Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
Слухи интересны как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным) каналам.
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация слухов 4
Глава 2. Факторы слухов 9
Глава 3. Управление слухами 13
3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14
3.2. Борьба со слухами 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Кафедра
идеологической работы
ТЕМА:
«Слухи: условия и причины
возникновения, меры
предупреждения»
Минск
2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация слухов 4
Глава 2. Факторы слухов 9
Глава 3. Управление слухами 13
3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14
3.2. Борьба со слухами 17
Заключение 21
Список
использованной литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня,
в век информационных технологий,
существуют различные каналы передачи
информации. Слухи в истории человеческой
цивилизации возникли так же давно,
как и устная коммуникация вообще.
В течение большинства времени
слухи играли роль основного способа
и канала распространения информации.
Однако, с развитием средств массовой
коммуникации ситуация кардинально
изменилась – государственные и
негосударственные структуры
Слухи
интересны как феномен
Слухи
– это особая, обычно недостоверная
информация (и/или искажающая форма
передачи любой информации), распространяющаяся
исключительно в устной форме, как
бы «по секрету», «из уст в уста»,
и функционирующая
Слухи
никогда не бывают достоверными, поскольку
в процессе циркуляции фабула слуха
претерпевает психологически закономерные
трансформации. В процессе устной передачи
любая самая достоверная
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм управления слухами.
Задачи курсовой работы:
-
изучить определение и
- рассмотреть слухи как канал распространения информации;
-
выявить направления
- рассмотреть слухи как фактор формирования общественного мнения.
Согласно
известным психологическим
В
несколько иной трактовке, слухи
– это тот самый «специфический
вид межличностных
Подчеркнём: слухи – всегда искажённая, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, её так и определяют как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.
Рассмотрим типологию слухов. Известны две основные типологии слухов. Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.
«Слух-желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине ХХI века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями – так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т.д.
«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления-вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используют для манипуляции психологией масс.
Приведу
только два исторических примера, когда
«слухи-желания» распространялись среди
населения стран-противников. В период
«странной войны» с Францией (1939
– 1940 годы) немцы распространяли слух
о том, что «скоро начнутся переговоры».
Это расслабляло готовность французов
к сопротивлению, что и было использовано
немцами. Зимой 1942 года японцы распространяли
среди населения США слух о
том, что в ходе начавшейся войны
«японцам не хватит бензина даже на
полгода». Конкретная цель в такой
«войне слухов» была понятна: вызвать
разочарование по поводу несбывшегося
желания и связанную с
«Слух-пугало» - слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.
Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т.д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остаётся практически неизменной.
Наиболее
часто встречаются «слухи-
Аналогичным образом распространяются слухи о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т.д. В таких ситуациях усиление пессимистичных настроений стимулируется ещё и типичными для этих обстоятельств слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, безудержной коррупции и т. д. Примерами слухов такого рода полна новейшая история России.
В историческом плане разновидности таких слухов встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населения вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год и Индия, 1975 год), что « предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жён» (Росиия, 1917 год) и т.д.
«Сверхзадача» слухов такого рода понятна. С одной стороны, запугивание населения. С другой стороны, попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.
«Агрессивный
слух» - слух, не просто вызывающий негативные
настроения и состояния, отражающие
нежелательные ожидания аудитории,
а конкретно направленный на стимулирование
агрессивного эмоционального состояния
и поведенческого «ответа», жесткого
агрессивного действия. Слухи такого
рода возникают в ситуациях острых
противоречий, связанных с социальными
межгрупповыми и
Агрессивные
слухи – продолжение «слухов-
Основная функция агрессивных слухов – не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленные фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров – слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.
«Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них – очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера – описание М.А.Булгаковым нравов начала ХХ века: «Что в Москве творится – уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось… Какие-то жулики уже читают лекции».
Информация о работе Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения