Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Слухи интересны как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным) каналам.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и классификация слухов 4

Глава 2. Факторы слухов 9

Глава 3. Управление слухами 13

3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14

3.2. Борьба со слухами 17

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по слухам.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     «ВОЕННАЯ  АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

     Кафедра идеологической работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕМА: «Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения» 
 
 
 
 
 
 

                                         Слушатель 218 учебной  группы

                                         капитан Янушкевич В.И. 

                                         Руководитель

                                         Безруков Игорь  Николаевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск

     2011

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и классификация слухов 4

Глава 2. Факторы слухов 9

Глава 3. Управление слухами 13

3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14

3.2. Борьба со слухами 17

Заключение 21

Список  использованной литературы 22 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Сегодня, в век информационных технологий, существуют различные каналы передачи информации. Слухи в истории человеческой цивилизации возникли так же давно, как и устная коммуникация вообще. В течение большинства времени  слухи играли роль основного способа  и канала распространения информации. Однако, с развитием средств массовой коммуникации ситуация кардинально  изменилась – государственные и  негосударственные структуры взяли  на себя функцию информирования общества. Тем не менее, слухи, как социальное явление, сохранились и в свете  новых условий приобрели специфические  функции.

    Слухи интересны как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным) каналам. Изучение слухов важно по двум причинам. Во-первых, слухи – важная форма самовыражения массовых настроений и общественного мнения. Во-вторых, это один из эффективных каналов  воздействия  на массовое поведение.

    Слухи – это особая, обычно недостоверная  информация (и/или искажающая форма  передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как  бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно  в звуковой форме.

    Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку  в процессе циркуляции фабула слуха  претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» (тождественности  оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слух. Средневековый европейский герольд или родной отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных поселениях с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст в пересказываемый слух – «обращая в слух» письменную информацию. Это усиливается, когда сказанное начинает передаваться не профессионалом, а простыми людьми: умножающиеся искажения увеличивают степень недостоверности.

    Цель  курсовой работы: рассмотреть механизм управления слухами.

    Задачи  курсовой работы:

    - изучить определение и типологию  слухов;

    - рассмотреть слухи как канал  распространения информации;

    - выявить направления использования  слухов;

    - рассмотреть слухи как фактор формирования общественного мнения.

  1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУХОВ
 

    Согласно  известным психологическим определениям, слухи – это «массовидное явление межличностного обмена искажённой, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».

    В несколько иной трактовке, слухи  – это тот самый «специфический вид межличностных коммуникаций, в процессе которой сюжет, до известной  степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достижением обширной диффузной  аудитории».

    Подчеркнём: слухи – всегда искажённая, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная  информация. Если информация достоверна, её так и определяют как «информацию». Если недостоверна или в достоверности  есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут  подтверждаться фактами. Однако тогда  они перестают быть «слухами»  и превращаются в знание, в достоверную  информацию.

    Рассмотрим  типологию слухов. Известны две основные типологии слухов. Одна классификация  слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную  окраску.

  1. Информационная типология. Поскольку слухи – всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа – от «абсолютно недостоверных», через «просто недостоверные», до «достоверных» и «близких к действительности».
  2. Эмоциональная типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.

    «Слух-желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное  желание, отражающее актуальные потребности  и ожидания аудитории, в которой  он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать  упорно ходившие среди российского  крестьянства в середине ХХI века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями – так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т.д.

    «Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С  одной стороны он соответствует  пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления-вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используют для манипуляции психологией масс.

    Приведу только два исторических примера, когда  «слухи-желания» распространялись среди  населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939 – 1940 годы) немцы распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов  к сопротивлению, что и было использовано немцами. Зимой 1942 года японцы распространяли среди населения США слух о  том, что в ходе начавшейся войны  «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой  «войне слухов» была понятна: вызвать  разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующих событий, эти цели успешно достигались.

    «Слух-пугало» - слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и  эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные  ожидания аудитории, в которой они  возникают и распространяются.

    Обычно  слухи такого типа возникают в  периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т.д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остаётся практически неизменной.

    Наиболее  часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении  цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-1991 годах, в Чили в 1971-1973 годах, в Афганистане в 1980-х годах и во многих других сходных ситуациях. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объёмах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод. Классический пример – Россия 1917 года: хотя урожай был даже выше обычного, уже к октябрю в столичных магазинах исчез хлеб, сюда же можно отнести и пример с недостатком сахара на белорусском рынке, когда в магазинах люди за четыре месяца скупили годовую норму потребления сахара.

    Аналогичным образом распространяются слухи  о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом  отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т.д. В таких  ситуациях усиление пессимистичных настроений стимулируется ещё и  типичными для этих обстоятельств слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, безудержной коррупции и т. д. Примерами слухов такого рода полна новейшая история России.

    В историческом плане разновидности  таких слухов встречались в странах  с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населения вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год и Индия, 1975 год), что « предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жён» (Росиия, 1917 год) и т.д.

    «Сверхзадача» слухов такого рода понятна. С одной  стороны, запугивание населения. С  другой стороны, попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

    «Агрессивный  слух» - слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния  и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными  межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведу  несколько известных примеров: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960 год); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (США, 1964 год).

    Агрессивные слухи – продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Известно, что  агрессивные антиправительственные  выступления провоцировали в  исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о «большом одеяле». В разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведётся к одному: все сельчане, вместе с жёнами, будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь «большим одеялом».

    Основная  функция агрессивных слухов –  не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленные фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров – слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

    «Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них – очевидная  нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера – описание М.А.Булгаковым нравов начала ХХ века: «Что в Москве творится – уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось… Какие-то жулики уже читают лекции».

Информация о работе Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения