: недовложения компонентов, предусмотренных рецептурой; замена дорогостоящего компонента менее ценным и т.п. Данные фальсификации легко распознаются при определении в изделиях содержания сахарозы, массовой доли плодов или ягод, воды; азотистых веществ.
Для увеличения массы шоколадной глазури, идущей для глазирования зефира, в нее могут вводить повышенное содержание сахара, воды. Поскольку в шоколадной глазури, представляющей собой жировую среду, вода нерастворима, то в него предварительно вводят различные поверхностно-активные вещества — лецитин, фосфатидные и другие концентраты, что позволяет увеличить содержание воды в глазури с 1% до 6—9%.
В
шоколадную глазурь могут вводить
вместо какао-масла гидрожир (или
его еще называют растительный жир),
маслоподобное, идентичное какао-маслу,
и другие синонимы. При такой фальсификации
шоколадная глазурь будет иметь параметры,
характерные для искусственного шоколада.
Количественная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий (недовес) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки с зефиром, пастилой, мармеладом занижен за счет использования более плотной бумаги,
Выявить
такую фальсификацию достаточно
просто, измерив предварительно массу
поверенными измерительными мерами веса.
Информационная фальсификация фруктово-ягодных кондитерских изделий — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот
вид фальсификации
♦ наименование товара;
♦ страна происхождения товара;
♦ фирма-изготовитель товара;
♦ количество товара;
♦ местонахождение предприятия;
♦
состав изделия.
К
информационной фальсификации относится
также подделка сертификата качества,
таможенных документов, штрихового кода
и др. Выявляется такая фальсификация
проведением специальной
2.
Технологическая часть.
2.1.
Блок - схема производства
зефира и ее описание.
В настоящее время в России используют
периодический способ приготовления зефира.
Процесс получения изделия можно представить
в виде блок – схемы, изображенной на
рисунке 2.1.
Рис. 2.1.
Блок – схема производства зефира, глазированного
шоколадом.
1) Подготовка сырья - это первый этап производственного цикла.
Яблочное
пюре, предназначенное для
При использовании кристаллических пищевых кислот их предварительно растворяют в воде в соотношении 1:1, а затем фильтруют.
Сахар просеивают через сито и пропускают через магнитный сепаратор для удаления металломагнитных примесей.
Патоку перед использованием нагревают до 40 – 50 °С и фильтруют.
2) Приготовление рецептурной смеси.
Уплотненное яблочное пюре готовится из обычной пульпы или пюре путем уваривания под вакуумом, при наименьшей температуре в течение небольшого периода. Разные партии яблочного пюре отличаются между собой показателями качества, а также неравноценны в технологическом отношении (могут иметь различные размеры частиц или разную консистенцию). Поэтому разные партии пюре уваривают отдельно, после чего их купажируют, т. е. смешиваются в смесителе для получения пюре с определенной желирующей способностью. Режим купажирования всегда устанавливают с помощью пробных варок и лабораторных анализов. Купаж подвергают протирке для удаления возможных частиц кожицы и примесей.
Купажированое и протертое пюре смешивают с сахаром и патокой при соотношении сахар: патока 1:1.
Главное условие при приготовлении яблочно – сахарную смесь – содержание в смеси 57 -59% сухих веществ.
3) Приготовление клеевого сиропа.
Агар замачивают в воде до набухания, а затем растворяют при нагревании. Далее вводят в раствор рецептурных количеств сахара и патоки.
Это нужно, чтобы зефир в последствии хорошо сохранял свою форму. Сироп уваривается до содержания сухих веществ 84…85%.
4) Сбивание массы.
В рецептурную порцию пюре первоначально добавляют около половины яичного белка, необходимого на одну загрузку. Через 8-10 минут сбивания, добавляют вторую порцию требующегося белка и продолжают сбивание. Через 10-12 минут с момента введения второй порции белка добавляют компоненты, соответствующие рецептуре, после чего в машину загружают необходимое количество горячего сахаро–агаро-паточного сиропа, возвратные отходы. Массу вымешивают в течение 3-4 мин для равномерного распределения желирующих веществ в массе.
Предварительная подготовка возвратных отходов состоит в следующем: возврат замачивают в воде так, чтобы содержание сухих веществ было в пределах 65 – 67%, после чего их измельчают, перемешивают и подают в смеситель.
Пюре, сахар и возврат перемешивают до полного растворения сахара и формирования гомогенной системы.
Основной
процесс в производстве зефирных
изделий – образование